Один из самых почитаемых в Украине праздников - Покров Пресвятой Богородицы, или как обычно говорят, «Покров» или «Святи Покровы». На Запорожской Сечи была церковь святои Покровы. Существовало предание, что после разрушения Сечи в 1775 г. казаки, что пошли за Дунай, взяли с собой и образ Пресвятой Покровы. Украинская повстанческая армия (УПА) отдав себя под опеку Богородицы, считала этот день как Свято Зброи. Поэтому этот праздник считается не только религиозно-этнографическим, но и национальным.
Следует отметить, что праздник Покров Богородицы существовал исключительно в православном мире и за пределами его не ознаменовался ни храмами, ни тем более иконами. В основу отечественной иконографии положен эпизод из «Жития Андрея Юродивого». Молясь ночью в константинопольской Влахернской церкви во время осаждения города врагами, юродивый увидел Богоматерь, что выходила из царских врат. Обратившись к своему другу, монаху Епифанию, он спросил: «Видишь ли ты Госпожу всего мира и Царицу?». Тот ответил: «Вижу». Потом на их глазах Богоматерь сняла свой омофор (платок), который стал таким большим, что смог покрыть всех присутствующих в церкви.
Покров Пресвятой Богородицы стал символом борьбы украинского народа за свободу и независимость. Покровских церквей в Украине очень много, такая уж судьба украинца - всегда искать защиту, покров от нашествий и угнетения. Они стали духовной защитой населения от внешних и внутренних врагов. Замечено, что строительство Покровских церквей, а началось оно с ХV столетия, имеет особую закономерность. Храмы появлялись в определенном регионе, в означенное время особого накала исторических преобразований. То есть если нанести на карту все Покровские церкви, то согласно датам их сооружения, там происходили ключевые события в истории Украины.
Церковь Покров Пресвятой Богородицы в с.Пархомовка Володарского района Киевской области стала строиться в разгар событий первой русской революции и, как замечено, что после её освящения политическая обстановка в районе нормализовалась и, согласно многочисленной литературе прошлого, рассказывающей о революционных днях, этот район стал самым спокойным и инертным в социальных преобразованиях. Получается, что храм воздвигался как защита от религиозного экстремизма!
Политические пристрастия революций, лихолетье войн, смены социальных формаций отвернули внимание от этого храма, что и сохранило его от уничтожения.
Высокие стремления семьи богатых промышленников Голубевых - владельцев имения Пархомовка, прославленных меценатов и просветителей - в единении с талантливостью и опытностью лучших мастеров своей эпохи - художника Николая Рериха, архитектора Владимира Покровского и мозаичиста Владимира Фролова -создали уникальное творение духовности, не имеющее аналогов во всем мире.
Издали она кажется небольшой, воздушной - быть может, за счет строго выверенных пропорций. Но когда машина или автобус, а другим транспортом не добраться, повернув, пробежит еще километров двадцать, выясняется, что это церковь. Кирпичная, однокупольная, трехнефная, построенная в стиле «неорусского модерна» с элементами других архитектурных стилей, с использованием необычайно удачно подобранных по фактуре и цвету гранита, мрамора, шифера, дерева, керамики, металла. Она имеет довольно внушительные размеры: в плане - 40,0 х 20,0 м, к тому же объединенная с пятиярусной колокольней высотой до 50 м и небольшой часовней-усыпальницей под шлемовидным куполом. В едином ансамбле, что было свойственно творчеству ее архитектора Владимира Александровича Покровского, каменная ограда и ворота, дом священника и сторожка. У входа в часовню-усыпальницу - мраморная доска со стилизовано выполненным сообщением о владельце имения Пархомовка - Викторе Федоровиче Голубеве (создатель одного из крупнейших предприятий в Украине - завода им.Петровского в Днепропетровске и Горного института там же), и его смерти в Риме. Тут, в маленькой церкви Святого Виктора, чуть ли не единственной во всем мире, он покоился до печально известных тридцатых годов, когда надругались над его останками. Теперь благодарные жители Володарского района, в память о его благодеяниях, поставили ему памятник.
