UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОГОВОРИМ О ВОЛЕЙБОЛЕ

В свое время киевский волейболист Всеволод Веремеенко был весьма заметной фигурой на всесоюзной арене...

Автор: Иван Молодецкер

В свое время киевский волейболист Всеволод Веремеенко был весьма заметной фигурой на всесоюзной арене. И не только потому, что обладал универсальным мастерством в нападении и защите, а еще в силу своего совершенно необычного даже в волейболе темперамента. Пожалуй, в этом отношении его превосходил только харьковчанин, олимпийский чемпион Юрий Венгеровский. Сейчас уже много лет Всеволод Владимирович на тренерской работе, в том числе - и за пределами Украины - в Венгрии, Чехии, Словении. С ним мы разговорились по старому знакомству о судьбах одного из популярнейших видов спорта.

- Сейчас у вас передышка после работы за рубежом и вы вроде бы опекаете в Черкассах женскую команду. Насколько вообще труднее или легче работать с женщинами чем с мужчинами? Я помню, например, что в старые времена женская команда донецкого «Спартака» вела в счете 14:2 и ухитрилась проиграть эту партию. У мужчин ведь подобное невозможно?

- Конечно. Мужчины могут уступить, ведя, скажем, 14:6 или 14:7, но не больше. Вообще, у меня впечатление, что, согласившись работать с женщинами, я кинулся с берега в глубокую, глубокую речку, не умея плавать. Для меня это ново и очень сложно. Разумеется, женский волейбол - это определенная специфика. Даже по поведению на площадке женские команды резко отличаются. Они могут в процессе игры все заплакать или все начать улыбаться. Могут на площадке кричать «ура!», хлопать друг друга по плечу, но в остальном глухо молчать. На тренировке зал оглашается неимоверными звуками - криками, визгом, писком, который в мужской игре невозможен. Буквально хочется брать заглушки для ушей, которыми пользуются стрелки, чтобы не уставать от непрерывного шума.

Техника волейболисток тоже имеет свои особенности. Короче говоря, тренировать женскую команду очень сложно. Если в мужском волейболе игрок, получивший задание, может десять раз подряд попасть в игрока соперников, то в женском этого нет. Как мы говорим - «внизу» площадки женщины играют неплохо, обладая техникой приема, перекатов, перемещений. Над сеткой они играют хуже, чем мужчины, точность обработки мяча меньшая, и поэтому мне месяца два пришлось искать формы организации тренировочной работы. Самому приходилось делать по нескольку сотен нападающих ударов, чтобы волейболистки учились играть в защите.

Во всяком случае, за два месяца работы мы в чемпионате выиграли девять игр из десяти. Мы обыграли запорожскую «Орбиту» во втором круге со счетом 3:2. И в последнем туре выиграли у волейболисток Евпатории, участниц евротурнира. Радость была большая после победы со счетом 3:0, для нас это было очень престижно. В чемпионате мы были пятыми, и сейчас говорят о команде Черкасс и о Веремеенко, как женском тренере.

- А вот отличия работы у нас и в какой-то европейской стране?

- Там никого не волнует, если игрок открыто сядет в баре после игры и выпьет пива или вина. Кстати, там вино пьют с кока-колой - шприцер называется такая смесь. Так это принято. Но отнюдь не принято хлестать стаканами водку. Мы играли, скажем, тур с разъездами. После игры идем в бар, где сидят болельщики и ждут наших соперников и нас. Команды садятся, разговаривают, общаются, крепится дружба, хоть на площадке бывает всякое. У нас, особенно в Советском Союзе, все было за кулисами с гораздо большим употреблением спиртного. И наши спортсмены, попадая на работу за границу, терялись. Они не знали, как себя вести в условиях полной свободы. И мои ребята, когда я уезжал, пребывали в растерянности. Здесь у нас все было из-под палки, там - все на профессиональной основе. Пожалуйста, веди себя как угодно, но будь добр хорошо тренироваться и хорошо играть. Что ты делаешь и как ты делаешь, никого не волнует, но нужно работать. И я всем доверяю, но требую работы на площадке. Мне не придет в голову ночью войти в номер и проверить, дома ли моя спортсменка. Хотя мои тренеры, особенно в ЦСКА, не гнушались таким сверхконтролем.

- Вы знаете, конечно, о недавнем неудачном выступлении футболистов «Динамо» на пути в Лигу чемпионов. Как вы думаете, не могло ли присутствие - непривычное присутствие на трибунах почти ста тысяч болельщиков - оказать обратное воздействие, не усилить команду, а ослабить игру некоторых футболистов?

- Это вполне могло быть и именно в том случае, когда игроки в течение долгого времени не бывали в такой ситуации. Если бы они и во внутреннем чемпионате и на международной арене постоянно играли при горячей поддержке или враждебности большого числа зрителей, они бы не зависели от настроения трибун. Я хочу добавить, что на протяжении сезона игроки должны выступать в борьбе, при сопротивлении соперников. И футболисты «Динамо», и сборная Украины, и, возвращаясь к волейболу, женская команда Луганска, составившая основу сборной Украины на Олимпиаде, не ощущали в сезоне борьбы во внутреннем чемпионате, не крутились в этих жерновах. И естественно, непривычная обстановка, непривычная острота соревнований сказывается на них отрицательно. В том числе, даже если трибуны заполнены друзьями.

