UA / RU
Поддержать ZN.ua

Праздник Господу

Праздники являются одним из наиболее ярких проявлений церковной жизни. Часто общество судит о церкви по тому, как и что она празднует...

Автор: Олег Гавриш

Праздники являются одним из наиболее ярких проявлений церковной жизни. Часто общество судит о церкви по тому, как и что она празднует. Каждая христианская конфессия имеет свое представление о том, зачем нужны праздники. Однако все чаще они обогащают друг друга собственным опытом и приходят к пониманию главного — в центре любого праздника должна быть проповедь, а не политика.

При всем разнообразии христианских конфессий в Украине большинство из них отмечают одни и те же праздники. Разница состоит лишь в том, что в православии количество памятных и праздничных дней несколько больше, чем, скажем, в протестантизме.

Кто и что отмечает

Итак, украинские православные отмечают два рода праздников — связанные с церковным календарем (общие для всех церквей) и связанные непосредственно с той или иной православной церковью. В то время как в католической Европе масштабней всего празднуют Рождество Христово, главным праздником в православии считается Пасха, или Воскресение Христово. «Самый главный праздник — Пасха. Ее называют праздником праздников и торжеством из торжеств. Воскресение Христово — это основание христианства. Без веры в воскресение и того, что оно означает, все христианство теряет смысл», — говорит епископ Украинской православной церкви (Киевский патриархат) Евстратий (Зоря). Именно к Пасхе привязаны все подвижные праздники в православном кален­даре, например Вознесение Хрис­тово (на сороковой день после Пасхи) или Троица (на пятидесятый день после Пасхи). Двенад­цать наибольших праздников православия, так называемые Двунадесятные праздники, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богоро­дицы. Кроме того, православные ежедневно отмечают день памяти того или иного святого. Дни памяти особенно чтимых в стране святых отмечаются с большим размахом. «В Украине особо почитаются апостол Андрей Первозванный, который принес нам Благую Весть, и святитель Николай», — говорит епископ Евстратий (Зо­ря). Он утверждает, что православные также масштабно празд­нуют дни памяти святых, чьи мощи находятся в украинских храмах, скажем, дни памяти преподобных Печерских, священномученицы Варвары или священномученика Макария.

Украинская грекокатолическая церковь, по словам ее пресс-секретаря отца Игоря Яцива, поскольку исходит от совместной колыбели Владимирова Крещения, празднует все православные Двунадесятные праздники и особо отмечаем именно Пасху, а не Рождество. Впрочем, есть и некоторое количество праздников, которые отмечают в этой церкви согласно католической традиции. Так УГКЦ широко празднует день непорочного зачатия Пресвятой Богородицы. А во вторую неделю после Пятидесятницы, когда в пра­вославии отмечают празд­ник всех святых в зем­ле Русской просиявших, УГКЦ, в день Пресвятой евхаристии, проводит принятое у католиков римского обряда первую исповедь и торжест­венное причастие детей.

Протестанты отмечают Рождество Христово, Сретение, Благовещение, Въезд Христа в Иеру­салим, Пасху, Троицу (Пятидесят­ницу), Вознесение Христово, Преображение Христово. Боль­шинство евангельских и баптистских церквей отмечают фактически все христианские праздники, связанные с событиями в жизни Спасителя Иисуса Христа, не придавая особого значения памятным дням, связанным с «человеческими именами», то есть с памятью святых. У христиан баптистов есть также свой особый праздник — Праздник Жатвы, или День благодарения, аналог которому, по мнению Вячесла­ва Нестерука, есть в Ветхом Заве­те. Он говорит, что в этот день каждая церковь благодарит Бога за урожай и, как правило, готовит для прихожан и гостей угощение.

Представители всех трех христианских конфессий (в том числе православия) выступают с осуждением языческих праздников, таких как Коляда, Завали­вание, Красная горка, Ивана Купала. Которые, надо отметить, иногда совпадают по датам с праздниками христианскими, что в результате приводит к тому, что в народе их попросту путают.

У всех христианских конфессий особо выделяется воскресный день, он также считается праздничным. Праздником для христиан считается принятие причастия, в протестантских церквях это называется Вечеря Господня и, как правило, проводится раз в месяц.

Смысл празднования

Все христианские конфессии сходятся на том, что празднования, согласно христианскому учению, были установлены самим Богом. Подробное описание некоторых праздников содержится в Пятикнижии. В Еванге­лиях мы находим указание на то, что Иисус Христос праздновал Пасху — выход из Египта, праздник жатвы первых и последних плодов, праздник кущей — все, что относилось к израильскому народу. «Те праздники, которые празднует церковь сегодня, относятся к Новому Завету и в основном выражают почитание и память того, что Бог во Христе сделал для нашего спасения», — рассказывает епископ Евстратий (Зоря).

