UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРАВДА О ЧЕРНОБЫЛЕ ДОЛЖНА НАЧИНАТЬСЯ С ПРАВДЫ О МУЗЕЕ

Как быстро летит время. Этой весной исполнилось уже 12 лет со дня чернобыльской катастрофы и десять лет - единственному в мире музею, в экспозициях и документах которого увековечена память об этой трагедии...

Автор: Василий Мельник

Как быстро летит время. Этой весной исполнилось уже 12 лет со дня чернобыльской катастрофы и десять лет - единственному в мире музею, в экспозициях и документах которого увековечена память об этой трагедии. Уникальна и история его создания.

Пожарные - люди скромные. Бороться с огнем, спасать людей и имущество - это их обычная будничная работа. Но такой трагедии, как авария четвертого реактора Чернобыльской АЭС, которая произошла в час 23 минуты ночи 26 апреля 1986 года, мир еще не видел. Наши товарищи, которые пошли в атомный ад первыми, а затем погибли, знали, на что идут. Мы тоже мчались в Чернобыль не за наградами и почестями. Такова наша служба, судьба, которую мы выбрали сами. Пожарные Киевщины и других областей и городов выполняли боевой приказ и присягу, вполне осознавая, что кому-то, возможно, придется пожертвовать здоровьем, а то и жизнью, как это нередко случается на пожарах.

Но чернобыльская беда, ее масштабы и последствия поразили даже, как говорится, видавших виды. После той ужасной ночи мы потеряли шестерых боевых товарищей с «первой шеренги» и решили увековечить для потомков память о них и о других героях Чернобыля, призвать человечество к бдительности, более осторожно и взвешенно обращаться с достижениями научно-технического прогресса. Так по инициативе и силами работников Управления пожарной охраны Киевской области еще в 1987 году была создана музейная экспозиция «Память мужества и славы», разместившаяся сначала в административном помещении УПО УВД Киевщины. К ней проявили огромный интерес трудовые коллективы нашего и других городов, студенты, школьники, воины Вооруженных Сил, пожарные и милиционеры нашей страны, зарубежные гости. Увеличивался поток посетителей. Увеличивалась сама экспозиция. Ее пополняли новые документы, материалы и экспонаты.

«Да это настоящий музей!» - восхищенно говорили посетители.

Музею требовалось больше места. И тогдашние руководители областного управления внутренних дел решили разместить его в двухэтажном доме старого пожарного депо на живописном Подоле. Старые помещения и инженерные сети нуждались в реконструкции, которую нужно было осуществить так, чтобы не пострадала историко-эстетическая ценность этого и соседних памятников архитектуры, которые входили в историко-культурный заповедник «Древний Киев», причем в условиях отсутствия серьезного финансирования. Поэтому пришлось выполнить огромный объем проектно-согласовательных и строительно-монтажных работ. Чего только стоило, скажу для примера, укрепление старой пожарной башни, находившейся, как показало обследование, в аварийном состоянии. Со временем на башне были установлены шесть колоколов в честь героев-пожарных из «первой шеренги».

Большую часть работ, сбор материалов и экспонатов выполняли в свободное от службы время сами офицеры, сержанты, рядовые пожарные и милиционеры. Практически все они в силу служебных обязанностей принимали активное участие в ликвидации последствий катастрофы, хорошо знали наших погибших коллег и шли на строительство и другие работы не по приказу начальства, а по зову сердца. Строительство это было воистину народным, на нем не имело значения, где полковник, а где лейтенант или сержант - все мы выполняли любые посильные работы и одинаково радовались, увидев приближение конечного результата общих усилий.

Мы радовались также, когда в музей, который вскоре получит статус национального, пришли работать специалисты музейного дела. Да, каждый в конце концов должен заниматься своим делом: пожарные предупреждать и тушить пожары, музееведы - помогать грамотно организовывать сбор и размещение материалов, квалифицированно вести экскурсии. Нынешние штатные сотрудники также сделали весомый вклад в развитие музея «Чернобыль», в котором каждую весну мы все вместе, в присутствии родственников погибших героев, высоких государственных должностных лиц, зарубежных гостей отмечаем очередную годовщину трагедии, а в будни знакомим с ее историей многочисленных гостей столицы Украины, помогаем людям осознать уроки Чернобыля как школу патриотизма, мужества, человечности и ответственности перед потомками.

Но обидно одно. Казалось бы, общее дело делаем. И делить нечего. Но иногда кое-кому из упомянутых штатных сотрудников музея начинает не хватать то ли памяти, то ли скромности, и появляются тогда на страницах периодических изданий ошибочные утверждения о том, будто музей создали именно они - только пять человек, хотя пришли они работать значительно позже, когда музей уже существовал и принимал посетителей со всего мира. Никак не желая приуменьшить их вклад в развитие музея, в то же время должен отметить, что такие заявления существенно искажают историю создания музея как одну из страниц истории чернобыльской катастрофы, совсем незаслуженно отодвигают в тень пожарных - создателей сокровищницы нашей памяти о Чернобыле. И это вызывает справедливое возмущение у наших коллег, дестабилизирует моральный климат в коллективе пожарных Киевщины, которые и ныне остаются верными присяге, добросовестно выполняют свой гражданский и служебный долг, в том числе и по охране ЧАЭС и зоны отчуждения.

Несмотря на трудности сегодняшнего дня - задержки с выплатой зарплаты, нехватку новой надежной техники, запчастей, боевой амуниции и др., мы всегда готовы вступить и вступаем в бой с пожарами, которые, наверное, всегда будут преследовать человечество. Что поделать - люди, к сожалению, не всегда умеют как надо обращаться с огнем или атомными реакторами.

Но намного хуже, когда они не умеют или не хотят добросовестно обращаться с исторической правдой. А это - очень огнеопасный материал, поскольку пожары, как известно, начинаются с искры.