UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА МЕШАЕТ МОЗГ

Смотришь иногда на человека и думаешь: вот еще чуть-чуть, и разорву его на кусочки! Откуда берется такая агрессия, желание отомстить, возвыситься за счет другого?..

Автор: Татьяна Галковская

Смотришь иногда на человека и думаешь: вот еще чуть-чуть, и разорву его на кусочки! Откуда берется такая агрессия, желание отомстить, возвыситься за счет другого? Как ни удивительно, но довольно часто корни явления — социальные. К примеру, бытующая в обществе норма возмездия «око за око, зуб за зуб». Человек, даже вполне мирный и интеллигентный, считает, что на агрессию, в чем бы она ни выражалась — гневный выкрик, обидные слова, действия, нужно дать адекватный по силе ответ. (Тот, кто в силу самых различных причин не в состоянии это сделать, глубоко переживает и нередко страдает от комплекса собственной неполноценности.) Только в этом случае инцидент можно считать исчерпанным. Именно такой нормой руководствуются родители, когда с детства учат ребенка давать сдачу. Более того, в агрессивном поведении видят еще и образец для подражания. Здесь большая заслуга телевидения. В США средний ребенок до вступления в подростковый возраст умудряется посмотреть по «телеку» более 100 тыс. сцен насилия и около 20 тыс. убийств. По Украине таких данных нет, но, скорее всего, они принципиально не отличаются.

Если говорить в целом об агрессии в обществе, то социальными психологами выявлена прямая связь между количеством оружия, которым свободно владеет население, и числом убийств — срабатывает так называемый эффект оружия. Это поясняют тем, что если у человека есть оружие, пусть даже предназначенный для обороны газовый баллончик, то этот человек будет искать любую возможность и даже провоцировать ситуацию, в которой его можно будет применить.

Причиной агрессии может стать стремление самоутвердиться в той или иной социальной группе — семье, классе, дворовой компании, на работе. Наблюдая с детства, как с помощью давления и унижения другого можно добиться желаемого, человек выбирает подобную манеру поведения и для себя, желая присоединиться к лагерю сильных. Нередко такую модель избирает человек, которого часто обижали и унижали в детстве, — он как бы пытается взять своеобразный реванш. Наиболее четко подобную трансформацию можно наблюдать в армии, когда молодой солдат, вынужденный терпеть насмешки и издевательства старослужащих, сам постепенно превращается в «дедушку».

Однако если взрослая, социально зрелая личность в большинстве случаев способна сдерживать свои порывы, то подросток часто не способен на это физически. Как установили ученые-неврологи из Университета Сан-Диего (США), многое из того, в чем упрекают родители подростков, на самом деле не вина их, а беда. Подростковые страхи, вспышки агрессии, раздражительность и грубость объясняются повышением активности передачи нервных импульсов в некоторых частях мозга.

Процессы, которые происходят в мозгу с началом пубертатного периода, приводят к нарушению обработки информации и правильной оценки возникающих социальных ситуаций. Поэтому в этом возрасте у ребенка резко снижается способность понимать чужие переживания. Ученые изучали эмоции у ребят в возрасте от 10 до 22 лет, как оказалось, к 11 годам скорость распознавания чувств, таких, как гнев или радость, снижалась до 20%. Однако затем показатель ежегодно улучшался и к 18 годам достигал нормы. Такие изменения в мозгу у подростков самым непосредственным образом влияют на понимание социальных связей, а также на планирование и контроль собственного поведения в обществе. Как пояснил руководитель проекта, в результате ребята воспринимают эмоциональные ситуации намного более запутанными, чем они есть на самом деле, а это ведет к раздражительному, вздорному и агрессивному поведению, так характерному для этого возраста.