UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОСЛЕДНЕЕ СРАЖЕНИЕ СУВОРОВА, КОТОРОЕ ОН МОЖЕТ ПРОИГРАТЬ

Имя непобедимого русского полководца А.Суворова известно всему миру. Но не многим из великих благодарные потомки поставили памятники в нескольких державах Европы...

Автор: Евгений Еремин

Имя непобедимого русского полководца А.Суворова известно всему миру. Но не многим из великих благодарные потомки поставили памятники в нескольких державах Европы. И мало кто из военачальников удостоился чести создания музеев в разных странах. Только в Украине музеев Суворова три, в Белоруссии — один, в Швейцарии — шесть, в России — два: в Санкт-Петербурге и в селе Кончанском Новгородской области, в родовом имении Суворовых.

Отчего Украина так чтит память великого россиянина — понятно. Благодаря его блистательному полководческому гению она получила весьма значительное приращение своей территории: все северное Причерноморье, Крым и Украинскую Бесарабию преподнесли ей русские солдаты, офицеры и генералы, которыми командовал знаменитый полководец, не проигравший ни одного сражения. В Швейцарии к Суворову до сих пор вообще благоговейное отношение. В шести маленьких городках, через которые пролегал путь русской армии во время знаменитого «Швейцарского похода», созданы музеи. Гиды с восторгом рассказывают экскурсантам о русских чудо-богатырях и их военачальнике, которые не только преодолели в 1799 году считавшиеся непроходимыми зимние Альпы, штурмуя горные перевалы и сметая на своем пути французские заслоны, но, что для «просвещенной Европы» было совершенно немыслимо, не грабили мирное население и повсюду платили сполна за постой, фураж и продовольствие. Сочетанием воинской доблести и благородства А.Суворов и его солдаты настолько поразили Швейцарию, что и поныне жители этой горной страны почитают великого россиянина наравне со своими национальными героями.

Эпизоды сражений с участием войск Суворова запечатлены на многочисленных полотнах известных мастеров кисти, в местах многих битв сооружены обелиски и скульптурные памятники, увековечившие великого полководца и его солдат. Особой гордостью украинских музеев Суворова являются две диорамы, чего нет ни в России, ни в Белоруссии, ни в Швейцарии. Посвящены они взятию считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил и штурму крепости Очаков. Вернее, так было еще два-три года назад. Сегодня осталась только одна — в Измаиле. Музей-диорама в Очакове более двух лет не работает, и сейчас трудно сказать, в каком состоянии ее полотно и что вообще с ним будет.

Примерно та же участь может ожидать и диораму в Измаиле, если местные власти примут решение отдать здание музея-диорамы православной общине села Матроска. В прошлом году вокруг этой неожиданно возникшей проблемы разгорелись нешуточные страсти. Город, можно сказать, разделился на два лагеря. Местные газеты и телевидение с сентября 2001 года много месяцев подряд вели полемику, у каждой из сторон находились свои аргументы и доводы. Особо следует отметить, что горячими сторонниками передачи здания верующим выступили, как ни странно, директор музея Придунавья Р.Шишкина и известный измаильский художник И.Шишман. Одним из основных аргументов сторонников передачи здания музея-диорамы православной общине является якобы неуместность или даже недопустимость существования символов мусульманства, восстановленных на бывшей мечети, в которой сейчас располагается диорама. Магометанский полумесяц, дескать, оскорбляет чувства православных и напоминает о мрачных временах турецкого владычества. Здание было переосвящено после знаменитого штурма крепости Измаил в православный храм, но в семидесятые годы прошлого века его восстановили по всем канонам мусульманства. Теперь оно, мол, оскверняет святое место, где захоронены православные воины, павшие при освобождении этих земель от османов.

Следуя этой логике, можно зайти очень далеко. Первым делом, например, надо будет снести памятник А.Суворову здесь же, в Измаиле, поскольку величественная фигура полководца на коне — это статуя русского генерала времен императрицы Екатерины II, которая разогнала Запорожскую Сечь, единственную надежду украинцев на восстановление независимого государства. Само имя Суворова должно оскорблять чувства украинцев. А почему бы и нет?