Под самым куполом колокольни надпись в мозаике: «Сооружена церковь Покров Пресвятой Богородицы и Святого Виктора в царствование императора Николая II в лета 1903-06». Под надписью - давнее, часто повторяемое, еще с наскальных рисунков и до наших дней изображение огня - символа творческого горения. Скорее всего, по подсказке востоковеда Голубева, архитектор Покровский вокруг колокольни чуть ниже надписи последовательно изобразил молоток, клещи, четыре гвоздя, лестницу, копьё, проросшее зерно, полумесяц, елку, звезды, ползущую в виде буквы «омега», змею, красного петуха. Христианские символы, достаточно широко применяемые в иконах и культовых предметах, на храмах в такой последовательности не встречаются. Исследователи из московского Института востоковедения пытались расшифровать надписи и символы, - и вышло предостережение правящей царской фамилии. Это страшное пророчество, написанное вязью и фигурами на колокольне, свершилось чуть более чем через десятилетие. У авторов и заказчиков было свое отношение к Романовым, иначе под словом «император» не появилась змея, а под - «Николай II» - петух. «Виктор» выложено большими буквами, чем «Николай II», что должно символизировать значимость заказчика. На виду изображения голубя - и не только как христианский символ, а еще как бы подчеркивая, что храм это усыпальница Голубевых. В запасниках Третьяковской галереи мне доводилось видеть некоторые из упомянутых символов на зарисовках Николая Рериха. Безусловно, они повторяются на своеобразном, не имеющем аналогий декоре собора. Но возможность их рассмотреть, понять, осмыслить приходит позднее. Это вызвано тем, что когда первое впечатление, а ему почти всегда присуще восхищение от силуэта, общего объема храма, проходит, то все внимание уходит на великолепные мозаики Николая Рериха, по праву считающиеся шедевром искусства мирового уровня.
Выполнены только две мозаики Рериха. Но, тем не менее, они стали известны, особенно в последнее время, как гимн красоте и гармоничному совершенству. В своей стилистике архитектор возрождает черты древнерусского зодчества. Найдена спокойная простота объемов, тактично использованы элементы декора. Мозаичное панно органично связано с плоскостью стены, подчеркивает декоративное начало в убранстве храма. Ниши с мозаиками по своему размеру и пропорциям составляют единый ансамбль с архитектурой. Над центральным входом в неглубокой нише полуовальной формы расположена мозаика «Покров Богоматери» (4х6 м), над входом в пристроенную малую церковь Святого великомученика Виктора - панно меньшего размера «Спас Нерукотворный». Если большая работа сохранилась почти полностью, по ней только пару раз стреляли, а колокольню поджигали, то по нижней мозаике били, чем попало, и она сильно повреждена. Сколы обнажили надпись «Ник. Рерих» в правом углу. Но «Спас Нерукотворный», а руками поврежденный, даже в таком виде довольно хорош. Он суровым взглядом смотрит поверх нас, как бы вопрошая, что мы сделали для победы красоты и справедливости, как мы допустили такое безобразие с ним? Он предлагает нам стать выше, подняться над миром суеты, стяжания, безверия. Стать лучше, благороднее, сильнее, скорее всего и мудрее.
Мозаика «Покров Богородицы», пожалуй, одна из самых больших в нашем отечестве. Она расположена высоко над нами и хорошо просматривается издали. В.Покровский, еще только приступая к разработке авторских чертежей церкви, рассматривал строение, как синтез архитектуры, монументального и декоративного искусства, возвышающегося над большим парком и красивым прудом.
Основная фигура композиции - Богоматерь парит над городской стеной, вратами, башнями. Все это мощное, фундаментальное, толстое и неприступное.