В 1976 году на Олимпиаде в Монреале был такой психологический этюд с мужской сборной СССР по волейболу. Наша очень сильная команда, выдающаяся по составу, попала в финал, обыграв перед этим всех со счетом 3:0. Для них это была прогулка. А команда Польши попала в финал с большим трудом, обыгрывая всех со счетом 3:2. Когда наши вышли на площадку против поляков, то чувствовали себя королями. Но, ощутив упорство соперника, не выдержали и проиграли полякам 2:3. Ушли верные золотые медали.

- В свое время известный одесский тренер Александр Горбачев готовил свою женскую команду к Кубку чемпионов Европы, включая в зале на полную мощность динамики с записью рева заполненных трибун...

- Это эксперимент. Японцы шли другим путем. Они приглашали на тренировки школьников, которые, естественно, устраивали в зале невероятный шум. В 1972 году я видел заполненный детьми Дворец спорта на тренировке японской сборной. В школах у них был обязательный предмет - волейбол.

Наверное, голландцы нашли что-то новое для подготовки своей сборной команды, выигравшей Олимпиаду в Атланте, хотя до этого они итальянцам всегда проигрывали. Они готовили себя, в том числе и психологически.

- Вы попали, выступая в спорте, на переломный для волейбола момент, когда от приема сверху все перешли на прием мяча снизу. Какой волейбол, на ваш взгляд, был предпочтительнее?

- Тот волейбол, который был до 1961 или 1962 года, отличался большей зрелищностью. Мы делали красивые броски в защите, кувырки, целые акробатические этюды, связанные именно с необходимостью принимать мяч сверху. Когда японцы в 1962 году придумали универсальный прием снизу, все изменилось.

- Это пошло от применения планирующей подачи или от других причин?

- От подачи, которую нельзя было иначе принять тоже, но скорее от жестокости судейства. Судьи свистели на звук, определяя правильное или неправильное соприкосновение мяча с ладонями. И толковые ребята японцы придумали очень интересный прием снизу. А харьковский тренер Сергей Гонтовой поставил нам эту технику. Он даже пропускал мяч через аэродинамическую трубу и высчитывал, при каком угле начинается вибрация мяча, какую нужно иметь скорость полета мяча, чтобы резко изменилось лобовое сопротивление воздуха. Это был интересный эксперимент. Сейчас вернулась силовая подача, которой владел двукратный олимпийский чемпион Поярков. Он подавал боковую, сейчас подают прямо.

Сейчас нет комбинационной игры, которую показывала идеальная сборная Японии 1972 года. Сегодня ограниченное количество комбинаций, выполняемых четко. Сейчас мощный, силовой, атлетический волейбол. Удары часто производят игроки задней линии.

- А вот то, что в волейболе стали интерпретировать высоту сетки 7 футов, как 2,43 метра, а не 2,44, как перекладина в футболе, и как бы опустили сетку на сантиметр, имеет значение?

- Были варианты поднять сетку в волейболе и кольцо в баскетболе, все это не прошло. Правила изменили в одном - упростили игру в защите. В связи с возросшей мощью ударов судьи разрешают двойное касание, прокат мяча, длительное касание - то есть постарались вернуть игре зрелищность. Мяч больше находится в воздухе.

- Как объяснить, что мужская сборная Украины, имевшая в прошлом батальон олимпийских чемпионов, просто не попала на Игры в Атланте?

- СССР длительное время был законодателем мод в волейболе, вместе с тогдашними странами народной демократии. Где-то в 70-х годах за волейбол всерьез взялись капиталистические страны. За Японией пошли итальянцы, голландцы, шведы, США - правда, с большой неохотой. В Европе на первое место вышла Италия, создавшая сеть волейбольных клубов, и теперь в клубных командах Италии играют практически все сильнейшие волейболисты мира. Отсюда и сильная сборная. И еще: если уж капиталисты берутся за дело, то профессионально доводят его до конца. Мы базировались на государственной поддержке, а когда жизнь изменилась, развивать волейбол стало сложно.

Сборная Украины в свое время была сильна. Побеждала на спартакиадах народов СССР, были и прекрасные игроки. Сегодня они в зарубежных клубах. Сейчас создать сильную сборную не смогли.

Надо учитывать, что тренер клубной команды и тренер сборной - разные вещи. Руководитель сборной должен быть большим психологом.

У женщин чуть лучше получилось. При распаде СССР уже была сильная запорожская «Орбита». Тренер Владимир Бузаев создал запорожскую школу волейбола, как Турчин создал гандбольный «Спартак». Время шло, и развитие мирового волейбола нас опередило. Шагнули вперед южные страны. Наши девочки не так физически одарены от природы. Даже сборная России уступила многим. Нам не хватило силовых качеств.