UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правый поворот на красный свет

Бронепоезд правых уже ушел с запасного пути и набирает ход, молодые вряд ли пустят туда мешочников. Причем новое поколение проморгали все старые политики без исключения.

Автор: Олег Покальчук

В Сибири некогда существовал своеобразный способ охоты на медведя. На дерево подвешивали приманку с тухлятинкой. Но так, чтобы путь к ней прегра ждало толстенное бревно, свободно висящее на канате. Медведь, чуя приманку, лез на ствол и встречал на пути эту колоду. По своей медвежьей натуре он даже не пытался колоду обойти. Отпихивал ее в сторонку и лез дальше. Колода, качнувшись в сторону, била медведя в бок. Косолапый злился, толкал колоду сильнее. Та, естественно, била еще сильнее. Медведь - еще пуще. Колода - отвечает тем же. Наконец, колода ударяла его с такой силой, что оглушала и сшибала с дерева.

Можно было бы вполне ограничиться именно таким метафорическим описанием поведения современной украинской власти до выборов-2012, явивших не просто 70-процентную нелюбовь избирателя к правящей партии, но и обозначивших вполне осязаемый «правый уклон» этой нелюбви.

А приманка была так близка! И как манила ее легкая протухлость: инвестиционная непривлекательность, воровство и коррупция, растущий дефицит госбюджета, внешний долг, демографический кризис, алкоголизм как основной способ питания и самовоспитания масс и прочее. А косолапая и косорукая власть в своем невежестве и самоуверенности, да еще с подначки, растолкала (и продолжает толкать) доселе лишь слегка покачивавшееся бревно национализма.

Любая басня ограничивает территорию происходящего, абсолютизирует событие, оставляя за пределами восприятия фон, на котором все происходит. Такой басенный подход как бы и мил украинскому сердцу: «Мы - единственные и неповторимые, поэтому у нас житие загадочно, непредсказуемо и не как у людей». Поэтому голосуем сердцем, а не головой. Но в итоге - все через задницу.

Куда приводят мечты?

Знамо куда. К краху социалистических иллюзий, который украинцы с упорством и терпением, достойными лучшего применения, переживают как минимум последние сто лет во время своих революций, войн и выборов.

Напомним немножко о мировом фоне происходящего, о маркерах всеобщего «правого поворота». В США гуру консерватизма Патрик Бьюкенен, отличающийся прямотой высказываний, забил тревогу, обвиняя неоконсерваторов в отходе от фундаментальных принципов консерватизма и в предательстве интересов страны и конституции. Потому что именно на этих выборах президента США волна правого национализма буквально оттеснила старых консерваторов на периферию политического процесса. Очевидные успехи «ультраправых» в Австрии, Франции, Италии, Голландии, Венгрии показали, как под давлением обстоятельств образцовые во всех отношениях европейцы быстро сбрасывают камуфляж гипертолерантности и возвращаются если не к национальным корням, то хотя бы к поиску собственной идентичности.

Что это за обстоятельства?

Идея преобразования мира путем конвергенции 80-х была в том, что СССР должен стать демократическим, а Европа - социалистической. Структуры должны были взаимно совпадать, образовывая социал-демократическую унию. Вот почему структуры ЕС изначально строились по образцу СССР. Кого-то заманивали туда, а кого-то и заталкивали. Дания дважды голосовала против Маастрихтских соглашений. Ирландия голосовала против Ниццкого договора. Швейцарию заставляли проводить референдум пять раз. Европейский парламент - это Верховный Совет. Еврокомиссия - это Политбюро. Оба органа никому не подотчетны и прямым образом никем не избираемы. Сегодняшняя идеология ЕС - смесь социализма с этатизмом, скрепляемая цементом политкорректности, этой новой идеологии угнетения. Священников подвергают гонениям за высказывания о том, что Библия порицает гомосексуализм. Франция приняла закон против «выражения ненависти» к геям. В Британии аналогичный закон принят по поводу расовых и религиозных отношений. В перспективе можно говорить о систематическом насаждении идеологии, усиливаемом репрессивными мерами. Выступающие против неконтролируемой иммиграции из «третьего мира» будут считаться расистами, а выступающие против дальнейшей европейской интеграции - ксенофобами. Этим будет заниматься Европол, эдакое КГБ с дипломатическим иммунитетом. Европейский Союз ожидает такой же коллапс и крах, который случился с СССР. С такой же динамикой. Экономические процессы потянули за собой сомнения, а сомнения порождают все боле организованное политическое сопротивление. Людям не нравится систематическое уничтожение демократии бюрократией. Они стали более болезненно осмысливать противоречие норм современной Европы с традиционными христианскими ценностями и национальной традицией. Восточные европейцы устали от высокомерного отношения к себе Старой Европы. Хроническое «особое мнение» стран Вышеградской четверки - это та же позиция, которую занимали прибалтийские республики в составе СССР. И это только начало. В угоду этим тенденциям риторика правых радикалов переходит к либералам (и даже к коммунистам, как в нашем случае), и они выступают с тех позиций, которых ранее не придерживались.