Есть подозрения, что в этом и сохраняется противоречивость творчества Рериха, показывающего в своих работах, что не божественные «покрова» защитят народ, а их созидательный труд, результатом которого и явились эти укрепления. Выполненные в мозаике, они как бы повторяют стилизованный каменный забор, окружающий церковь. И тут художник изобразил их не так схематично и в плоскости, как принято на древней иконе.
Немного канонично нарушен, что проявляется только при тщательном рассмотрении, и образ Богоматери. В нем Рерих старался воплотить образ Матери Мира - прародительницы всего сущего, хранительницы всего жизненного на земле.
Матерь Мира, по Рериху, воплощала в себе весь окружающий мир, объединяла народы всех стран: «Матерь Мира, - писал он, - сколько необыкновенного, трогательного и мощного слилось в этом священном понятии времен и народов». Во время работы над эскизами для Пархомовки Рерих еще только прикоснулся к этому столь важному для себя образу. Она у него почти полностью проникнута православным мировоззрением и отклонения от канонов совсем незначительны. Уже впоследствии символическое значение образа настолько захватывает Николая Константиновича, что он возвращается к нему неоднократно, наполняя все новым и новым содержанием. Особенно значительно этот символ проявился в годы создания знаменитого Пакта Рериха - движения в защиту мира на земле, где этот же образ получил новое общечеловеческое звучание.
За церковными ликами Матерей Мира и Света, всех скорбящих, всем помогающих, вседающих, жертвовательниц Востока и Запада - Православной Богородицы, Споручниц, католической Мадонны, восточных Кали, Иштар, Мириам, Белой Тары, Рериху виделись многозначительные древние символы человеческой мудрости всеведения. В них художник видел, прежде всего, глубокие символы природы, величественное всепоглощающее женское начало. Матерь Мира воплощала в себе весь окружающий мир, который по Рериху был обязан ей своим существованием. Матерь Мира, прежде всего, стала для него в вынужденной эмиграции образом Матери - заступницы его Родины, куда он стремился всей душой.
Но, повторяю, впервые образ Православной Богородицы у Николая Рериха появился на храме с. Пархомовка. Он производит неизгладимое впечатление своим изяществом и благородством. В постановке фигуры, в одежде, состоящей из синего хитона, поверх которого накинут пурпуровый плащ - мафорий, в складках одеяния, в использованной цветной гамме чувствуется влияние мозаик Софии и Михайловского собора. Но в отличие от золотого фона Софии, здесь преобладают голубовато-серые цвета облаков, на которых как бы стоит фигура Богоматери. Рук ее не видно. Даже не похоже, чтобы она держала «покров». Это делают архангелы, стоящие по бокам ее. В нарушение церковного канона архангел справа повернут к зрителю спиной, не смотрит на нас и стоящий слева. Ангелы, держащие «покрова» за спиной Богоматери, безлики, а лица двенадцати Святых, длиннобородых, довольно схожих между собой, безучастны. Жизненной силой наполнены люди, стоящие группами, в древнерусских одеждах, живо обсуждающие что-то и жестикулирующие.
Композиция выполнена в легкой, нежной гамме зеленых, желтых и голубых тонов, способствующих светлому эмоциональному впечатлению. Структурно панно состоит как бы на ритме вертикалей и полуовалов, которому созвучна особая музыкальность цветовых отношений. Определенная ограниченность цветовой палитры, продуманный ритм линий и силуэтов помогают сохранить целостность всего архитектурного образа, достичь единства смысла изображения. Распределение планов и цветовых отношений, сам характер кладки крупных нешлифованных смальт выявляет мастерство В.Фролова. После завершения панно Рерих напишет: «Мозаика всегда была одним из многих материалов. Ни в чем не выразить монументальность так твердо, как в мозаичных наборах. Мозаика дает стиль, и в самом материале ее уже зарождается естественное стилизирование. Мозаика стоит как осколок вечности. В конце концов, и вся наша жизнь является своего рода мозаикой. Не будем думать, что можно сложить повествование или жизнеописание, которое бы не было мозаичным. Не только мозаична целая жизнь, не только мозаичен год жизни, но и день жизни состоит из мозаики».
