UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОКРОВИТЕЛИ, ИЛИ О ПРИЧИНАХ ПОЯВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ НОВОЯВЛЕННЫХ «СВЯТЫХ»

Русские цари являются издревле покровителями православных христиан в других государствах. Иоанн ...

Автор: Дмитрий Полюхович
Святой Николай II

Русские цари являются издревле покровителями православных христиан в других государствах.

Иоанн Шанхайский

Для простого человека, не очень-то интересующегося историей, Распутин ассоциируется прежде всего со скверной водкой и навязчивой рекламой. Помните, наверное: «Здесь я подмигиваю, а здесь не подмигиваю…»? Более «продвинутая» публика может рассказать о некоем «сибирском старце», имеющем в свое время большое влияние на царскую семью и, несомненно, обладающем гипнотическим или экстрасенсорным даром. При этом не забудут упомянуть, что своими действиями он дискредитировал императорскую фамилию, чем поспособствовал приближению революции. Но Григорий Распутин вскоре может предстать в новой ипостаси — в качестве святого Русской православной церкви. И не только он.

В начале октября в Международном славянском культурном центре в Москве прошла «Научно-богословская конференция, посвященная Царю Иоанну Васильевичу Грозному и другу Царской Семьи Григорию Ефимовичу Распутину». Собравшихся со всей России церковных и околоцерковных деятелей занимал один вопрос — можно ли считать царя Ивана Грозного и Григория Распутина святыми? Все выступающие полагали, что не только должно, но и нужно. Достаточно только посмотреть на название докладов: «Их пепел в наших сердцах: Царская Семья и Григорий Распутин. Ритуальность убийства», «Идеологические проблемы историографии эпохи Царствования Государя нашего Благоверного Великого Князя Московского и всея Руси, Божией милостью Царя Иоанна Васильевича Грозного», «От умолчания к искажению: о некоторых принципах и методах интерпретации общеизвестных летописных событий в современной церковно-исторической науке», «Документальные свидетельства безосновательности сложившихся представлений о личности и так называемых «преступлениях» Царя Ивана Грозного», «Об иконах непрославленных святых: традиции написания, мироточение и почитание православным народом»… Кончилась конференция, как и положено, благочинно — совместной молитвой. «А на молящихся взирал Царь Иоанн Грозный с мироточивой иконы…. (Анатолий Степанов, Русская линия)».

Помимо вышеупомянутых, был еще один доклад. И хотя он и был вне программы, но именно в нем прозвучали истинные причины и уже состоявшейся канонизации «святого» царя Николая II, и желания канонизировать Грозного с Распутиным. Известный своей шовинистической риторикой глава союза «Христианское возрождение» Владимир Осипов (ранее он отметился тем, что обозвал «предателями русского дела» членов Совета Федерации, ратифицировавших договор о дружбе и сотрудничестве России и Украины), выступил с докладом «К становлению Великой России».

Если присмотреться внимательно, то именно в идеологическом обеспечении имперской политики по созданию Великой России и кроется истинная причина появления некоторых новейших русскоправославных «святых».

Святой Николай Кровавый

По времени канонизация последнего российского императора полностью ложится на кардинальное изменение внутренней и внешней политики Российского государства. Если в начале 90-х в России еще пытались построить демократическое общество западного образца, то со второй половины в ее политике все сильнее начали звучать авторитарные и имперские нотки. Политике Кремля, конечно же, понадобилось идеологическое освящение нового курса. Тут-то и вспомнили о расстрелянном императоре. Если отбросить всю благостно-кликушескую шелуху и тем более то, что Романовы, как известно, редко умирали своей смертью, то получится «святой символ» великой империи. Последнее и не скрывается. Вот как описывает архимандрит Тит, насельник Свято-Успенского монастыря г.Одессы

пребывание в Украине в феврале 2000 года одной из массово «замироточивших» в последнее время икон святого царя: «Даже далекие от Церкви люди после пребывания чудотворной мироточивой иконы… поняли, что Боговенчанный Царь Николай II — свят, значит, государственное устроение до несчастного, бедственного 1917 года было благодатным, Богоустановленным, а значит, только такая государственность нам и необходима». И далее: «Это — знамение времени, это — восстановление чести народа русского, это — символ воскресения Святой Руси!». Здесь следует напомнить, что стараниями одесского митрополита Агафангела Николай II был канонизирован как местный украинский святой даже раньше, чем в России.

Позже эта же икона побывала на Виннитчине. Вот как это увидел Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан: «Тысячи людей падали на колени перед иконой, просили у Бога прощения за предков, предавших православного императора Третьего Рима — России. Везде, где побывала икона,.. рефреном звучало: почему и кто разделил наш триединый русский народ? Безусловно, это было покаянием и в попустительстве каинову братоненавистническому делу «самостийщины».