Вместо этого, на мой взгляд, полезно было бы поучиться у итальянцев, которые на протяжении многих десятилетий (если не столетий) бережно сохраняют все памятники истории и культуры, а также произведения искусства всех исторических эпох, включая и период фашизма. «Ну что ж, — говорят они, — все это — наша история. Пусть нам иногда стыдно за наших предшественников, но, глядя на памятники тех времен, мы не забываем об ошибках прошлого и стараемся не совершать чего-то подобного в настоящем и в будущем». Поэтому никто не уничтожает памятники Муссолини, и у их подножия уже давно не собираются бритоголовые молодчики, намеревающиеся совершить какой-нибудь фашистский путч. Итальянцы, как, впрочем, и большинство европейцев, относятся к политике иронически, считая ее «грязным делом», и предпочитают заниматься бизнесом, спортом, искусством и любовью. И, наверное, это правильно.

Мы же на протяжении почти всего ХХ века в основном уничтожали свои культурные ценности. Сначала разрушали храмы, монастыри и памятники русским царям, затем сносили памятники Сталину, позже, бульдозерами — выставки художников-авангардистов и т.д. А в 90-х настал черед памятников Ленину и других символов социализма. Ну чем не Иваны, не помнящие родства?

Итальянцы же, кроме воспитательных целей, из своего исторического, архитектурного и прочего наследия извлекают еще и огромную материальную выгоду: ежегодно страну посещают более пятидесяти миллионов иностранных туристов, оставляя здесь десятки миллиардов долларов. А мы удивляемся, почему к нам не хотят приезжать иностранцы? Да в большинстве наших городов смотреть нечего!

Возвращаясь к теме музея-диорамы в Измаиле, нужно сказать, что защитников у него оказалось достаточно много, на что, очевидно, не рассчитывали ни верующие недавно созданного Крестовоздвиженского прихода, ни их лидеры — Благочинный церквей Измаильского округа отец Георгий и протоиерей вышеназванного прихода отец Олег. А роль сих священников в этой истории, без сомнения, первостепенная. Попытаюсь обосновать такой вывод.

Закономерно возникает вопрос, зачем вообще была создана эта община жителей села Матроска (кстати, и сейчас насчитывающая чуть более двух десятков прихожан), названная Крестовоздвиженской, как некогда называлась церковь (по сути дела — мечеть), в здании которой нынче располагается музей-диорама? У общины имеется настоятель — отец Олег, но нет храма. И это при том, что для удовлетворения культовых потребностей жителей городского микрорайона «Крепость» и прилегающих сел, в том числе и села Матроска (!), в соответствии с решением Одесского облисполкома № 54 от 25.04.1995 г. приходам этих населенных пунктов были переданы в бесплатное пользование Свято-Николаевская и Свято-Успенская церкви, расположенные недалеко от здания музея-диорамы. Так неужели Крестовоздвиженский приход создавался только для того, чтобы возникла потребность в еще одном храме?

Кроме того, как рассказал отец Олег, однажды ему в голову пришла идея воздвигнуть в память погибших русских воинов Поклонный Крест, обязательно рядом с музеем-диорамой. И начал он эту идею претворять в жизнь. Испросив благословения у Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на изготовление креста в Соловецком монастыре на Белом море, отец Олег отбыл на Соловки заказывать крест. 21 августа прошлого года Поклонный Крест Крестовоздвиженской общины был освящен самим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II! Безусловно, Патриах не мог отказать в такой просьбе протоиерею православной общины Московского патриархата из Матроски. Тем более что в виде дара прихожан отец Олег вручил Алексию II живописное полотно художника И.Шишмана «Весенний дождик», на котором был изображен Свято-Николаевский собор в Измаиле, который в 1997 году посетил Патриарх.