В его эссе «Мозаика» четко прослеживается доктрина жизненности в искусстве и неразрывная связь человека с эстетическими потребностями. «Красота спасает мир», - любимое изречение гималайского мудреца, как и «Красотой молимся - красотой побеждаем».
Художественные поиски Николая Константиновича были созвучны эпохе. Это было вообще характерно для многих художников начала века, особенно для тех, которые мечтали найти в нем прибежище духовной нравственности и красоты, противостоящих победному шествию утилитаризма. Не то чтобы Рерих искал себе работу в храмах. Заказчики сразу почувствовали в нем большого мастера, и с 1906 г. по начало первой мировой войны, ему довелось выполнить более тридцати эскизов для пяти церквей, зодчие которых, как и Рерих, искали спокойных величавых форм красоты и значительности сооружений в целом. Их стремление к «искусству большого стиля», к искусству возвышенному, нам очень понятны и близки.
Творческие устремления Покровского и Щусева импонируют Рериху, который с воодушевлением приступил к украшению церквей в Пархомовке и Почаеве своими росписями и мозаиками.
Практически, все мозаики на всех храмах, за пределами Украины, кроме Талашкино, погибли. Поэтому и дорогие для ценителей искусства Рериха Почаев и Пархомовка, находящиеся в Украине.
Рерих использовал мозаику всегда крупную, не шлифованную, возрожденную со времен Киевской Руси. В отличие от Михаила Ломоносова, который в начале ХVIII века использовал в своих наборах мелкую отшлифованную смальту. У Рериха, оттого, что лучи Солнца всегда падали по-разному, освещенные мозаики звучали каждый раз иначе, что увеличивало впечатление от произведения, заставляло зрителя переживать каждый раз по-новому.
Николай Константинович выполнил мозаику «Спас и князья Святые» в построенном по проекту Щусева в 1906 году Троицком соборе Почаевской Лавры, что в Тернопольской области. Мозаика и сейчас украшает южный портал собора. Два других - на северном и западном лишь приписываются Рериху.
Мозаика Нерукотворного Спаса - одна из лучших работ художника и является притягательной важнейшей силой привлекающей в Лавру. Образ Спасителя, помещенный в кокошнике, в центре над входом, решен иначе, чем в Пархомовке. Здесь он смотрит на людей, а не поверх их. В Почаеве к нему ведет большая, чуть ли не «потемкинская лестница». Художник сделал так, чтобы образ Сына Человеческого притягивал людей, заставляя как бы подняться к Нему, по этой, получившей символическое значение лестнице. Поражает какое-то особое видение Рериха. Нет сведений, что Рерих был в Почаеве или Пархомовке, но, глядя на его работы, причем независимо с какой-либо стороны или расстояния - всюду они хороши и впечатляют. Словно ощущая ее священное действие, у мозаики, на лестнице любили фотографироваться воины, отправляясь на фронт в годы первой мировой войны. Были случаи принятия на ней присяги. Получалось, что святые князья вдохновляли рать на защиту Отечества, а Спаситель защищал их от гибели и забвения. Святые князья расположены по обе стороны Спаса, составляя с ними единую композицию. Здесь, как и везде, мастер берет за основу мозаики киевских храмов - Софию и Михайловский, в то время еще стоящий и радующий паломников, да что там, «всяк входящего». Теперь Михайловский собор возобновили, осталось воплотить мозаики.
В своей монографии о Рерихе Сергей Эрнст правильно отметил, что мозаики в Пархомовке вдохновлены византийскими образцами.
