UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пока Гейтс и Цукерберг обещают, Китай заселяет метавселенную

Первые колонисты уже «на чемоданах»

Автор: Эдуард Рубин

Пока Марк Цукерберг и Билл Гейтс пиарят фантастическое будущее человечества в метавселенной, прагматичный Китай начинает заселение Метаверса. Первые 100 тысяч колонистов прибудут туда совсем скоро.

27 декабря китайский поисковый гигант Baidu запустил процесс колонизации первой планеты метавселенной Xirang (Земля Надежд). Это гигантская VR лента Мебиуса, созданная на VR-платформе Baidu, внутри которой до 100 тысяч аватаров участников конференции Baidu AI Developer Conference на три дня погрузятся в виртуальное 3D-пространство Земли Надежд.

Похожая на Страну чудес иммерсивная виртуальная планета подарит участникам конференции незабываемые впечатления. Здесь аватары всех участников будут:

Пользователи смогут переноситься на планету Земля Надежд с различных устройств (компьютеры, телефоны и другие устройства), подключать своего аватара к глобальному голосовому чату и напрямую общаться с другими аватарами на планете Земля Надежд.

Помимо Baidu, засуетились три китайские государственные телекоммуникационные компании — China Mobile, China Unicom и China Telecom. Уже в ноябре они объединились с несколькими технологическими компаниями, чтобы сформировать Metaverse Industry Committee — первую отраслевую группу Китая, посвятившую себя массовому заселению метавселенной китайцами. А заодно и планирующую через три года получить изрядную долю 800-миллиардного рынка Метаверса.

Мы живем в интересное время, к которому можно относиться по-разному, но на протяжении жизни одного поколения прогресс продвинулся от цифрового каменного века до всемирной паутины. Пандемия за последние пару лет приучила людей к онлайн-общению, образованию, путешествиям, интернет-коммерции, электронным услугам, И все это достигло такого уровня, который ускорил приход метавселенной.

Технологии находятся не только в наших карманах, но и повсюду вокруг нас, благодаря множеству подключенных устройств, оснащенных датчиками и возможностью подключения (интернет-вещей). Интернет перешел от людей, разговаривающих с людьми, к машинам, разговаривающим с машинами. Эта эволюция радикально меняет человеческие отношения. Иногда технология не просто увеличивает наши навыки, но и заменяет нас, когда алгоритмы могут выполнять определенные задачи с неумолимой точностью. С появлением метавселенной мы вот-вот вступим в новую фазу, где виртуальные взаимодействия займут центральное место.

Так что же такое метавселенная? Сам термин был придуман и впервые упомянут в научно-фантастическом романе «Лавина» (Snow Crash) Нила Стивенсона, написанном еще в 1992 году. Надо сказать, что главными футурологами являются писатели-фантасты, они как бы направляют мир по определенному пути. Но, в принципе, не в названии дело, а в сути. То, что имеется сегодня, это лишь зарождающиеся версии, технологии еще далеки от зрелости и ключевое препятствие — отсутствие системной совместимости. Многим компаниям придется адаптировать свои бизнес-модели для работы во взаимодействующей метавселенной. Аналитики считают, что начиная с 2025 года, должны появиться более конкретные инвестиционные возможности, особенно в сегменте впечатлений, которые дадут лавинообразно развивающийся рынок.

unsplash/franku84

Когда в октябре Facebook сменил название на Meta, слово метавселенная перешло из области технических фанатов в мейнстрим и компания показала свое серьезное намерение развиваться в этом направлении. Ведь основная официальная миссия этой компании — эффективно объединять людей.

Несмотря на долгосрочную привлекательность концепции метавселенной, надо понимать, что в настоящее время мы находимся на «чрезмерно разрекламированной» территории: обычное явление, которое мы также наблюдали с появлением 3D-печати, различных этапов беспроводной технологии 3G/4G/5G и интернет-вещей.

Не существует единого определения метавселенной. Это предполагаемая итерация Интернета. Наиболее распространенное описание метавселенной: пространство виртуальной реальности или альтернативная экономика, или мир, в котором пользователи могут взаимодействовать с другими пользователями в постоянной компьютерной среде. Пользователи чаще всего представлены аватарами: цифровым значком или фигуркой, представляющей конкретного человека. Доступ к метавселенной можно получить с помощью набора технологий, например компьютеров или смартфонов, но чаще всего — и с эффектом присутствия — через очки дополненной или виртуальной реальности. Кстати, желающие получить предварительное представление о том, как может выглядеть метавселенная, могут посмотреть фильм Стивена Спилберга «Первый игрок наготове».

