UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЗВОЛЬТЕ ВОЗРАЗИТЬ!

Чтение статьи Николая Несенюка «Футбол: четыре года роста вниз» («Зеркало недели» №28) я начал с интересом...

Автор: Дэви Аркадьев

Чтение статьи Николая Несенюка «Футбол: четыре года роста вниз» («Зеркало недели» №28) я начал с интересом. Уж больно близка мне эта тема. К тому же, с первых строк автор заинтриговал приглашением к серьезному разговору и обещанием, что его «размышления о нашем футболе... будут абсолютно объективными». Думаю, не получилось ни первого, ни второго. Вместо серьезного разговора, на мой взгляд, лихо, но слишком уж поверхностно на страницы «Зеркала недели» были выплеснуты измышления на околофутбольную тему, нашпигованные набившими оскомину болельщицкими банальностями. Заканчивал же чтение вышеуказанной статьи я с грустью и желанием высказать и свою точку зрения.

Мне всегда импонировал любимый девиз К.Маркса «Все подвергай сомнению!» Вот и решил после прочтения статьи в «Зеркале недели» свои ощущения соотнести с впечатлениями о ней кого-нибудь из профессионалов футбола. Газету дал почитать Анатолию Шепелю.

Почему именно ему? Дело не только в том, что в свое время, играя в составе одесского «Черноморца», он прогремел в отечественном футболе феноменальным результатом (38 голов в одном сезоне!), а перейдя в киевское «Динамо», в 1974 году вместе с командой завоевал Кубок и звание чемпиона страны. В Шепеле меня всегда привлекали его аналитический ум, образованность (замечу, что он без посторонней помощи окончил механико-математический факультет Киевского университета), его умение не только точно анализировать ситуацию, но и видеть перспективу развития футбольного дела, предлагать четкие механизмы реализации интересных программ. Видимо, не случайно руководители акционерного общества «Футбольный клуб «Динамо» Киев» в самом начале этого года именно Шепеля пригласили на должность директора динамовской футбольной школы.

— По-моему, статья написана человеком обиженным, — сказал Шепель, возвращая мне газету. — А интересно, если бы он претендовал на место в самолете киевского «Динамо», тоже писал бы с таким раздражением и злостью, которые, как мне показалось, автору не удалось скрыть!?

Излагает факты, которые не до конца изучил. Впечатление такое, что предмет, о котором пишет, знает чисто визуально. Не понимает, к примеру, что «господа Борзов, Банников, Суркис», которые «завели в тупик наш футбол», возглавляют абсолютно разные структуры и занимаются различными по своей сути вещами...

Я не стал обсуждать с Шепелем деятельность украинского министра по делам молодежи и спорта Валерия Борзова или президента Федерации футбола Украины Виктора Банникова. Но вот о состоянии юношеского футбола и о личности президента АО «Футбольный клуб «Динамо» Киев» Григория Суркиса, которого, как оказалось, Анатолий Шепель, урожденный киевлянин, знает с мальчишеских лет («по дворовому футболу»!), мы без устали проговорили часа четыре.

— Суркис впитал все, что связано с добрыми традициями киевского футбола, — рассказывал Шепель. — Два года назад он пришел в «Динамо» фактически на голое место, когда продавать было нечего и некого. Звезды были распроданы до его прихода. Почти год я присматривался к Григорию Михайловичу, а он, видимо, ко мне. Нынешней весной мы вместе с ним объездили все рабочие киевские районы, заброшенные стадионы, где когда-то футбольная жизнь била ключом. И он поставил передо мной конкретную задачу: именно в этих районах, где сегодня средоточие потенциальных юных наркоманов, пьяниц, хулиганов, развивать детский и юношеский футбол, отвлечь ребят от улицы. «Надо возвращать футбол в Киев!» — то и дело слышу я от Суркиса. Он не просто говорит, но многое уже делает...

О президенте «Динамо» Киев Шепель говорил как о человеке, который на своем месте. Анатолий посмеялся над тем, что автор вышеупомянутой статьи, вольно или невольно смешав праведное с грешным, не питал надежды, что после прочтения его измышлений о футболе Суркис в числе других «резко переменит стиль своей работы, а то и, чего доброго, уйдет в отставку».

— Не дай Бог, если это произойдет! — с горечью восклицает Шепель.

— Вот тогда динамовское футбольное дело определенно завалится. И будет очень жаль потому, что с приходом Суркиса и его единомышленников в клуб мы, профессионалы футбола, обрели какую-то веру в перспективу.