В живописи Рериха, как в древнерусском искусстве, обнаруживается схожее понимание света, с присущим определенным символическим и философским смыслом. Ансамбль, созданный в Пархомовке, был типичен для модерна обращением к традициям старого русского искусства, поисками синтеза архитектуры, живописи и элементов декора, использованием техники монументальной живописи. Все это имело глубокий философский смысл, заключавшийся в утверждении вечных идеалов добра и красоты.
Один из эскизов неосуществленной росписи в церкви назывался «Царица Небесная над рекой жизни». Этому не каноничному образу нет аналогий в древнерусской иконописи. Рерих стремится к синтезированному воплощению гуманистических идеалов. Он помогает «путникам не умелым, не знающим как различить, где добро, где зло», - так объяснял художник содержание росписи. В дальнейшем, для окончательного осуществления своего замысла, он взял за основу этот эскиз для основной композиции росписей в церкви Святого Духа в Талашкино.
В куполе Пархомовской церкви предполагалось поместить живописное изображение Вседержителя. Этот традиционный для купола образ был задуман Рерихом, подобный Киевской Софии. К тому времени он уже был открыт, описан и опубликован в репродукциях Адрианом Викторовичем Праховым. Образ этот был основным в храмах Киевской Руси, где символизировал духовную нагрузку держателя Мира. Незадолго до этого образ Вседержителя воплотил во Владимирском соборе В.Васнецов.
По канонам его окружают архангелы, помогающие в столь важном и ответственном деле. Так в Софии четыре архангела, каждый в своем строго, согласно канонам, характерном одеянии.
Все росписи и все мозаики Софии Киевской, порядок их размещения стали образцом и неукоснительно повторялись во всех последующих росписях храмов Руси, Московии, Украины, России.
В годы создания мозаик Н.Рерих был, безусловно, православным, но его религиозное восприятие не было верой иконописцев прошлого, которые для своего воистину священного деяния долгое время постились перед тем, как браться за кисти, искали вдохновения в продолжительных молитвах. Николай Константинович писал картины, постоянно находясь в творческом духовном трансе, но при этом темы его произведений были задуманы и разработаны с холодной расчетливостью математика.
Не могу отогнать крамольную мысль, не хотел ли Николай Рерих в своих не традиционных произведениях изменить многовековые изобразительные устои христианской Руси, стать основоположником новой церковной живописи, создателем нового канона.
В идейном смысле рериховская живопись является воплощением его собственных, непростых мировоззренческих концепций. Переосмысливает устарелые, костные церковные каноны художник в своеобразном живописном решении. Ему не хватает пространства стен, чтобы уместить огромную людскую массу, и он теснит ее строениями, прибегая к неожиданным приёмам - сочетать рисунок зданий в разрезе и объеме. Имея в Пархомовке и Талашкино полную свободу в выборе содержания и места для росписи, Рерих, сочиняя и осмысливая сюжет, включает в него близкие эстетические мотивы. В апсиде церкви в величественной композиции «Царица небесная на берегу реки жизни» в сложной, символической форме повествуется о Божьей Матери, которая возносит моления за человечество, находящееся в постоянной борьбе и труде, неведущее, где добро и где зло, в извечном полном проблем вопросе. Доминирующими над всем, являющимся организующим началом, высятся небесные города, охраняемые ангелами. В молитвенных позах пред ней сонмы святых. Выше - шествия пророков, держащих в руках кресты и свечи, символизирующие… да как можно пересказать всю глубокую, полную сокровенного смысла живопись Рериха. Она так безгранична, как поэзия Песни Песней, монологи Шекспира, проза Достоевского, мощь музыки Вагнера. Все эти связанные в единую гармонию композиции находятся над бушующим морем, легко швыряющем корабли. С исключительным мастерством разрешает Рерих эту насыщенную деталями роспись, расположенную, как и положено иконостасу, в три яруса, используя спокойные полукруглые линии по горизонталям и нарастающими ритмами по вертикали. Опережая достижения великих абстракционистов Кандинского и Мондриана, Рерих пытался изобразить все цветом в его полузвучных сочетаниях от желто- красно- карминных тонов, мягко переходящих в белый и золотой. Как Врубель, вначале дописывая живопись древних киевских художников, постепенно создал свой почерк разрушителя канонов и творчески, и не только, пострадал в своей жизни от этого. В Софии - он тогда еще молодой художник, под самым куполом, как бы предчувствуя свою будущую «демоническую» судьбу, дописывал одного из архангелов. И так блистательно, что внизу, а где еще нужно быть нам, земным зрителям? - не можем понять, где мозаика XI века, а где рука и кисть мастера конца XIX.
