UA / RU
Поддержать ZN.ua

Позднее материнство

Елена и Олег — одноклассники. Поженились, когда им исполнилось по 20 лет. В 21 стали родителями. Было нелегко: оба студенты, комната в общежитии, на стипендию — не разгуляешься...

Автор: Алла Котляр

Елена и Олег — одноклассники. Поженились, когда им исполнилось по 20 лет. В 21 стали родителями. Было нелегко: оба студенты, комната в общежитии, на стипендию — не разгуляешься. Поэтому, когда через два года Елена опять забеременела, Олег настоял на аборте. Она не возражала — еще будет и время, и возможность, — хотя детей хотела непременно двоих.

Новую беременность, пришедшуюся на время, когда учеба в институте уже была позади и молодые супруги начали становиться на ноги, Елена и Олег восприняли радостно. Но на пятом месяце у Елены произошел самопроизвольный аборт. Спасти беременность оказалось невозможно; «скорая» едва успела доставить женщину в больницу. Какое-то время спустя прервалась еще одна беременность — на четырехмесячном сроке. Сердобольная немолодая акушерка посоветовала: «Оставь ты эту затею, детка, ведь один ребенок уже есть. Определить, почему так случилось, мы не можем: медицина не на том уровне».

Елена смирилась. Шли годы. Любящий муж, собственный бизнес, дом — полная чаша, взрослый сын… Хотя он и не спешил с женитьбой, родители уже мечтали о внуках. О том, как будут заботиться о них…

Но судьба распорядилась иначе. Произошло самое страшное, что может случиться в жизни матери, — в автокатастрофе погиб сын. Счастливый мир, в котором жила Елена, разрушился в один миг. Его больше не существовало. Жизнь потеряла смысл. Ее заполняла лишь густая черная боль. И ничего нельзя было исправить. Олег как мог старался поддержать жену. Но она медленно угасала.

Мысль о ребенке пришла неожиданно. Безжизненными, невидящими глазами смотрела в телевизор. По какому-то из зарубежных спутниковых каналов показывали клинику планирования семьи. В течение года оператор следил за жизнью супругов, обратившихся в клинику за помощью. Вот пара «за пятьдесят» проходит обследование: лаборант колдует с пробирками, кабинет врача, монитор УЗИ... Держась за руки, они возвращаются домой. Они не разговаривают «об этом», просто живут своей привычной жизнью. «Это» произошло, и теперь остается только ждать и надеяться. Они уже готовят детскую. Камера фиксирует, как седовласый мужчина с надеждой и вопросом украдкой поглядывает на живот жены: получилось или нет? Две недели тревожного ожидания. Опять кабинет врача, анализ крови, позволяющий определить беременность на малых сроках… Да! Следующий кадр — красное сморщенное личико младенца и счастливые лица родителей. Голос за кадром: «Девочке исполнится 19, когда ее родители уже отпразднуют 70-летие».

«Какой бред! — подумала Елена. — Легкомысленно и безнравственно, ведь они просто не успеют поднять ее на ноги». Но следующей мыслью было робкое: «А если?..», которое уже не покидало Елену, отметая десятки аргументов «против»: собственный возраст, проблемы с вынашиванием беременности, пересуды соседей... «Энергии у меня хватит на десятерых молоденьких. Стоит попытаться», — решила она. Прежде чем поделиться этой мыслью с мужем, Елена жила ею около месяца: во сне видела себя склоняющейся над детской кроваткой, ощущала в своих руках невесомое крохотное тельце, напевала колыбельные... Появилась слабая надежда, жизнь вновь обретала смысл.

Муж в затею не верил, но попробовать, хоть и без энтузиазма, согласился. Через несколько месяцев Елена и Олег уже ожидали ребенка, а еще через девять — у них родилась дочь. Боль от потери не ушла, но стала глуше, уступив место в сердце новому сильному чувству, заботам о крохотном существе...

* * *

— Количество женщин, родивших своего первого ребенка после 35 лет, стремительно увеличивается, — говорит Александр Дарий, заведующий клиническим отделом киевской Клиники проблем планирования семьи (больница холдинговой компании «Київміськбуд»). — Только за последнее десятилетие уровень поздних беременностей возрос на 50%.

Основные причины этого явления можно условно разделить на две группы — медицинские (те или иные заболевания, которые долгое время препятствовали зачатию или вынашиванию плода) и социальные. Сегодня женщины вначале учатся, делают карьеру, налаживают быт, а уж потом думают о детях.

После сорока лет и у женщин, и у мужчин появляется четкое представление о том, что жизнь не вечна, и все, чего они достигли, построили, нужно кому-то передать. И если дети к этому времени еще не появились, то на достижение этой цели направляются все силы. Нередко в таких ситуациях (особенно, если пара состоит в повторном браке, и у каждого из супругов уже есть дети) родители хотят ребенка определенного пола. Отец обычно уверен в том, что сын сможет продолжить его дело.

В зрелом возрасте одиночество переживается особенно остро, случается, что возраст первого внука и последнего ребенка — одинаков.

Медицинские причины позднего материнства — чаще всего длительное неэффективное или бесполезное лечение. Одна из наиболее распространенных социальных причин — утрата уже взрослых детей, когда все рушится в один момент и возникает подсознательная необходимость восстановления семьи хотя бы в прежнем количественном отношении.