Впрочем, если сами праздники у христиан одни и те же, то подход к празднованиям у каждой из конфессий различный. Так, в православии праздник — это день особенно посвященный служению Богу. «Очень хорошо передает суть происходящего слово «свято». Если слово «празд­ник» указывает на праздность, то есть нерабочий характер дня, то слово «свято» означает, что этот день святой, то есть отделен­ный для Господа. Главный смысл христианских праздников в том, чтобы человек остановился в своей мирской деятельности и имел возможность обратить внимание на духовную жизнь», — рассказывает епископ Евстратий (Зоря). Вырваться из круговорота мирских потребностей, чтобы посвятить этот день молитве и прославлению, — вот смысл праздника в православии.

Как рассказал пресс-секретарь главы УГКЦ отец Игорь Яцив, католики видят цель празд­ника в том, чтобы заново пережить событие, которое уже случилось в истории Церкви. «Пережить так, как будто я являюсь участником этих событий, вот что действительно важно», — поясняет он.

Для протестантов главная цель праздников — это обновить в памяти события, важные для спасения, и, используя праздник как повод, рассказать об этом другим. «Конечно, от праздников есть польза, потому что каждый раз, когда мы вспоминаем эти события, это напоминает людям об Иисусе Христе. Это их умиляет, открывает им истину, меняет их жизнь», — говорит Вячеслав Нестерук.

Любопытно, что представители православной и грекокатолической церквей в процессе празднования делают ставку прежде всего на свою паству, тогда как протестанты приглашают в церкви гостей и активно используют праздники для миссионерской деятельности. Поскольку для протестантских церквей празд­ник — это прежде всего возможность проповеди, то точная дата того или иного события для них также не имеет большого значения. По словам Вячеслава Нестерука, многие баптистские церкви празднуют Рождество Христово дважды — 25 декабря и 7 января.

Государственные праздники и церковь

Как правило, церкви масштабно не отмечают государственные и светские праздники, но и совсем стороной их не обходят. Например, грекокатолики, говорит отец Игорь Яцив, в День независимости всегда проводят молебен за Украину, а в день памяти жертв Голодомора — панихиду по умершим. Новый год празд­нуют представители всех конфессий, в том числе и протестанты.

Особняком стоит годовщина Крещения Руси, которая по сути объединяет церковь и государст­во. Впрочем, отношение к этому празднику среди самих христиан разделилось. В отдельных протестантских церквях часто можно услышать о том, что в этом году событие имело скорее политическую, чем духовную окраску.

Впрочем, несмотря на весь политический негатив, православные церкви использовали праздник для проповеди Благой Вести, что, пожалуй, и стало его главным положительном итогом. Так, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев рассказал о том, что положительно оценивает празднование 1020-летия Крещения Руси хотя бы потому, что это дало возможность реализовать совместную с группой ДДТ программу концертов, которая прошла в 22 городах Украины и которую посетило 1,5 миллиона человек. «Я получал отзывы от священников, что на следующий день после нашего концерта в храмах было много молодых людей. Хотя изменения в душах людей происходят не одномоментно. Но на концерте человек мог понять, что мир православия открыт и для него. А когда он ощутит житейскую потребность, тогда он вспомнит наш концерт и поймет, что церковь не видит в нем оппонента. И он может обратиться к ней», — рассказал Андрей Кураев.

Любопытно, что годовщину празднования 1020-летия Руси позитивно оценили и грекокатолики, и даже отдельные протестанты. «Господь благословил, чтобы эта инициатива стала истинным христианским праздником. Главная цель празднования 1020-летия Крещения Руси — это понять, какие мы христиане. Этот день нужно отмечать ежегодно, и он всегда должен быть предметом для раздумий, а все ли правильно в нашей жизни», — говорит отец Игорь Яцив. А Вячеслав Нестерук отметил, что праздники, в том числе и день Крещения Руси, остаются лучшим временем для проповеди Слова Божьего. «В праздники проще собрать людей, люди лучше настроены и больше готовы слушать», — говорит он.

Одним словом, идея совмещения праздников церковных и государственных не так плоха, как может показаться на первый взгляд. Главное, чтобы в центре этих праздников была проповедь о Спасителе, а не политические дрязги.