Так и Рерих планировал вокруг Вседержителя изобразить четырех верных его помощников в борьбе с Вселенским злом. Уравновешенностью форм эскиза, а Рерих постоянно в своем творчестве строил композицию как архитектор, контрастностью образов он тем самым оттеняет их внутреннюю напряженность. Поэтому в композиции получено ощущение непрерывного вихревого движения.
На освящении церкви, происходившей 24 августа 1907 года, собралась вся округа. Жаль, что не было В.Голубева, находящегося в очередной экспедиции в Индии. Но присутствовал его брат, камергер Её Императорского Величества Л.Голубев со своей супругой Александрой Степановной, дочерью известного флотоводца адмирала Макарова. Освещение храма, на котором присутствовало более четырех тысяч человек, производили митрополит Флавиан и два епископа - Сергий и Владимир. В храме было сказано очень много слов благодарности владельцам села Голубевым.
В советское время храм пережил много бедствий и надругательств, поэтому и простоял в полном забвении до конца семидесятых. Автор этих строк был создателем экскурсионного маршрута, получившего необычайную популярность у киевлян. За несколько лет побывала там не одна тысяча человек. Но и это не давало возможности на проведение реставрационных работ храма. Недаром кое-кто из руководителей считал проведение там экскурсий «антисоветчиной».
Но в мае 1987 года мне довелось встретиться со Святославом Рерихом. Он был приятно удивлен, узнав о сохранившихся мозаиках своего отца, который с прискорбием сообщал детям о разрушении Покровской церкви. А тут ему дарят прекрасные фотографии и статьи о ней. При прощании, он сказал: «Будем делать все, чтобы сохранить Пархомовку». А когда у художника через четыре часа произошла встреча с М.Горбачевым, то и там С.Рерих стал говорить о Пархомовке. Раиса Максимовна, с присущей ей эмоциональностью, воскликнула: «Святослав Николаевич, давайте поедем в Пархомовку!» «Хорошо», - ответил он, думая о будущем, так как на следующее утро, улетал из СССР.
На следующий день в ЦК Компартии Украины прозвенел звонок. «Готовьтесь к приезду Горбачевой и Рериха». Через пару дней, все партийное и хозяйственное руководство республики, кроме заболевшего Щербицкого, по грунтовой разбитой дороге на правительственных «броневиках» устремилось в отдаленное село. Со следующего дня со всех объектов Украины были сняты реставраторы. Сотни рабочих восстанавливали церковь, делали дорогу, благоустраивали село, тщательно готовясь к приезду столь высоких гостей. Рерих был в Индии, а Р.Горбачева занялась другими вопросами. Убедившись, что их не будет, реставрацию прекратили. Но уже почти все сделали. Сейчас это действующий храм Украинской Православной церкви - Киевского Патриархата.
И стоит этот удивительный храм, один из самых красивых в мире, как воин, что выстоял почти столетие, не погибнув, как множество не менее достойных, не изменил ни своего облика, ни своей сути. Не изменил своим основателям, создателям, почитателям, которых становится все больше и больше! Словно герой эпоса, противостоял он лихолетьям: революциям, войнам, разрухам, развенчиванием кумиров и мифов. По нему стреляли, его поджигали, засыпали отравой, пытались принизить безразличием и забытьем. Не вышло! Он выстоял и ждет вас, придите к нему, под его защиту.