Спустя несколько дней после этого разговора с Шепелем я побывал на Нивках, где расположена основная тренировочная база динамовской школы, насчитывающей сегодня до 300 юных футболистов. Именно на этой базе когда-то тренировался чемпионский состав киевского «Динамо»-1961. Сейчас старенькая база, которую почти 20 лет не ремонтировали, снова приводится в порядок. Основное поле, еще весной все в выбоинах и «лысинах», отремонтировано и зазеленело молодой травой. Просмотровый зал оборудован новой мебелью и видеоаппаратурой.

Я наблюдал тренировки возрастных групп, беседовал с юными футболистами и их тренерами. И, представьте, не услышал от них сетования по поводу того, что их родной футбол за четыре года независимости Украины «растет вниз». Напротив, динамовцы уже пожинают первые плоды перехода на новую систему обучения и тренировок. Тренеры радуются первым успехам своих в буквальном смысле слова не всегда сытых питомцев, которые, дебютируя в престижных международных турнирах, уже познали вкус побед над своими сверстниками из более благополучных по уровню жизни стран. Только нынешним летом команда 13-летних динамовцев тренера Александра Лысенко привезла в Киев кубок за победу на турнире в Швеции. Из Голландии вернулись победителями 14-летние воспитанники тренера Виктора Кондратова и 16-летние — Александра Гребеножко.

— Эти победы очень важны не только для наших мальчишек или для нас, тренеров, — говорит Шепель. — Мы показываем миру, что, несмотря на последствия Чернобыля и целый букет наших сегодняшних проблем, мы не сдаемся. Живем, дышим и даже успешно развиваем детский и юношеский футбол.

...Минувшей осенью мне довелось присутствовать в Конче-Заспе, где тогдашний премьер-министр Украины Виталий Масол по старой доброй традиции закопал под фундамент новостройки капсулу. Через пару лет на этом месте должен быть выстроен красавец-корпус реабилитационно-восстановительного центра киевского «Динамо».

— С вашей-то занятостью нашли все-таки время приехать сюда? — обратился я к Масолу.

— В условиях кризисного состояния нашей экономики сегодня очень трудно что-то создавать, а здесь создаются необходимые условия для спортсменов, — сказал Виталий Андреевич. — Если люди это делают и при этом ничего не просят у государства, мне хочется их поддержать хотя бы морально.

По предварительным расчетам АО ФК «Динамо» Киев это строительство обойдется в 17 миллионов долларов. Сегодня трудно поверить в то, что это, впрочем, как и содержание всего динамовского хозяйства, уже не из государственного бюджета, как это было раньше, а — частный капитал людей-энтузиастов, рискнувших инвестировать заработанные ими средства в развитие украинского футбола! Ведь два года назад в Киеве фактически был начат широкомасштабный эксперимент в таком подходе к спорту, аналогов которому у нас просто не было. Об этом мне довелось беседовать со многими, так сказать, официальными лицами, санкционировавшими создание АО ФК «Динамо» Киев. В том числе и с первым президентом Украины Л.Кравчуком.

— Не хочу высоких слов, но в невозможной ситуации Григорий Михайлович Суркис сделал все возможное, чтобы сохранить «Динамо» Киев, — сказал Леонид Макарович. — И я вижу у этого человека не просто ответственность за свое дело, но еще и особое внутреннее состояние — любовь к футболу.

Примечательно, что, наверняка не сговариваясь с Леонидом Кравчуком, почти то же самое о президенте АО ФК «Динамо» Киев мне говорил и председатель Верховного Совета Украины А.Мороз, у которого недавно я брал эксклюзивное интервью (разумеется, не о футболе).

— Суркис молодец, и мне кажется, что в существующих условиях он делает нереальное, — сказал Александр Александрович. — Помог даже нашей парламентской футбольной команде, которую мы организовали.

А.Мороз, давний поклонник киевского «Динамо», рассказал мне, что года два назад, беседуя с Лобановским, он поинтересовался, сколько надо времени, чтобы создать такую команду, какая уже была в Киеве в середине 70-х и 80-х годов. Лобановский ответил, что при наличии финансов потребуется лет восемь. Я же поделился одной деталью из недавней беседы с нашим выдающимся тренером. «Мне очень жаль, что судьба и время не распорядились так, чтобы объединить талант Григория Суркиса с вашим», — сказал я Лобановскому в один из июньских дней, когда он проводил свой отпуск в Киеве. Быть может, тогда путь от молодой команды-дебютанта жестких международных баталий до супер-клуба был бы значительно короче. И Александр Мороз согласился со мной...

