UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Пожалуйста, подарите папу и маму»

На праздники этим детям дарят розовых слонов и белых медвежат, привозят горы сладостей, десятки цветных карандашей и не скупятся на мешки с одеждой...

Автор: Виктория Сорокопуд

На праздники этим детям дарят розовых слонов и белых медвежат, привозят горы сладостей, десятки цветных карандашей и не скупятся на мешки с одеждой. Их с удовольствием фотографируют, когда они, прикусив губу, сосредоточенно выводят буквы в послании к Дедушке Морозу. Эти дети такие же, как все, вот только среди прыгающих строк их самых сокровенных пожеланий всегда встречаются слова: «Пожалуйста, подари папу и маму».

На сегодняшний день в Украине официально зарегистрировано около 103 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а в законодательстве по вопросам защиты детей все еще остаются нормативные парадоксы. К марту 2009 года должна быть завершена работа над проектом закона «Об организационно-правовых мерах деятельности органов опеки и попечительства», инициированном благотворительным фондом Рината Ахметова «Развитие Украины». Возможно, благодаря этому закону удастся отрегулировать и наладить механизм деятельности органов опеки и попечительства и в истории юридических скитаний десятков тысяч украинских «гаврошей» наконец-то будет поставлена точка.

В течение последних лет в нашем государстве реформа интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, происходит с уклоном в развитие семейных форм воспитания. Ведь холод социально­го сиротства можно растопить только теплом семейного очага. Ни один ребенок, в силу разных причин разлученный со своей био­логической семьей, никогда не про­меняет старого мишутку, некогда подаренного мамой или папой, на самого лучшего плюшевого собрата из интернатского шкафа. По данным исследований, про­веденных Институтом демогра­фии и социальных исследований НАН Украины, Украинским центром социальных реформ при поддержке фонда Рината Ахмето­ва и не так давно опубликованных в книге «Брак, семья и детородные ориентации в Украине», большинство украинцев в возрасте от 15 до 49 лет считают, что дети, лишенные родительской опеки, должны воспитываться в приемных семьях, быть усыновленными или расти в дет­ских домах семейного типа (ДДСТ), а не в интернатах, дет­ских домах и т. д. Де­мографы не только исследовали причины пандемии социального сиротства в Украине, но и проанализировали отношение нашего населения к вопросам опеки и усыновления детей. Кстати, между приемной и усыновившей семьями существует большая разница: если в первой содержание и обеспечение ребенка возлагается на государство, то усыновление ребенка — это юридический акт, вследст­вие которого между усыно­вителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как и между кровными родст­венниками. А это означает, что все льготы, предоставляемые государством детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, вплоть до последнего времени на усыновленного подростка или малыша не распространялись. К сожалению, в нашей стране именно материальные вопросы являются первостепенным сдерживающим фактором в готовности украинцев усыновлять детей. Вслед за ними идут жилищные условия — сложно создать гармоничное пространство для духовного и физического развития ребенка там, где и самому-то тесно.

Среди других, не менее важных причин, тормозящих национальные усыновления в Украине, исследование называет низкий уро­вень социального сопровождения семей, в которых появился «государственный» ребенок; нехватку грамотной помощи при оформлении необходимых документов; недостаточность информационной поддержки в процессе проведения процедуры усыновления. Каждый пятый из опрошен­ных респондентов подчеркивал важность личного примера представителей украинской элиты, которые не только решились на усыновление малыша или тинейджера, но и не побоялись предать этот факт огласке. Хотя, положа руку на сердце, следует сказать, что усы­новление детей подросткового возраста — явление достаточно редкое. Как правило, большинст­во потенциальных семей-усыновителей присмат­риваются к малышам до пяти лет, а дети постарше в лучшем случае попадают в приемные семьи или ДДСТ.

Согласно статистике, за годы нашей независимости семьи обрели около 35 тысяч маленьких граждан. Если в 2005 году законными дочерьми и сыновьями украинцев стали 1419 детей, то в нынешнем году усыновили уже более двух тысяч деток. Только за первые десять месяцев этого года количество национальных усыновлений заметно выросло в Волынской, Донецкой, Житомирской, Запорожской, Луганской, Николаевской, Полтавской, Ривнен­ской, Сумской, Черкасской и Черниговской областях. В прием­ных семьях и ДДСТ наибольшее количество детей сегодня воспитывается в Ивано-Франковской (80,8%), Львовской (79,5%), За­карпатской (79,1%) и Ривненской (77,6%) областях. Хотя… способна ли статистика быть многословной там, где за каждой цифрой бьется маленькое сердце?