Одной из самых продвинутых компаний в этом направлении является Meta Platforms (прежде — Facebook). Интересный вариант использования представляет приложение SuperNatural, входящее в состав подразделения Virual Labs, которое представляет собой иммерсивный фитнес-сервис в виртуальной реальности для Oculus Quest. Приложение ежедневно предлагает новые тренировки, которые переносят пользователя в самые потрясающие места в мире, работая с настоящими тренерами по фитнесу.

На данный момент у нас есть лишь очень ограниченные примеры «пробных» метавселенных. Лучшим примером может служить вселенная видеоигр, воплощенная в бесплатной игре Fortnite или созданной пользователями платформе Roblox. Они выходят за рамки простых игр, включая такие аспекты, как виртуальные концерты или покупка цифровых активов. В этих безналичных виртуальных средах используются технология блокчейн и криптовалюта, они будут играть ключевые роли в метавселенной. Технология блокчейн создаст интересную экосистему, которая в свою очередь будет служить созданию и монетизации цифрового контента. Например, они могут давать право на использование произведений искусства или собственных существ, созданных в метавселенной, открывая дверь в новую виртуальную экономику. В этой сфере человеческое творчество практически не имеет границ.

Еще древние философы выделили понятие материального мира и мира идей. И вокруг этого до сих пор идут споры, существуют философские учения и теории. С развитием технологического прогресса эта грань постепенно стирается.

Metaverse в целом — это не о материи, не столько о VR-активности и играх. Это больше о смыслах, представлениях, идеях, образах, коммуникации. Как они представляются, передаются и как влияют, в том числе на сознание, тело и даже на материальный мир. Исходя из этого, можно понять их изначальную природу, принципы построения и даже возможную версию реализации Metaverse корпорациями. Это сложно понять сразу, но шаг за шагом это станет естественным.

Метамир — это упрощенная модель мира, с которой может эффективно работать сознание. Метамир существует только в сознании и может передаваться от одного субъекта, обладающего образным мышлением, к другому. Существование информации без материи и сознания трудно представить.

Metaverse — это метавселенная, частный вид информационного или метамира, который можно четко описать и передать в таком же неизменном виде для считывания в виде образов. Допустим, в цифровом или 3D. Инструменты и решения Metaverse — это тонкий телепорт или канал связи материального (реального) мира и образного (идейного) с помощью цифровых технологий. Материальный мир оказывает влияние на процессы Metaverse, в свою очередь Metaverse может влиять на реальный мир через посредника-актора в виде человека или другого исполнителя. В этом их тесная взаимосвязь.

unsplash/tezos

Метамиры сознаний людей могут существовать раздельно, коммуницировать, объединяться или иметь общий глобальный цифровой интерфейс в виде метавселенной.

Metaverse, о котором говорит Facebook, призван работать с нашим образом, коммуникацией и в перспективе может предоставить интерфейс взаимодействия сознания со всем, с чем оно может взаимодействовать в рамках World Wide Web. Это гораздо больше, чем Facebook, AR, VR и даже опыт взаимодействия с «плоским» Интернетом.

Компания NVidia представила достойную презентацию с уклоном на AI, развивая свою платформу метавселенной в виде Omniverse и Maxine. Современные предприятия будут нуждаться в цифровых двойниках для эффективного моделирования процессов. Показаны кейсы цифровых двойников предприятий будущего и настоящего, почему это важно и почему может быть полезно. Финал презентации — концепция «Земля 2.0», которая станет цифровым двойником Земли для моделирования/прогнозирования глобальных природных и техногенных процессов.

Цифровой образ становится настолько же реальным, насколько реальны герои, события, явления и целые вселенные в художественных произведениях, искусстве, кинематографе или шедеврах компьютерных игр.

Огромное число людей уже платят за это деньги, восторгаются историями, образами и дизайном. Мы воодушевляемся, находим творческую энергию и даже друзей с помощью мира идей и цифровых сообществ. С помощью метасущностей в метамирах.

Очевидно, компаниям интересны такие решения, которые будут закрывать потребности людей по-новому, а значит можно эксплуатировать эти потребности и строить на этом бизнес, предоставляя сервисы как ценность (или рекламу).

Ничего по сути не меняется, новые технологи просто предлагают делать это по-другому. Быстрее, дешевле, проще, чаще, с новым уровнем вовлечения. Metaverse может стать таким же важным и интересным явлением, как переход от ПК к смартфонам. Это может породить целый ряд новых профессий, цифровые продукты и инструменты. И вот что интересно, метавселенные можно разрабатывать не только в Америке, но и у нас, в Украине. Я уверен, что уже много молодых стартаперов думают над новым продуктами с использованием новой технологии будущего, и образование — виртуальные классы — одна из лучших идей.

Больше статей Эдуарда Рубина читайте по ссылке.