UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Праці не боюся, в праці я горджуся!»

Сколь­ко же отдыхали наши предки под гнетом «невыносимого царизма»?

Автор: Владимир Олийнык

Сейчас не ругает власть разве что ленивый. Собственно, власть для того и существует, чтобы ее ругали. Так уж сложилось еще в советское время, что вельможи не могут обойтись без «непопулярных» решений, а народ - без хулы в их адрес. Боюсь натолкнуться на непонимание, но нынешняя власть мне нравится. Хотя со стороны местные правители ничем не отличаются от других, в каком «разрезе» на них ни посмотри - в геополитическом или историческом: граждане своего государства, подобно всем великим людям, начинали с малого, дошли до больших высот, а закончили тюрьмой. Вспомните, Наполеон был обычным офицером, стал императором, а потом - узником на острове Святой Елены. Некоторые наши доморощенные «экс» начинали: кто инженером, кто с кооперативного видеопроката «эммануэлей» в горбачевское время, кто колхозником, а таки достигли наивысших вершин правительственного олимпа.

А кое-кому повезло - свои уже «прикасаемые» косточки, под внимательным взором заморских надзирателей, греет на калифорнийском солнце. Действующие же украинские правители, подобно большевистским революционерам-душегубам, наоборот, начинали с тюрем, однако сейчас парятся в межигорских или кончезасповских банях. Впрочем, имеют право на весь мир заявить, что о свободе они знают не по слухам. Вот такая уж комедийная их владетельная судьба.

Более того, у наших властителей я даже учусь. Да и не я один. Благодаря нашему «яйцепадному» вся Украина запомнила навсегда, как пишется слово «профессор». И не только на украинском языке, но и на языке «старшего брата». А чего стоит лингвистический перл другого сановника - Яновича: «Беритє лопати - ідітє працюваті. Досить скігліти».

Пацан сказал, пацан сделал - и отменил уже традиционные зимние каникулы. И мы «не скіг­лімо», потому как понимаем - надо наполнять государственную казну, а большое количество нерабочих дней оказывает непос­редственное влияние на экономический уровень государства. Ос­мелюсь дать совет: кому из чиновников «зудит» поехать на горнолыжные курорты - пусть едет, но за собственный счет. Глядишь - и что-то капнет в бюджет. С миру по нитке - бедному... дворец. А десяти официальных празд­нич­ных и религиозных нерабочих дней на предприятиях, в учрежде­ниях, организациях в 2012 году вполне достаточно для казенного люда. Частникам и так не до отдыха, потому что они гуляют сами по себе и чихать хотели на власть. Частник из кожи лезет, лишь бы достичь экономического уровня хотя бы 1914 года. Кстати, о царс­кой России. Сколь­ко же отдыхали наши предки под гнетом «невыносимого царизма»? Для примера взглянем на Юго-Западный край - Киевскую, Во­лынскую и Подольскую губернии. Боль­шинство из того, о чем будет идти речь далее, можно смело перенес­ти на сегодняшний день. Годы уходят, а характер народа течению времени не подвлас­тен.

Украинцы были набожными (во всяком случае, внешне), а значит, не работали минимум двенадцать двунадесятых праздников. Большинство этих праздников приходятся на весну и лето. Весенние совпадали со временем сева и приводили к опозданию с посевами, а летние - к несвое­временной жатве, а, следовательно, к осыпанию ржи. Но и священники, и члены правительства понимали, что праздники для рабочего люда являются временем отдыха. А поскольку весной и летом трудягам приходилось работать больше всего, и к тому же в длинные летние и весенние дни, то, естественно, потребность в отдыхе весной и летом также больше, чем в другое время года.

Было бы ошибкой приписывать установление праздников лишь экономическим причинам. Если рассмотреть праздники, которые отмечали и отмечают сейчас украинцы, то некоторые имеют следы еще языческих верований, другие установлены цер­ко­вью, третьи, хотя и церковные, но обязательность празднова­ния их церковью не определена. Празд­ников, установленных церковью, не считая воскресений, в дореволюционной России было 24. Кроме того, народ отмечал дополнительно еще 26 праздников, а именно (названия праздников приведены так, как их называли в народе в ХІХ в.), по юлианскому календарю: 7 января - Крес­тителя, 8 января - Рождест­венс­кий день, 9 февраля - 40 святых, Чистый понедельник - перед Пасхой, 26 марта - Благове­ще­ние, 23 апреля - Юрия, 21 мая - Константина и св. Елены, два лишних дня на Троицу - Семык (Зеленый четверг - кто будет работать в Семык, у того Русалки передавят весь скот) и понедельник после праздника, Десятый понедельник - после Рождества Христова, 13 июля - Полупетра, 22 июля - Марии Магдалины, 27 июля - Паликопа, 29 августа - Головосека, 8 ноября - Михаи­ла, 4 декабря - Саввы и Варвары, 9 декабря -зачатие Анны, 31 декабря - Меланки и пр. А еще нуж­но учесть много выходных дней на Рождество и Пасху, когда трудовой люд, хоть и изредка, выходил на работу, но не работал, а ел кутю или кулич, борщик с ва­реничками или колбаску, студень с хреном или пасхальные яйца с пирогами; и все эти кушанья запивал неограниченным количеством «горілки». Какая уж тут работа!