Уходящий год и масштабы национального усыновления

Согласно указу президента Украины, 2008-й был объявлен годом поддержки национального усыновления и других форм семейного воспитания. Начиная с 2004 года всего было принято 66 нормативно-правовых актов, касающихся юридической и правовой защиты украинских «гаврошей». Напомним, что в декабре прошлого года состоялась встреча главы государства с представителями крупного бизнеса, на которой и была учреждена Всеукраинская благотворительная программа «Согрей любовью ребенка», направленная на решение проблем многодетных семей, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В рамках реализации данной программы фонд «Развитие Украины» начал два многоуровневых проекта: «Развитие семейных форм воспитания» и «Многодет­ные семьи Украины».

Несмотря на государственную поддержку в виде всевозможных субсидий и льгот, основной проблемой многодетных семей, как и семей, создавших ДДСТ, является жилье. Хорошо, если родной угол только недообустроен и в нем, скажем, не хватает техники или бытовых вещей. Много хуже, когда масштабы дома или квартиры не позволяют создать надлежащие условия для развития каждого из подрастающих в них детей. Только за последние пять месяцев этого года в Донецкой области было создано два ДДСТ — на пятерых детей каждый.

К усыновлению надо подходить системно на всех этапах — мелочей, когда речь идет о маленькой жизни, не бывает. Те­перь, позвонив по телефону
8-800-501-41-40, потенциальные папы и мамы из любого города или села могут получить консультацию специалиста по вопросам усыновления, опеки и попечительства, узнать контактные телефоны и адреса детских учреждений. Первая всеукраинская бесплатная горячая линия была открыта в рамках благотворительной программы «Цій дитині потрібна родина».

Напомним, что, согласно украинскому законодательству, усыновителем может быть не только семья, но и одинокие женщина или мужчина; совершеннолетнее дееспособное лицо не младше 21 года (за исключением, когда усыновитель является родственником ребенка) и старше усыновляемого ребенка не более чем на 45 лет. Сама процедура усыновления гражданами Украины такова: вслед за желанием усыновить ребенка потенциальный родитель (или родители) обращаются в службу по делам детей по месту жительства, затем проходят медицинское обследование, предоставляют справ­ку о доходах, знакомят со своими жилищными условиями. Лишь в случае положительного «резюме» со стороны соответствующих госорганов они имеют право обратиться сначала в службу по делам детей по месту жительства ребенка, а потом и в то заведение, где пребывает выбранный подросток или малыш. Последний этап усыновления связан с подготовкой документов к суду, который, собственно, и ставит точку в вопросе воссоединения.

«Их не просят с улыбкой махать ручкой в объектив…»

Согласно украинскому законодательству, фотографии детей, подлежащих усыновлению, в печатных СМИ публиковать запрещено, но на аудиовизуальные и электронные СМИ эта норма не распространяется. Поэтому картинку телевизионного эфира стараются приобщить к решению проблемы социального сиротст­ва в Украине. Еще несколько месяцев назад фонд Рината Ахме­това «Развитие Украины» совместно с общественной организацией «Магнолия-ТВ» и украинскими телеканалами активизировал работу национальной кампании «Цій дитині потрібна родина», помогающей детям-сиротам обрести семью. Вплоть до последнего времени этому масштабному всеукраинскому проекту требовалась не только материальная, но и административная поддержка, так как региональные чиновники и дирекция детских учреждений на местах, в силу раз­ных причин, не всегда с готовностью распахивали свои двери перед СМИ. И даже сегодня подготовка видеосюжетов о каждом малыше, нуждающемся в семье, сопряжена с некоторыми трудностями.

Но все же видеозарисовки о так называемых детях государст­ва на телевизионных экранах сегодня появляются все чаще. Малышей не просят с улыбкой махать ручкой в объектив, их не обкладывают игрушками. Просто честно говорят о том, что этим маленьким людям с серьезными глазами как воздух нужна полноценная семья. Можно перечитать десятки статей, услышать сотни «сказочных» усыновительных историй, а самому так никогда и не решиться открыть дверь ближайшего детдома. Но иногда даже одного мельком брошенного на телеэкран взгляда бывает достаточно, чтобы понять: этот ребенок — твой.