Дальше события стали развиваться в жанре плохого детектива. Если отец Олег настаивал лишь на установке Поклонного Креста рядом со зданием диорамы (несколько позже у него родилась новая идея — построить здесь же православную часовню), то отец Георгий подписал обращение в Одесскую облгосадминистрацию от имени общины села Матроска с просьбой передать ей бывшее здание Крестовоздвиженской церкви. При этом вышеупомянутый священник ссылался на Указ Президента Украины от 4.03.1995 года № 125 «О мероприятиях относительно возврата религиозным организациям культового имущества», почему-то не упоминая при этом, что данный указ устанавливал срок передачи этого имущества — 1992—1993 годы. Позже этот срок соответствующим распоряжением Президента Украины Л.Кравчука был продлен до 1 декабря 1997 года, но, простите за банальность, «поезд ушел» четыре с половиной года назад! Трудно поверить в то, что отец Георгий этого не знал.

Вообще, удивительного в этой истории много. До середины января 2002 года городские газеты взахлеб обсуждали проблему диорамы-мечети и Поклонного Креста. Позиция отца Олега к этому моменту несколько изменилась — он пообещал, что в течение ближайших 20—25 лет после передачи здания музея общине верующих художественное полотно будет находиться в нем, а священнослужители не будут препятствовать экскурсантам посещать музей-диораму и слушать объяснения экскурсоводов. Иными словами, община из двух-трех десятков человек на ближайшие четверть века берет на содержание музей-диораму и никакие обряды в мечети-музее (или в православном храме?) отправляться не будут. Хотя бы потому, что, если оставить в здании полотно, проводить службы просто негде.

Следующий удивительный момент — чья-то идея провести опрос общественного мнения относительно установки Поклонного Креста и передачи здания музея-диорамы Крестовоздвиженскому приходу. Вдобавок предлагалось выяснить, как к этой проблеме относится мусульманское население города и района. Могу себе представить, какой джинн был бы выпущен из бутылки, если бы эти опросы состоялись. Ведь у мусульман прав на бывшую мечеть куда больше, чем у православных. Кроме того, без сомнения, произошло бы то, что сейчас происходит в Киеве — на здание могли бы претендовать и другие православные конфессии: Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Нельзя сбрасывать со счетов и местных староверов —липован. А если вспомнить, что нынешний год в Российской Федерации объявлен годом Украины, а А.Суворов является национальным героем России, то все это вообще выглядит как провокация. Особенно сейчас, когда Православная церковь Московского патриархата по предложению верующих их Херсона рассматривает вопрос о причислении А.Суворова к лику святых. Кроме того, в какое положение могли попасть городские власти Измаила, если бы результаты опроса общественного мнения противоречили украинскому законодательству?

Месяца за два до выборов страсти как-то поутихли. Но в самый разгар выборной кампании все вспыхнуло с новой силой. Как-то в марте во дворе диорамы (то есть в пределах охранной зоны) появился главный архитектор города и стал размечать место, где верующие должны были установить Поклонный Крест. И это после того, как осенью прошлого года градостроительный совет Измаила принял решение установить его не на территории музея-диорамы, а на бывшем воинском кладбище района «Крепость». Вряд ли эти действия были инициативой самого главного архитектора.

Энергичные протесты сотрудников музея А.Суворова в конце концов сделали свое дело, и Поклонный Крест был установлен неподалеку от Свято-Николаевской церкви. Но священнослужители, верующие и прихожане Крестовоздвиженского прихода, часть населения города и района, а также некоторые газеты время от времени поднимают эту тему, причем в довольно агрессивной форме. То есть вопрос не закрыт.

Хотя, проблемы как таковой, на мой взгляд, просто нет — если принять во внимание упоминавшиеся выше документы, подписанные высшим должностным лицом Украины — Президентом Л.Кравчуком. Что же касается установки Поклонного Креста во дворе диорамы, то есть в пределах охранной зоны, то закон Украины «О музеях и музейном деле», подписанный 29 июня 1995 года уже Президентом Л.Кучмой, гласит (ст.11): «На территории, отведенной для музея, запрещается деятельность, которая противоречит его функциональному назначению или может негативно влиять на состояние сбережения музейного собрания, а также другая деятельность, которая является несовместимой с деятельностью музея как учреждения культуры»… И очень удивляет то обстоятельство, что никто из журналистов не «докопался» до законодательной базы по этому вопросу. Хоть она и лежит, что называется, на поверхности.