На этом фоне можно было бы облегченно воскликнуть: таки да, мы истинные европейцы! Вот именно этим объясняется феноменальный, неожиданный успех «Свободы» на парламентских выборах в Украине.

Да будет вам. Во-первых, никакой особой неожиданности в этом не было. Если, конечно, не верить в убаюкивающие придворные сказки, а просто послушать людей на улице. Неопределившиеся у нас - всегда протестный электорат, и чем печальнее общая картина, тем он радикальнее. Во-вторых, на этом грунте взошли и электоральные результаты коммунистов. А из крайне левых в Восточной Европе всегда очень быстро получались крайне правые, так что здесь в партийных предпочтениях играет роль лишь место проживания и язык, а желание украсить ближайший фонарь какой-нибудь «тушкой» - универсально и всеобъемлюще.

Ну и давайте же наконец-то о наших медведях. Нынешняя власть, как, впрочем, и предыдущие, хотела строить капитализм. Оказалось, что для этого нужны деньги и, собственно, строители с маломальскими навыками. Народ наш от производительного труда и самоорганизации давно отвык. Поэтому капитализм (ни разу не дикий) успешно строился-строился и, наконец, построился себе в отдельных поместьях. А в остальной части страны, откликаясь на ностальгический запрос одичавших «совков», начал возобновляться обычный казарменный социализм.

Получилась такая китайская модель, «одна страна - две системы», только без китайцев. Их или кого другого с желанием работать еще надо будет завезти. Аграрии бы уже на вчера завезли на свои земли трудолюбивых разноцветных мужичков. Да мешает собственное сельское население. Работать по-современному не могущее, социалку требующее, но при наличии чужих гастарбайтеров наверняка проголосующее за правых, все как один.

Поэтому часть украинского электората продолжает протестовать против советизации или, точнее сказать, большевизации Украины, болезненно реагируя на «новых красных». А вторая часть - против капитализации меньшинства за счет большинства. Тут-то и вспоминаются ими разные локальные идентичности, истории своих регионов, краев и земель, самоуправление с федерализацией, да желание побольше налогов оставлять у себя, а не выпрашивать потом денежку у Киева. Вполне себе евросоюзовская тенденция.

А у власти, с одной стороны - кабальное газовое соглашение, с другой - внешний долг в 130 миллиардов долларов, в разы растущий из года в год дефицит бюджета, и кукиш в закромах, вроде Госрезерва. Они бы и сами без удовольствия, но по нужде радикально «поправели», чтобы избирателю понравиться, но не тут-то было. Европа с Россией денег не дадут, как Венгрии, пока та не исправилась. Точнее, не «ислевилась».

Бронепоезд правых уже ушел с запасного пути и набирает ход, молодые вряд ли пустят туда мешочников. Причем новое поколение проморгали все старые политики без исключения. Не поняли, не могли понять качественного отличия людей, состоявшихся вне «совка». А теперешние 17-летние, они еще круче. Их старшие братья устроили партии власти маленький «йоббик», если придерживаться сравнения с Венгрией, а младшие вполне могут устроить в 2015-м - большой. А если повезет, то и через год, на досрочных парламентских.

Колоду-то медведь качать не прекращает.