На сегодняшний день информационные партнеры кампании «Цій дитині потрібна родина» — каналы ТРК Украина, Интер, СТБ. Они предоставляют эфир для зарисовок о маленьких «ничейных» жизнях бесплатно. За три месяца совместной работы с «Магнолией-ТВ» фонд Рината Ах­метова со своей стороны подготовил информацию о 200 подлежащих усыновлению детях из Донецкой области и оказал содействие в доступе, получении и анализе информации еще о 456 детях-сиротах из Крыма, Луганс­кой и Закарпатской областей.

Когда за дело берутся самые разные организации и структуры и работают слаженно, тогда есть и результат. За первые десять месяцев этого года более десяти тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, были взяты под опеку и попечительство. Это на 2 381 ребенка больше по сравнению с данными за соответствующий период 2007 года. А по сравнению с 2003 годом количество таких детей выросло почти в шесть раз. Цифра увеличилась не потому, что сирот стало больше, а потому, что сопутствующая слову «беспризорщина» система воспитания постепенно отходит в прошлое, уступая место семейным формам воспитания ребенка. Согласно региональной статистике, сейчас наибольшее число детей, воспитывающихся в приемных семьях и ДДСТ в Украине, — в Черновиц­кой (13,9%), За­кар­патской (13,5%), Тернопольской (11,6%), Черкас­ской (10,6%) и Ривненской (10,6 %) областях.

Что предлагает проект нового закона

Разработкой закона «Об организационно-правовых мерах деятельности органов опеки и попечительства» фонд Рината Ахмето­ва занялся не случайно. Ведь в ходе реализации своей благотворительной программы он столкнулся с тем, что до сегодняшнего дня вопросы, связанные с жилищными и имущественными правами ребенка, остаются неурегулированными: наш Семейный кодекс полон удивительных противоречий относительно порядка управления имуществом ребенка. Кроме того, деятельность органов опеки и попечительства сегодня регулируется отдельными, никак не связанными между собой нормативно-правовыми актами. Результат — огромное количество украинских детей, де-факто лишившихся родительской опеки, но де-юре такого статуса еще не приобретших, на целые месяцы превращаются в безымянных «гаврошей» и остаются без материальной поддержки государства. По словам руководителя проектов фонда Дарьи Касьяновой, в этой ситуации нужно «…сократить до минимума период между тем моментом, когда ребенок фактически стал сиротой, и моментом получения им соответствующего статуса, который дает воз­можность получать льготы от государства или быть усыновленным». Дети, не получившие конкретного статуса, но нуждающиеся в государственной поддерж­ке, фактически остаются за пределами правового поля. Как долго они готовы ожи­дать решения своей участи — отнюдь не празд­ный вопрос.

Также с 1 января 2009 года планируется ввести новый принцип финансового обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, согласно которому деньги будут ходить за ребенком, а не наоборот. Это будет регулировать закон о социальной защите детей-сирот депутата фракции БЮТ Александра Фельдмана, который обещает убрать все популистские мотивы и ввести принципиально новые стандарты семейных форм воспитания, чтобы общество перестало бояться термина «усыновленные дети». Государственная забота о детях-сиротах должна оставаться одинаковой даже при изменении формы их семейного воспитания. Большей частью это будет сделано за счет материальных выплат, которые позволят нашим гражданам уменьшить брешь в семейном бюджете, возникающую с появлением ребенка. То есть юридический факт рождения и юридический факт усыновления отныне у нас должны уравняться. Так, родители усыновленного малыша или подростка смогут получать разовую материальную помощь на уровне пособия, выплачиваемого при рождении ребенка, — в размере 12 240 гривен. Кроме того, после усыновления одному из родителей гарантировано право на разовый трехмесячный отпуск, чтобы помочь ребенку адаптироваться и войти в семью.

* * *

«Когда он появлялся, его спрашивали: «Откуда ты?». Он отвечал: «С улицы». Когда он уходил, его спрашивали: «Куда ты?» «На улицу», — отвечал он. А мать кричала ему вслед: «И что тебе здесь было нужно?». Хочется, что­бы эти строки Виктора Гюго, написан­ные в далеком XIX веке, не касались украинских детей. Нам потребовалось слишком мно­го вре­мени, чтобы осознать факт: никакое, даже самое лучшее интернатное учреждение не заменит ребенку семью и начать наконец мас­штабную реорганизацию всей сис­темы опеки и попечительства в стране. Поэтому сегодня столь важ­но, чтобы все государственные структуры, благотворительные фонды и частные инициативы объединили свои усилия и сде­лали все максимально возможное для того, чтобы каждый «государст­венный» ребенок стал для кого-то самым близким и родным.