Наконец Киевским метрополитеном заинтересовались депутаты Киевсовета. Но, к сожалению, не в целом, а лишь некоторыми, кстати, далеко не основными аспектами его деятельности. По крайней мере, об этом говорят размышления уважаемого Игоря Добруцкого, которыми он недавно поделился на страницах солидной газеты. Конечно, такие публикации всегда требуют реагирования, а тем более если носят тенденциозный характер.
Стихия метрополитена пленила меня весной прошлого года, когда я занял должность начальника киевской подземки. До сих пор каждое утро просыпаюсь с одной и той же мыслью: что еще можно сделать для того, чтобы поскорее вывести предприятие из критического состояния? Поэтому и упреки относительно сплошных отрицательных явлений в метрополитене воспринимаю с болью в сердце.
Досадные новости
Категорически не соглашаюсь с тем, что скоро подземка станет самым жутким местом для жителей столицы. Как по мне, то это субъективное утверждение одного человека, поскольку факты говорят о противоположном: пассажиропоток в метрополитене неустанно возрастает, что свидетельствует о доверии киевлян. К тому же только в течение последних пяти месяцев прошлого года количество учетных пассажиров в рабочие дни возросло с 1,7 до 2,2 млн. ежесуточно. Конечно, это большая нагрузка на метрополитен, однако мы справляемся.
С сожалением вынужден констатировать, что у нас происходят травматические случаи с пассажирами, но с теми, кто не придерживается правил пользования метрополитеном, в частности с детьми. К счастью, это явление не носит массового характера и непосредственно зависит от внимательности людей. А обвинение типа «в метро одна смерть за другой» просто чепуха. Приведу цифры. На протяжении 2007 года метрополитен перевез почти 642 млн. пассажиров, за этот период было шесть попыток самоубийства, вследствие которых три человека погибли (то есть один смертельный случай на 214 млн. перевезенных пассажиров). Для сравнения: 2006 год — перевезено 612,3 млн. пас., шесть попыток самоубийства, один человек погиб. В нынешнем году в метрополитене зафиксировано четыре попытки самоубийства, к сожалению, один человек погиб.
В связи с этим хотел бы подчеркнуть, что решение уйти из жизни принимают люди, очевидно, доведенные до отчаяния своими проблемами. Вины метрополитена здесь нет, как бы того кому-то ни хотелось.
Освещение
Можно сколько угодно говорить о качестве освещения в метрополитене — все зависит от настроения человека, который об этом пишет. Могу сказать одно: уровень освещения у нас полностью отвечает установленным санитарным нормам. Впрочем, понятно: чем светлее, тем лучше. А по сути скажу, что когда в 2003 году «замечательные аутентичные фонарики» были в ужасном разбитом состоянии, заменить их было нечем. Ведь в Украине не было завода, производящего такие светильники. И освещали они, напомню, эскалаторные склоны через один (для экономии электроэнергии).
Выход был найден. Рекламное агентство за собственные средства разработало проектную документацию, изготовило и установило светильники на балюстрадах, благодаря чему ныне эскалаторы Киевского метрополитена освещены на сто процентов. В дальнейшем, если позволят средства и будет на то воля киевлян, светильники можно заменить более современными. Однако до сих пор от пассажиров не поступило ни одной жалобы на их дизайн и качество освещения.
Реклама в метро
Не считаю убедительным и утверждение депутата о чрезмерном количестве и плохом качестве рекламы. По-моему, реклама — это всегда предмет спора. Можно приводить великое множество аргументов «за» и «против». Но реклама есть повсюду, поскольку это признанный эффективный маркетинговый инструмент. Говорить, что в метро не будет рекламы, — все равно, что обещать запретить восход солнца, поскольку при нынешнем финансовом состоянии метрополитена радуемся не то что гривне, а каждой копейке, поступающей от рекламы или от других непрофильных доходов. Много ли рекламы в метрополитене? У каждого — свой ответ. Но если провести основательные исследования, то мы готовы этот вопрос вынести на всенародное обсуждение.
Мы заботимся об имуществе метрополитена. Уверяю всех: аракаловая пленка — носитель рекламы, который временно наклеивается на пол и стены станций, не наносит ущерба объектам метрополитена и не отражается на целостности мраморной облицовки. Нужно лишь качественно смыть рекламные материалы, что и делается надлежащим образом.
Следует добавить, что метрополитен не позволяет размещать рекламу на станциях, являющихся памятниками архитектуры: «Крещатик», «Университет», «Вокзальная», «Арсенальная», «Днепр». А все рекламные материалы, которые размещаются в метрополитене, отвечают требованиям распоряжения КГГА от 28 декабря 2005 года №2430, Законам Украины «О рекламе», «О защите общественной морали».
Рекламная экономика
Г-ну Добруцкому, как известному бизнесмену, умеющему считать, следовало бы сравнить две цифры: ежемесячные эксплуатационные затраты Киевского метрополитена на уровне 60—65 млн. грн. и доходы от рекламы около 500 тыс. грн. Я абсолютно согласен с ним в том, что тарифы на рекламу нужно повышать, что, кстати, входит в компетенцию Киевсовета, депутатом которого он является.
Однако свою позицию он не мотивировал в той части, где говорит, что уменьшить количество рекламы в метрополитене можно за счет повышения на нее тарифов. Это не так. Экономические расчеты свидетельствуют: чтобы реклама компенсировала метрополитену затраты, расценки на нее нужно повысить в 120 раз. Конечно, при такой стоимости рекламу никто не будет размещать.
Что касается предложения заниматься рекламой самостоятельно, попутно отмечу, что метрополитен как предприятие-перевозчик не может работать непосредственно с рекламодателями: рекламная деятельность — это отдельный вид бизнеса, которым должны заниматься соответствующие структуры. Такой совет так же целесообразен, как и идея предложить рекламному агентству перевозить пассажиров. Относительно же грязных намеков на то, что в метрополитене кто-то что-то имеет от такого вида деятельности, депутат должен обращаться не в газету, а в прокуратуру, а иначе в прокуратуру придется обращаться Киевскому метрополитену с просьбой защитить нас от необоснованных оскорблений.
Законодательное регулирование рекламы
К сожалению, мне ничего не известно о документе, подготовленном уважаемым депутатом Киевсовета, на который он ссылается. Но если такой документ есть и он будет способствовать урегулированию рекламной сферы так, что доходы метрополитена от нее вырастут, — безусловно, я охотно такой документ поддержу.
В общем, я признателен Игорю Добруцкому, с которым знаком много лет, за внимание к Киевскому метрополитену, за затронутые проблемы, за желание их решить. Надеюсь на взаимопонимание всего депутатского корпуса Киевсовета, поскольку их поддержки метрополитену как раз и не хватает. И главным образом — в вопросе стоимости проезда, которая не изменялась с 2000 года. Но это другая, намного более грустная история, заслуживающая отдельного разговора.
Кстати, что касается тайн киевской подземки, то я их так и не обнаружил. Да и царство явно бедноватое...