UA / RU
Поддержать ZN.ua

Права детей незаконны?

Похоже, что державные мужи в Верховной Раде вплотную решили заняться проблемами подрастающего поколения...

Автор: Александра Тимощук

Похоже, что державные мужи в Верховной Раде вплотную решили заняться проблемами подрастающего поколения. Поэтому и утвердили на целую десятилетку вперед общегосударственную программу с довольно громким названием «Национальный план действий реализации Конвенции ООН по правам ребенка».

Сам проект был разработан в 2006 году под эгидой бывшего министра по делам семьи, молодежи и спорта Юрия Павленко. Толчком для создания общегосударственной программы стал указ президента Украины Виктора Ющенко от 11 июля 2005 года «Про першочергові заходи щодо захисту прав дітей». Хотя основные цели и задачи данного проекта были определены еще в 2000 году на Всемирном саммите тысячелетия ООН, где в списке стран-участников числилась и Украина. Тогда речь шла о пропаганде здорового образа жизни; предоставлении возможности получения высококачественного образования; защите детей от насилия и эксплуатации; борьбе с ВИЧ/СПИДом.

Но сегодня в Украине, для того чтобы создать благоприятную атмосферу для подрастающего поколения, нужно предпринять более серьезные меры в области здравоохранения, образования и юстиции. Необходимо направить все силы на преодоление бедности, снижение детской смертности и улучшение здоровья матерей. Больших усилий требует борьба с ВИЧ-инфек­цией и СПИДом. Нерешенными остаются проблемы образования и социальной защиты детей. Для реализации вышеперечисленных задач и был разработан Национальный план действий на период до 2016 года.

Его первый пункт касается создания благоприятных условий для повышения рождаемости здоровых детей путем модернизации оборудования в родильных домах и оказания квалифицированной помощи будущим мамам. Таким образом, планируется уже через три года значительно снизить уровень мертворождаемости и на 70% увеличить количество естественных родов. Более того, державные мужи решили до 2015 года достичь 60-процентного уровня грудного кормления детей в возрасте до шести месяцев.

Превзошли все ожидания и цифры, заложенные в пункте, посвященном борьбе со СПИДом и туберкулезом. Национальным планом предусмотрено снижение показателя передачи ВИЧ от матери к ребенку до 5% и увеличение обеспечения необходимыми медикаментами до 90% детей, больных СПИДом. Правда, в этом большие надежды государственные деятели возлагают на работу немногочисленных общественных организаций и ждут серьезных результатов от различных тренингов, семинаров, конференций и круглых столов, что вряд ли способно улучшить ситуацию в области медицины и здравоохранения. Особенно, если речь идет о трудноизлечимых заболеваниях.

Что же касается разработок в сфере образования, то упор здесь делается, прежде всего, на количество, а не на качество. Так, до 2016 года планируется увеличить число подопечных в дошкольных заведениях до 65% и довести до 100% количество детей, которые обучаются в общеобразовательной школе. Что же касается культурного и духовного развития ребятишек, то в Национальном плане предусматривается массовая реконструкция музеев, библиотек с последующим пополнением книжных фондов художественной и научной литературой.

Реформирование может коснуться и детдомов с интернатами. Хотя предпочтение в Национальном плане отдается развитию семейных форм воспитания (усыновлению, опеке, созданию детских домов семейного типа, приемных семей). Согласно Программе численность усыновленных детей к 2016 году должна возрасти до 25%. Вот только в документе почему-то не поднимается вопрос о должной социальной поддержке со стороны государства семей, которые усыновили ребенка. Отчего запланированные цифры могут оказаться неоправданно высокими. Достаточ­но декларативными являются и меры по предотвращению детского насилия, ликвидации торговли детьми и сексуальной эксплуатации.

Безусловно, важным пунктом плана можно назвать главу о защите прав детей, склонных к про­тивоправным действиям. Здесь речь идет о создании ювинальной юстиции путем вовлечения в правоохранительные органы и суды профессионалов, специализирующихся на вопросах детской психологии. Следует отметить, что этот принцип не нов для украинцев. Он активно применялся лет 20 назад в милиции и правосудии. Но со временем эта традиция была утрачена.

Что же касается финансирования проекта, то с этим наблюдаются определенные трудности. Во-первых, несмотря на то, что вся программа реализации пунктов Национального плана рассчитана на десять лет до 2016 года, ее денежное обеспечение заканчивается в 2010 году. К тому же большую роль в решении вопросов защиты прав детей правительство отводит органам местного самоуправления, бюджеты которых ограничены. Во-вторых, некоторые количественные показатели определены таким образом, что их практически невозможно проверить. Например, это относится к предложению повысить уровень информированности населения по вопросам ювинальной юстиции до 2010 года на 50, а до 2016 — на 90%.

Правда, секретарь парламентского комитета по вопросам семьи, молодежи и спорта, народный депутат-социалист Евгений Филиндаш не видит в этом особой проблемы. Такое ограничение во времени он объясняет просто: мол, точно рассчитать выплаты бюджетных средств на десять лет вперед практически невозможно, поскольку динамика наполнения государственной казны с каждым годом значительно возрастает. Отчего в расчетах пришлось ограничиться 2010 годом. А на вопрос корреспондента «ЗН» относительно декларативного характера законопроекта Евгений Васильевич ответил, что это отличительная черта каждой конвенции, призванной декларировать основные цели и задачи действий. «Дело же каждого правительства — их грамотно реализовать», — отмечает Филиндаш. И тут же добавляет, что вся коалиция проголосовала за принятие данного законопроекта, что является большим достижением нынешнего парламента.

Но представители оппозиции думают иначе. «Верховная Рада после выхода Указа Президента о роспуске парламента и проведении досрочных выборов является нелегитимной, — утверждает народный депутат от фракции БЮТ Михаил Волынец, — отчего все законопроекты, принятые депутатами парламентского большинства, не имеют юридической силы». Вот и получается, что закон-то вроде бы есть, а его воплощения придется ждать долго.