— С одной стороны, позднее материнство — это неплохо, — продолжает Александр Дарий. — Зрелая, образованная и интеллектуально развитая женщина может дать ребенку гораздо больше, чем девочка без образования, профессии и поддержки. Кроме того, воспитание запланированных, желанных детей не может быть случайным, непродуманным.

С другой стороны, женщинам старше 35 лет забеременеть становится труднее (при этом совершенно неважно, будет ли женщина рожать первого или второго ребенка). Если у мужчин сперматозоиды вырабатываются на протяжении всей жизни, то женщина рождается со всем набором яйцеклеток, количество которых к началу половой зрелости составляет 200—300 тысяч. По истечении трех десятков лет ежемесячных овуляций основной запас репродуктивных клеток у женщины уже высвобожден из яичников или повторно абсорбирован. А оставшиеся в значительной мере утратили свою способность к оплодотворению, развитию в нормальный эмбрион, потеряли свой потенциал фертильности. Приблизительно с 37 лет репродуктивные способности постепенно убывают и, согласно статистическим данным, катастрофическими темпами падают после 41 года.

Кроме того, с возрастом увеличиваются шансы на выкидыш и растет риск рождения ребенка с врожденными пороками.

— Несмотря на это большинство женщин старше 35 лет способны забеременеть, выносить и родить здорового ребенка, — считает Александр Дарий, заведующий клиническим отделом Клиники проблем планирования семьи. — Современная медицина в силах им помочь. В наши дни с помощью новейших научных методик женщины рожают детей даже спустя значительное время после начала климакса. Кроме того, наиболее объективная оценка репродуктивных способностей женщины — не паспортный, а биологический возраст.

Забеременеть и родить ребенка женщинам в зрелом возрасте помогает прежде всего «искусственное оплодотворение». Сам термин, замечу, придуман журналистами и не вполне соответствует действительности, поскольку искусственного здесь абсолютно ничего нет. В основе — клеточный генетический материал пациентов. Мы только имитируем место и среду естественного зачатия, проникновение сперматозоида в яйцеклетку, позволяя этим клеткам соединиться.

Сама подготовка к получению клеток занимает около двух недель, в течение которых пациентка периодически посещает клинику. Мы проводим УЗИ, делаем анализы крови и с учетом полученной картины подбираем дозировку препаратов. К концу этих двух недель вместо одной клетки, которая должна была появиться у женщины в естественных условиях, получаем 7—20 яйцеклеток. Берем сперму супруга, пропускаем через «биологические фильтры», через которые проходят самые лучшие сперматозоиды. Их вводят в каждую яйцеклетку, а через несколько дней уже оплодотворенные клетки возвращают в организм матери. Через две недели мы должны получить подтверждение наступления беременности.

— В тех случаях, когда работать с яйцеклетками супруги нельзя из-за возрастных изменений, — дополняет Александр Дарий, — используются донорские. Заимствование яйцеклетки может стать решением проблемы также в случаях, если яичники были серьезно повреждены или удалены; перестали функционировать должным образом; если собственные яйцеклетки не дают полноценно развивающихся эмбрионов и, наконец, если в связи с возрастными изменениями другие методы лечения оказываются неэффективными. В качестве донора яйцеклеток может выступать ближайшая родственница или женщина-доброволец (здоровая, молодая, желательно не старше 30 лет). Как правило, к тому времени, когда ребенок, полученный с использованием донорской яйцеклетки, рождается, для женщины он становится самым близким и родным. У нас есть немало пациенток, которые таким образом родили уже нескольких детей. За границей нередки ситуации, когда благодаря искусственному оплодотворению в одной семье воспитываются дети, зачатые от представителей разных рас. Мы, однако, заказов на такие «эксперименты» пока не получали, — улыбается Александр Дарий. — Хотя надо сказать, что донорские яйцеклетки женщинам нужны не всегда. Мы стараемся использовать их только в тех случаях, когда нет другого выхода.

Иногда проблему приходится решать через суррогатное материнство. В некоторых ситуациях для этого имеются медицинские показания. Но в последние годы случается, что к суррогатному материнству прибегают, к примеру, бизнес-леди, которые по каким-то причинам не могут себе позволить выносить ребенка — явление достаточно распространенное как за рубежом, так и в некоторых постсоветских странах. В технологическом плане процедура несложна, а в юридическом — вполне легальна. Этические аспекты, на мой взгляд, чрезмерно и необдуманно раздуты благодаря кинофильмам и всевозможным сообщениям в СМИ. Однако не думаю, чтобы в целесообразности таких методов лечения сомневались пациентки, например, с удаленной маткой, пороками сердца, несовместимыми с беременностью или другими диагнозами, препятствующими беременности.

Как суррогатная, так и беременность после программы искусственного оплодотворения протекает идентично беременности, полученной естественным путем. Некоторые наши пациентки, не желая афишировать способ наступления беременности, рожают точно так же, как и в случаях естественной беременности. Некоторые женщины «за ...», как правило, достаточно обеспеченные, рожают в клиниках за рубежом, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания охотников за сенсациями и избежать псевдо- и парамедицинских проблем.

— Необходимость вырастить ребенка и поставить его на ноги — громадный, ни с чем не сравнимый стимул даже в самом почтенном возрасте, — считает Александр Дарий.