UA / RU
Поддержать ZN.ua

Поэт формул

На днях исполняется 120 лет со дня рождения одного из основателей украинской математической науки, профессора и педагога Мирона Зарицкого...

Автор: Роман Якель

На днях исполняется 120 лет со дня рождения одного из основателей украинской математической науки, профессора и педагога Мирона Зарицкого. Его математические результаты в свое время высоко оценивали немецкий математик Гильберт и французский — Фреше, как и непосредственный учитель — поляк Вацлав Серпинский. А среди коллег-современников Мирон Зарицкий отличался тем, что умел обосновать внутреннюю и внешнюю красоту математических конструкций. Поэтому за ним и закрепилось имя — «поэт формул».

Мирон Зарицкий, родившийся в селе Могиль­ницы Теребовлянского района на Тернопольщине в семье священника Онуфрия Зарицкого, в детстве очень болел и рос ребенком хилым. Но еще до начальной школы научился читать, писать и считать. В 1899 году родители, поправив здоровье сына, отдали его в первый класс Бережанской гимназии. Мирон много читает и уже тогда увлекается математикой, опережая в счете своих товарищей. Спустя много лет его коллега и друг, профессор Николай Чайковский напишет в воспоминаниях: «Он был каким-то странным в поведении... довольно неразговорчив, но остроумен. Держался прямо, наверное, много гулял в одиночестве...» Но парня не интересует зубрежка, являвшаяся нормой учебы в тогдашней Бережанской альма-матер. Третий курс учащийся проходил уже в Тернопольской гимназии. Там за два года успел, как рассказал его внук Богдан Сорока, написать на плечах учителя слово-приговор «Идиот» и был отчислен из этого учебного заведения. Дальше путь лежал в классическую гимназию в Перемышле. Здесь юноша интересуется греческой философией, много времени уделяет изучению античных произведений, но, как и в Бережанах, пренебрегает гимназической программой. Некоторые преподаватели колебались, допускать ли Мирона Зарицкого к выпускным экзаменам, однако были удивлены, когда гимназист все сдал на «отлично». Мирон направил родителям телеграмму: «Матура с отличием, пустой кошелек в кармане». Потому что все деньги израсходованы на книги и концерты.

В 1907 году Мирон Зарицкий поступает в Венский университет, где слушает лекции по природоведению и философии. Большой любитель музыки, он часто посещает в Вене оперу и концерты и расходует на книги деньги, высланные родителями на проживание. Это сказалось на здоровье парня. После 3-го курса родители не пустили его в Вену, и он перевелся во Львовский университет.

Именно в этом храме науки под влиянием математика Вацлава Серпинского, прибывшего из Варшавы и являвшегося учеником выдающегося украинского математика Георгия Вороного, Мирон Зарицкий заинтересовался теорией множеств и теорией функций действительной переменной, участвовал в математическом семинаре, которым руководил его учитель. Собственно говоря, студенческие интересы определили дальнейшее направление его научной деятельности. Окончив университет, юноша получил специальность учителя математики и физики.

В Австро-Венгрии в условиях доминирования польской шляхты украинцу, выпускнику университета, оставалось только мечтать о преподавании в высших учебных заведениях. Тогда функционировали несколько украинских гимназий. И Зарицкий устраивается учителем частных гимназий — сперва в Белзе, потом в Збараже, перед Первой мировой войной ему удалось получить должность в государственной украинской гимназии в Коломые, в конце концов — в Тернопольской украинской гимназии...

Как небезразличный украинец, патриот, он не мог оставаться в стороне от больших событий. Когда пошатнулись устои Австро-Венгерской и Российской империй и появился шанс образовать свое государство, Мирон Зарицкий вступает в ряды Украинских сечевых стрельцов, а в июле 1919-го вместе с УГА переходит Збруч. К сожалению, тиф возвращает его обратно.