Теперь о некоторых сентенциях г-на Несенюка. Его утверждение о том, что не будь Блохина, и «никакой Лобановский с его схемами не принес бы в Киев два Кубка кубков и десятка всесоюзных чемпионств и кубков», по-моему, весьма вздорно. К тому же — некорректно по отношению к тренеру экстракласса, к которому в Киев поучиться футбольному делу ездили специалисты со всего света. Да и по отношению к знаменитым партнерам Блохина по команде. Думаю, это тот самый случай, когда «короля играет свита». Не уверен, удалось бы завоевать все эти призы, скажем, тернопольской «Ниве» или луцкой «Волыни», играй в их составах Олег Блохин даже в годы своего расцвета? Да и мог ли состояться расцвет его бесспорного футбольного дарования в этих клубах? Увы, история не имеет сослагательного наклонения.

«В тех командах, где исправно платят футболистам, платят много... По крайней мере нынешнее поколение украинских футболистов зарабатывает неизмеримо больше их предшественников». Простите за резкость, но это ведь типично этакая совковая постановка вопроса. Слава Богу, что наконец-то здесь «платят много». Порадоваться бы за людей да сохранить при этом такт, не пересчитывая деньги в чужих карманах. И помнить при этом, как короток век футболистов, сколько опасных травм подстерегает этих молодых людей в их нелегком труде.

«О футболе перестали говорить все». «Редеющие группы фанатов числом приближаются к количеству филателистов»... «Безрадостная картина, навеянная четырьмя годами самостоятельного развития нашего футбола, без сомнения удручает». Одним словом, прямо как в песне Владимира Высоцкого, «страшно, аж жуть». Но согласятся ли с такими безапелляционными утверждениями десятки тысяч завсегдатаев украинского чемпионата? Сомневаюсь. Нынешним летом во время футбольных матчей я общался с этими людьми на трибунах стадионов Киева, Одессы, Запорожья. Интересовался их жизнью и тем, что для них сегодня, в это тяжелейшее для страны время, футбол? Ответы были разными, но смысл их в общем-то сводился к одному. Для многих из них футбол не просто игра, это — жизнь со всеми ее радостями и печалями...

Во время открытия 5-го чемпионата Украины, когда на Республиканском стадионе в Киеве динамовцы принимали львовские «Карпаты», доктор технических наук, профессор, академик Юрий Лукич Ищук сказал мне:

— Я здесь отдыхаю, нахожу свободу мысли, воображения, игры. Нигде не могу так разрядиться, как на этом стадионе.

— Что для вас сегодня «Динамо» Киев? — спросил я.

— Это сорок один год моих переживаний!

— Ваша молодость...

— Моя молодость!? Вы что, хотите сказать о моей старости? Нет еще старости! Я сюда хочу еще ходить и ходить как болельщик, пережить и этих молодых, — он кивнул в сторону, как говорят комментаторы, «играющих сегодня команд». И продолжал: — Не скрою, жизнь тяжкая, материально похвалиться нечем. К примеру, за билет сегодня уплатил десять процентов своей пенсии. Но я счастлив, что свободен, что смотрю уже пятый чемпионат Украины.

Конечно, легко сочинить пять или даже больше «сценариев игры», позлословить, вымарав всех и вся в один цвет. Но в жизни так не бывает. В футболе тоже. Футбол социален. Беседуя с Григорием Суркисом, я спросил его:

— Судя по каким-то чисто внешним признакам жизни вашего клуба и первым результатам этих двух лет, складывается впечатление, что даже сегодня, в архисложной ситуации в Украине, можно делать дело?

— Вне всякого сомнения! — воскликнул он. — Можно и нужно. Все зависит от того, с какими мыслями, во имя чего и с какими руками. К нашим рукам ничего не может прилипнуть потому, что мы будем обманывать самих себя.

— Будете воровать у себя?

— Можно и так сказать, но я позволю себе выразиться попроще. Не надо искать вши на чистом теле и подозревать в чем-то нехорошем тех людей, которые позволили киевскому «Динамо» восстать из пепла, помогая не только финансами, но и своим интеллектом, опытом, высоким профессионализмом. Два года назад, когда мы пришли, клуб был банкротом. А сегодня мы придерживаемся той идеологии и философии, которая позволят нам верить, что мы создаем не только оазис благополучия в киевском «Динамо», но и какие-то абсолютно новые ростки строительства нового общества. Они-то и позволяют людям верить, что даже в это смутное время можно творить и в нашей стране. Даже при наших законах, которые нередко противоречат один другому. Но это отдельный разговор о создании прочной законодательной базы, которая поможет не только нашим отечественным бизнесменам, но и не в меньшей, а в большей мере позволит поверить в нас возможным западным партнерам, что их инвестиции в Украину — это инвестиции на благодатную черноземную украинскую землю. И обязательно будет урожай!

Дай-то Бог, чтобы эти первые ростки, о которых говорил Григорий Суркис, не затоптали. В том числе и мои коллеги-журналисты. Даже те, которые не претендуют на место в самолете киевского «Динамо»...