UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПОКОЛЕНИЕ NEXT» И ЕГО ПРЕДКИ

К сожалению, а может быть, к счастью (смотря, с чьей стороны смотреть на проблему), приходится призн...

Автор: Михаил Раскин

К сожалению, а может быть, к счастью (смотря, с чьей стороны смотреть на проблему), приходится признать, что «поколение Next», к которому относится нынешняя студенческая молодежь, не всегда побеждает в упорных битвах с «предками». В самом деле, как современному студенту объяснить своим родителям, что нынче глупо мечтать о том, чтобы стать примерным служащим или бороздить космические просторы?! И как довести до родительского сознания свою скромную и ежедневную мечту стать кем-то вроде Абрамовича? При всем уважении к романтическим идеалам прошлого «предки» зачастую отказываются понимать, что иногда приобретение практических навыков труда важнее, чем упорное и монотонное разгрызание гранита науки. Ведь в противном случае бедным студентам никогда не стать богатыми и не выжить в суровом настоящем, не приемлющем беспечности и беззаботности, наконец, не построить нормальных семейных отношений.

Конечно, студенческая молодежь относится к своим родителям по-разному, и не каждому по душе превращать тихий семейный быт в арену бескровной, но напряженной борьбы за право «сметь свое суждение иметь». Если уж попытаться построить какую-либо классификацию, то, на мой взгляд, стоит выделить следующие категории нынешнего студенчества: первая категория отчаянно сражается за свою независимость и желает как можно скорее отгородить себя от родителей железным занавесом самостоятельности, затем идут «юноши бледные со взором горящим» из интеллигентных семей, куда более тесно привязанные к «предкам», послушно выполняющие их инструкции и старающиеся оттянуть начало своей борьбы за выживание, и, наконец, чада состоятельных родителей, отягощенные проблемами совсем другого характера.

Первые знают не понаслышке, что значит совмещать работу с учебой и какова истинная цена романтики и беззаботности в нашем жестоком мире. И поэтому для окончательного утверждения себя как личности им просто необходима полная независимость от «предков» в виде собственного жилья. Мешать таким бедным студентам в их скромном стремлении стать богатыми и самостоятельными категорически воспрещается!

Вторые более пассивны и слабохарактерны и долгое время не могут оторваться от родителей, из-за чего взрослеют медленнее. Они до боли в зубах грызут гранит науки, как и положено студентам из интеллигентных семей, и не знают, что значит работать всю ночь перед зачетом. Но такая «лафа» возможна, пока родители еще способны платить за обучение, а потом этим баловням судьбы приходится скоропостижно взрослеть. Однако они могут похвастаться (по крайней мере, на первых порах) более или менее налаженными отношениями с родителями.

Проблемы «поколения Next» неотделимы от трудностей и забот родителей нынешней «продвинутой» молодежи. Поэтому на время оставим в покое «детей» и поговорим об «отцах».

Современных «отцов» можно разделить на следующие категории: «те, которые могут, или «крутые предки» (прошу простить за студенческий жаргон, но на этот раз без него не обойтись); «те, которые верят и иногда могут, то есть интеллигенты», и «те, которые ничего не могут и ни во что не верят, то есть пессимисты». О «крутых» отцах и их чадах, которые «сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть», написано много, так что я не стану заострять внимание на этой проблеме, тем более что чем дальше в провинцию, тем меньше мажоров и тем они мельче. Провинциальные чада «крутых» родителей разве что крутой мобилкой щегольнут, прокатятся в папином БМВ на праздник, прокутят 100—200 баксов в ресторане, и все — иссякла фантазия… Не надо забывать, что административные бонзы сменяют друг друга подобно белым перчаткам на холеных аристократических ручках, и вчерашний мажор легко может превратиться в «минор». Мне приходилось видеть детей бывших начальников, вынужденных просить материальной помощи в местном «Хеседе», выстаивать длинные очереди в ОВИРе и мучительно пытаться сдать сессию на пятом курсе, когда быть отчисленным за неуспеваемость из вуза, куда так легко пристроил их вчера еще могущественный отец, просто смешно.