К сказанному адептами «канонического православия» в Украине добавить нечего. Как и к их же высказываниям, что УПЦ-МП вне политики и с Москвой связана только исключительно «духовными узами».

Святой Иван Грозный

Если святой Николай II является символом великодержавной соборности и возрождения Российской империи пусть не в границах 1917-го, то хотя бы 1991 года, то канонизация Ивана Грозного является освящением державности и самодержавия. В смысле власти. И хотя официальной канонизации пока не произошло, и даже патриарх Алек-сий II выступил против, это вовсе не значит, что этого не произойдет вообще. Стоит отметить, что и Николая II патриарх тоже не спешил канонизировать, но пришлось. Тем более что даже «иконы» (как и положено — «мироточивые») этого святого уже есть… Да и тенденции в Кремле соответствующие. Недавно вот Путину даже точную копию Шапки Мономаха сделали… Почему же не канонизировать еще и царя, олицетворяющего безраздельную власть (не зря же его так любил товарищ Сталин). Тем более что нынешнее Российское государство является продуктом правления первого московского царя Иоанна Васильевича, при котором Москва была объявлена Третьим Римом. И не только по духу. Именно Иван Грозный окончательно поставил крест на истории удельной Руси. Последний факт сегодня очень кстати. Ведь если Борис Ельцин давал автономиям столько суверенитета, «сколько они способны унести», то нынешний хозяин Кремля почти сразу же взял курс в противоположном направлении — на усиление и укрепление центральной власти. И было бы очень странным, если бы в РПЦ не нашлось желающих освятить эту новую политику очередным «святым».

Кстати, именно при Грозном Церковь полностью утратила остатки былой самостоятельности и полностью превратилась в механизм идеологического обеспечения власти. Она освящала даже самые безбожные деяния. Например, Церковь безропотно дала свое согласие на второй и третий брак царя. А при заключении же следующих четырех Иоанн мнение Церкви уже даже и не спрашивал.

Митрополит Филипп, пробовал было возмущаться и даже жестко обличал кровавые методы царя… Но будущий кандидат в святые только посмеивался над обличительными посланиями душпастыря, презрительно называя их «Филькиными грамотами» (отсюда и пошло это выражение, обозначающее ничего не стоящую бумажку). Когда же в 1566 году Ивану Васильевичу окончательно надоел митрополит, смеющий критиковать его царские действия, последний был лишен сана и сослан в тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 года был зверски убит опричником Малютой Скуратовым. Позже замученный за веру иерарх заслуженно был причислен к лику святых. Если Ивана Грозного все же канонизируют, то к загадочной русской душе присоединится еще одна загадка — история пока не знала случаев, чтобы один святой отдавал приказ об убийстве другого святого…

Распутин: не только водка…

Выдвинутая графом Уваровым в царствование Николая I имперская доктрина России полностью звучит так «Православие, Самодержавие, Народность» (в советской интерпретации — «Народ и Партия — едины»). Если «Самодержавие» во всех его проявлениях уже освящено канонизированным де-юре Николаем II и канонизированным де-факто Иваном Грозным, то на вакансию символа «Народности» лучшую кандидатуру, чем Григорий Распутин, нужно еще поискать! Он и простой сибирский мужик «от сохи» с самой типичной крестьянской внешностью, и одновременно «друг Царской Семьи» и советчик монархов. Плюс соответствующее житие с первым паломничеством в 18 лет и с последующим пешим походом до самого Иерусалима! Да, если верить, видением Божией Матери, и не когда-нибудь, а во время распашки поля… Плюс несомненное владение непонятной силой. А информацию о его пьяных дебошах, мздоимстве и сластолюбии можно объяснить масонской клеветой. Ведь, согласно докладу писателя Игоря Евсина, прозвучавшему на упомянутой выше конференции, решение «о его дискредитации было принято в Брюсселе, на Всемирной ассамблее масонов». Ни больше ни меньше. Да и пьянство русский народ никогда особым преступлением не считал… Скорее наоборот.

Впрочем, РПЦ сегодня не однородна. Значительная ее часть вовсе не желает быть всего лишь частью идеологического аппарата Кремля. И все чаще вспоминает, что кесарю, конечно, кесарево, но Богу, все же, богово, и что для Церкви богово должно доминировать, а не наоборот. На то она и Церковь, а не отделение министерства пропаганды. И что для святости действительно необходима святость, а не требование политического момента. У этой части упоминание о «святости» Грозного с Распутиным ничего, кроме раздражения и протеста, не вызывает. Поэтому есть надежда, что богово все же возобладает над кесаревым…