Дальше — учительствование в украинских государственных гимназиях и первые шаги в научной работе по математике. В 1925 году математик-педагог переезжает во Львов, где работает учителем в филиале академической гимназии и одновременно в гимназии сестер-василианок, в частной немецкой и польской... Во Львове у него появился доступ к научным библиотекам и возможность окунуться в водоворот науки.

В марте 1927 года Мирона Зарицкого избирают действительным членом Научного общества имени Т.Шевченко. С тех пор он становится активным сотрудником математическо-естествоведческо-врачебной секции. В «Сборнике» этой секции вышел первый основательный труд Зарицкого как математика — «Метод внедрения хорошего упорядочения в теории множеств». А на юбилее этой секции он произнес доклад философского содержания «Правда, красота и математика». В логичной структуре математической науки, строгости формул он видит не бездушность и сухость, а неповторимую красоту. «Никто не знает, что математические теории — это комбинации представленных символами понятий, увлекающих математика своей красотой так, как увлекают каждого из нас гармоничные комбинации форм, закрепленные в каменных глыбах произведений архитектуры(...). Кого не манит красота и искусство, кто живет убогой духовной жизнью, тот ничего не даст математике», — делает вывод молодой ученый.

А вторую незаурядную работу — «Некоторые основные понятия анализа положения с точки зрения алгебры логики», опубликованную в польском журнале Fundamenta Mathematic, во Львовском университете восприняли в качестве док­торской диссертации, и в октябре 1930 года математику была присуждена ученая степень доктора философии. Мирона Зарицкого избирают членом Львовского отделения Польского, а также Немецкого математических обществ.

В декабре 1939 года ученый начинает работать во Львовском университете. Сначала был продеканом, а в 1945—1947 годах — деканом физико-математического факультета, поочередно возглавлял две математические кафедры. Работу в родном Львовском университете объединял с чтением лекций во Львовском политехническом институте и новообразованном Ужгородском университете (Мирон Онуфриевич сделал значительный вклад в создание математических кафедр этого вуза).

Мирон Зарицкий опубликовал порядка 60 научных работ из разных областей математики. Однако вошел в историю и как глубокий знаток древнегреческой математики, астрономии и философии, и как любитель музыки и поэзии. Мирон Онуфриевич свободно владел польским, немецким и русским языками, знал греческий и латынь. Кроме того, он писал математические статьи на английском, французском, итальянском и испанском языках.

Его доброта и бескорыстие особенно проявились в годы Второй мировой войны, когда ученый вместе со студентами дежурил в военных госпиталях. Недавно, во время проведения торжеств в академии, посвященных Мирону Зарицкому, в Новом Селе Подволочисского района, где прошло его детство, яркую характеристику преподавателю и человеку с большой буквы дала его бывшая студентка, доцент Львовского национального университета имени Ивана Франко Галина Гаврилюк: «Студенты могли часами слушать лекции, которые Мирон Онуфриевич читал без конспектов. Часто принимал студентов на дому за чашечкой кофе и бутербродом, как тогда было заведено во Львове. Сам увлекался астрономией и побуждал студентов изучать звездное небо. Был вежлив с ними и со своими сотрудниками».

Гордостью и болью Мирона Зарицкого была единственная дочь Екатерина, со временем известная деятельница ОУН, председатель подпольного Украинского Красного Креста, личная связная командира УПА Романа Шухевича, многолетняя узница польских и советских тюрем. Ее мужем был Михаил Сорока, тоже член ОУН. Именно он основал в Воркуте подпольную организацию «ОУН-Север» и был автором гимна участников Кенгирского восстания в 1954 году — «У гарячих степах Казахстану». Их короткая, как вспышка, совместная жизнь в 1939—1940 годах подарила сына Богдана. Мирону Зарицкому с женой Владимирой пришлось воспитывать и выводить в люди парня, ныне известного львовского художника-графика, ведь родители долгие годы терпели лишения средь сибирских снегов.

В середине 50-х годов ученого постигла тяжелая болезнь — паралич половины тела. А в 1961 году Мирон Зарицкий отошел в вечность, оставшись в памяти как яркий человек, большой ученый, интеллигент.