Таким образом, праздников вместе с воскресеньями в течение года выходило 102 дня. То есть: в феврале, марте, июне, сентябре, октябре и ноябре по семь дней в месяц; в январе, июле и августе по восемь, в мае 10 дней, в апреле (если Пасха выпадала на этот месяц) и декабре - по 13 дней. В пять весенних и летних месяцев народ гулял 46 дней (30% рабоче­го времени), а вообще в год праздников набиралось почти 28%.

Кроме праздничных дней, прогулы случались и по естественным причинам: из-за свадеб, похорон, крестин и т.п. Из статистического отчета министерства внутренних дел России за 1875 год узнаем, что в Юго-Западном крае ежегодно проходило 60 тысяч свадеб только в уездах, не считая крупных городов; около 270 тысяч крестин и около 170 тысяч похорон. Во время свадьбы 30 человек, участие которых в свадебной процессии обязательно, теряют в среднем каждый около четырех рабочих дней. На похоронах в среднем девять человек теряют по два дня. Так что, только через обрядность народ не работал примерно 16 миллионов дней, или, иными словами, каждый работник на свадьбах, похоронах и крестинах терял в год пять рабочих дней.

К этим цифрам мы должны добавить храмовые праздники, которые и сейчас довольно широко и громогласно отмечают на Правобережье Украины. Праздно­вание покровителя местной религиозной общины почти всегда проходило несколько дней. Если принять во внимание время говенья и то, что в Украине они повторялись несколько раз в год (отпусты), а еще и то, что православные украинцы отмечали и некоторые католические праздники, то вообще выходило нерабочих дней более 120 в год, то есть треть года. Кроме того, надо учесть нерабочие дни в общегосударственные праздники (дни коронации и венчания на царство императоров, празднование 900-летия крещения Руси, местные праздники - как, например, в Киеве крестные ходы и парады на праздники: Равноапостольного князя Владимира, киевского покровителя архистратига Михаила, на праздник Пятидесятницы - середина между Пасхой и Трои­цей и т.п.). Для сравнения - из популярного в России в 1870-е годы учебника политической экономии Вильгельма Рошера узнаем, что количество рабочих дней в протестантских странах Европы достигало 300, в католических до 270, а в Баварии - 204 дня.

Как уже отмечалось, неофициальных праздников было больше, чем праздников, установленных церковью. Большинство из них - так называемые церковные праздники, не обязательны для празднования. Установились они под влиянием местного духовенства и всячески поддерживались ими. Об этом неоднократно писали в тогдашней печати, а на третьем съезде сельских хозяев, состоявшемся в Киеве в 1872 году, делегаты непосредственно заявили, что сельские священники поддерживают эти праздники потому, что им это выгодно. Под влиянием священников в народе закрепилось мнение: хотя в эти дни работать грех, но «послушать батюшку», то есть пойти на «толоку» к священнику - не грех. Духовенство в храмах рассказывало о будущих, на протяжении недели, праздниках, называя те, которые не определены церковью для празднования. Поэтому, стои­ло в эти дни ударить в колокола к богослужению - народ сразу оставлял роботу и шел сначала в церковь, а потом «работать» в усадьбу священника.

Праздничный разгул в Украи­не набрал такие масштабы, что правительство вынуждено было создать специальную «особую комиссию» по обсуждению вопроса об уменьшении нерабочих дней и праздников. Ежеме­сячно волостным правлениям и сельским старостам рассылали расписания праздников, установленных церковью, с обращением к духовенст­ву не поддерживать праздники, которые в расписании не значились. Комиссия пришла к выводу, что вопрос сокращения нерабочих дней напрямую зависит от установления количества рабочих часов при найме на работу. Крестьяне-хозяева прогуливают меньше дней, чем наемные рабочие. И это понятно: хозяин, свободно распоряжаясь своим рабочим днем, позволял себе больше времени для отдыха. Наемные рабочие при ненормированном рабочем дне такой возможности не имели и вынуждены были работать, например, летом по 16 часов подряд, а следовательно, нуждались в большем времени для отдыха. Члены комиссии исследовали, что на трудных роботах, например землекопам (грабарям), для отдыха мало даже шести-семи дней в месяц. Поэтому рабочие каждую неделю устраивали дополнительный выходной, который работодатель записывал не как прогул, а как… «больные дни» (больничные). Если уменьшить количество законных выходных, то работнику пришлось бы увеличить количество своих «больных дней», а в эти дни он не только ничего не зарабатывал, но даже вынужден был платить хозяину за харчи. Впрочем, работать в таком ритме, лишь при четырех праздничных днях в месяц, не хватало сил. Выход из ситуации комиссия усматривала во внедрении фиксированного рабочего времени ежедневно - как для сельскохозяйственных, так и для фабричных рабочих, если при этом «количество рабочих часов было установлено согласно требованиям народного здоровья». Собственно, на этом принципе основывается и нынешнее трудовое законодательство, когда интересы работников и работодателей совпадают, а следовательно, - способствуют повышению трудоспособности и сокращению нерабочих дней. Также члены комиссии отмечали, что распространение образования среди работающих «есть одним из мощных средств искоренения среди народа суеверий, которые поддерживают большинство праздников». Поэтому власть должна способст­вовать более успешному распрост­ранению образования среди прос­тых людей.

