UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОИСК ПОТУСТОРОННИХ СФЕР

20 марта 1943 года, то есть 60 лет назад, родился художник Мыкола Иванович Трегуб. За свою короткую жизнь в непрерывном всепоглощающем труде он создал более тысячи произведений...

Автор: Елена Голубь

20 марта 1943 года, то есть 60 лет назад, родился художник Мыкола Иванович Трегуб. За свою короткую жизнь в непрерывном всепоглощающем труде он создал более тысячи произведений. Их могла видеть и оценить лишь горстка интеллектуалов из киевского андеграунда. Недавно его работы приобрел американский музей в Нью-Джерси «Зиммерли-арт-музеум». В запасниках Национального музея искусств Украины тоже хранится более двух десятков его работ. Их держат у себя как драгоценную реликвию коллекционеры Канады, Германии, Израиля, Великобритании. М.Трегуба и сегодня знает лишь горстка ценителей, хотя и в большом мире.

Молчаливый и самоуглубленный, он редко смеялся каким-то необыкновенным, прерывистым смехом. Сокровища своей родниковой души раздавал через тихую торжественность картона и холста. Он сознательно шел на то, что зрителей будет мало, выставки устраивал по квартирам друзей, но пребывание в андеграунде переживал мучительно, как и всю ненормальность времен застоя. «Я стал всего-навсего... художником этой ужасной поры, нищенки этой... Проклятая действительность, затушеванность граней и забитые родники... Создались все условия для гибели украинской живописи», — писал художник в одном из писем в 1976 году. Он мечтал о свободном, политически незаангажированном искусстве и своим трудом доказал, что оно возможно в любых условиях. Доказал ценой своей жизни, преждевременно прервав ее 23 марта 1984 года, не выдержав противостояния с «жуткой эпохой» тоталитарности.

Духовной поддержкой М.Трегуба были «захалявные» книги (скрываемые в то время) любимых украинских поэтов Е.Плужника, М.Зерова, В.Симоненко и др. Творческая манера художника строилась спонтанно и ассоциативно, подчиняясь только выразительности внутреннего состояния мастера, словно музыка или поэзия. Впечатление от увиденного (лица, церкви, деревья, цветы и т.п.) М.Трегуб компоновал с линейно-цветовыми (абстрактными) средствами выразительности. Иногда считал необходимым вмонтировать в работу буквы — строки стихов или загадочный нерасшифрованный набор литер, похожих на популярные тогда аббревиатуры. Параллельно с живописью коллажировал: приклеивал к композиции некоторые предметы, фотографии, солому и т.д. Так, фраза «Поиск потусторонних сфер» (скрытая цитата из стихотворения Е.Плужника) коллажируется вместе с церковным зданием и ритмизированными мазками краски, напоминающими структуру ткани или коврика (в серию «ковриков» входило немало интересных работ). «Ты помнишь тот путь, где проходила наша Юность?» — эти строки М.Хвылевого можно прочитать на страницах «Сиреневого цикла» (1983), одного из последних в жизни художника.

Себя и свои произведения Мыкола ощущал как частицу Вселенной, которая не имеет пределов и которая все видит, поэтому был честен перед собой и людьми, не признавая фальши и лжи. Многие его произведения многослойны, имеют не одну поверхность для созерцания, но и скрытую, вклеенную внутри, даже на обороте. «Оно свое скажет», — часто приговаривал художник. Картины у него не всегда прямоугольные — то изрежет на части, то придаст какую-то химерическую форму, — они были для него живыми свободными существами. Друзья рассказывают, как Мыкола всех поразил на лесной прогулке. У кого с собой был мяч, у кого — термос и еда, а у него — сумка с картинами и рисунками (в основном, на твердом оргалите). Художник разложил их на поляне и объяснил: «Пусть подышат, увидят солнышко».

Живое, преисполненное вдохновенными экспериментами творчество М.Трегуба, видимо, и сейчас живет в каком-то особом измерении и, можно предположить, общается с нашим. Но было бы лучше, если бы удалось устроить обычную земную выставку его произведений, издать красивый, на блестящей бумаге каталог и познакомить широкий круг ценителей искусства, особенно нового поколения, с произведениями нашего выдающегося художника.