Бывшие мажоры достойны сожаления потому, что ничего от своих родителей, кроме их былого величия, не получили. Это, как в чеховские времена, — проблема разоренных дворянских гнезд, только вишневые сады ныне и вырасти не успевают, не то, что плодоносить… Если проехаться по окрестностям любого украинского провинциального города, можно вдоволь наглядеться на недостроенные фазенды, печальные памятники несостоявшегося барства.

Интеллигенты — весьма интересная категория лагеря отцов. Те, что постарше, еще недавно гордились своим диссидентским и псевдодиссидентским прошлым, пока не поняли, что вместе с прошлым потеряли и страну, и те идеалы, которые оспаривали, но которыми, собственно, и жили — по крайней мере, частично. Они все еще кичатся тем, что старше, и поэтому, как им кажется, мудрее и, стало быть, вправе учить собственных чад. Но ведь должны признаться хотя бы самим себе, что учить им детей, в сущности, нечему, мудрости у них никакой нет, и впору им самим, с их хваленой отцовской гордостью, учиться у своих детей, если те сочтут нужным преподнести им хоть какие-нибудь уроки житейской мудрости. Почему? Да потому что отцы эти, выросшие в тоталитарную эпоху, по большей части так и остались наивными детьми своей эпохи с принципами, которые теперь никому не нужны. Доказательства? Извольте.

Их подспудная убежденность в том, что лучше быть нищим, но гордым, чем богатым, но оскорбленным, насильно привитый им аскетизм вкупе с лозунгами типа «раньше думай о родине, а потом о себе», их производственный героизм, увы, ведет к нищете и голодной старости, когда, как ни крути, но придется жить на пенсию. «Все же детям сложнее, чем нам, — признают они, — хотя бы потому, что у нас были беззаботные студенческие годы с бесплатным образованием и стипендия, на которую (особенно на повышенную) вполне можно было жить и даже создать студенческую семью, у нас была хоть какая-та социальная защищенность, которая оправдывала наш романтизм». «И нежелание самим отвечать за свою судьбу», — при всем уважении к такой категории родителей добавлю я. Ведь при малейших жизненных трудностях эта категория «отцов» шла в местком или профком с просьбой помочь, разобраться, дать надежду. В результате многие родители так и остались детьми, а дети стали взрослее на целую жизнь…

Нынешние студенты порой завидуют своим родителям, потому что хочется хоть месячишко пожить беззаботно и попеть «Возьмемся за руки, друзья» у какого-нибудь туристического костра, не задумываясь о том, где заработать, чтобы оплатить учебу в следующем семестре. Интересно, что еще лет 10—15 назад проблема «отцов—детей» свелась бы к простой истине, что старшее поколение не может понять подрастающее, что детям не хватает свободы, взрослые их притесняют и т. д. Современному молодому человеку (если он, конечно, не мажор) подобное не придет в голову, потому что отец-интеллигент, если и нашел деньги на оплату первого семестра, то давно уже сдался, и может только мечтать об образовании сына. Так что сыну самому приходится искать деньги на обучение. Многие нынешние студенты сами платят за свою свободу, за право жить и делать ошибки.

Дети так называемых «отцов-пессимистов», кроме того, что сами строят свою жизнь и свою судьбу, еще и лишены того, что называют родовым гнездом, а их отчаявшиеся «отцы» или спиваются, или продают за долги жилье и переезжают в село, чтобы окончательно разориться, порой бомжуют. Этим юношам и девушкам труднее всего, потому что им нужно не только вырваться из нищеты, но и содержать своих беспомощных родителей. Таким студентам легче всего сдаться и умереть молодыми (СПИД, наркотики, гепатит С и т.д.). И те из них, кто сумел выкарабкаться и хотя бы доучиться, достойны всяческого уважения.

В общем, «бедные студенты» и их ворчливые «предки», заройте поглубже топор войны и перестаньте тратить друг на друга бесценные нервы. Поверьте, вы друг другу еще понадобитесь! Мы ведь — одной крови, как говорил великий Маугли.