Но чиновник и в царской Рос­сии был чиновником. В то время (в 1870-е годы), когда «особая комиссия» выискивала методы и средства для уменьшения количества праздников, количество нерабочих дней в Украине и дальше увеличивалось. Скажете, куда уж больше? А вот нашлись казенные умники, которые сумели заставить украинца не работать.

Известно, что тогдашняя Украина славилась большим количеством ярмарок. В нашем крае были городки, в которых ярмарки проходили каждое воскресенье, в других - через воскресенье. Лишь в Киевской губернии более или менее значимых ярмарок и торгов было до 720 в год. Почти все они проходили в праздники и воскресенья. Путешествуя в эти дни на базар, ни крестьянин, ни его жена, ни его волы или кони не теряли рабочих дней. Но нашелся «мудрый чиновник», который «из религиозных соображений», наперекор устойчивым привычкам и традициям, наперекор экономическим интересам, наперекор, в конце концов, здоровому смыслу, перенес ярмарки на будни. Сначала попробовали проводить торги по субботам. Но это не имело успеха, потому что без евреев, для которых суббота является святой, ярмарка - не ярмарка. Приш­лось переносить на другие дни недели. Для крестьянина базарный день - это не только возможность продать несколько мешков картофеля или овощей, яиц или мяса, фасоли или аршин полотна, а потом купить масла, соли, платок - жене, сласти - детям. Ярмарка была этаким самобытным клубом. Здесь, общаясь с людьми из других местностей, крестьянин удовлетворял свою любознательность, встречался с родственниками и приятелями, проводил с ними, как умел, досуг. А его семья также не скучала, потому что базарная площадь, кроме палаток с товаром, была полна всяческих забав и зрелищ. Поэтому сельский хозяин, не­смот­ря на потерю рабочих дней, продолжал ездить на базар и в будни. Только вмешательство столичной (петербургской) власти вернуло ярмарочную торговлю в обычное русло. Думаете, на этом вопрос исчерпался? Как бы не так! То ли врожденный великорусский антисемитизм сработал, то ли зависть к евреям, что они, вопреки экономическим интересам, в субботу не работали, но в 1889 году, почти через двадцать лет после первого запрета воскресной ярмарочной торговли, староста Киевского купеческого собрания, коммерческий советник М.Чоколов обратился к местному купечеству с предложением, как в Петербурге, в чествование «чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 года», отказаться от лавочной торговли в воскресные и праздничные дни. Мысль коммерческого советника поддержали сто киевских купцов и уполномочили старосту купеческого товарищества Киева предс­тавить соответствующее хода­тайст­во городской власти. По­нятно, что почин купцов городс­кая управа удовлетворила и изда­ла постановление о запрете воск­ресной торговли. Более того, когда выяснилось, что кое-кто из куп­цов вопреки запрету продолжал торговать по воскресеньям, городской голова С.Сольский обратился к полицеймейстеру А.Жи­­во­глядову, чтобы тот предпринял надлежащие шаги. Киевс­кий главный полицейский не промедлил и, в свою очередь, издал приказ, которым обязал участковых прис­тавов «пристально следить за выполнением постановления городской управы, а в случае ее нарушения, привлекать виновников к строгой ответственности».

Наверное, подражая представителям «официальной государственной религии», киевский казенный талмудический раввин О.Цуккерман также обратился в городскую санитарную комиссию с просьбой, чтобы в пятницу на городских бойнях, где есть ев­рейс­кие отделения, работа прек­ращалась, согласно иудейскому закону, до заката солнца. Хода­тайство было удовлетворено. Что ни говорите, а таки заботились чиновничьи и духовные царские мужи об отдыхе своих вассалов.

Мы рассмотрели в историчес­ком свете лишь маленький штрих к той комедии, которую разыгрывают наши доморощенные влас­тители. Невольно возникает воп­рос - чем же этот фарс закончится? Большинство не «скіг­лить». Пока «заскіглили» самые мужест­венные - афганцы и чернобыльцы. А что будет, когда «заскіглить» селянство? Исто­рия учит... Ой, о чем это я… Какая история? Кто из них ее учил. Кое-кто учил, но трактует как-то очень уж по-своему. После войны часто говорили: «Мы университетов не заканчивали». Сегодня, наоборот, модно хвалиться купленными дип­ломами и учеными регалиями. И когда они успели все это получить? А относительно знаний, похоже - не сложилось. Так вот, история учит, что когда поднимается с колен селянин, достается всем. Фи­нал известный заранее: народ потеряет государст­венность, а вот «сильные мира сего» - абсолютно все, в прямом понимании этих слов.