UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подляшье борцам за Украину

130-летие со дня рождения Симона Петлюры, отмеченное, между прочим, и на страницах №17 «Зеркала недел...

Автор: Юрий Гаврилюк

130-летие со дня рождения Симона Петлюры, отмеченное, между прочим, и на страницах №17 «Зеркала недели», — это, по-моему, повод не только еще раз вспомнить о Главном атамане, имя которого стало символом украинской освободительной борьбы 1917—1921 годов, но и возродить память о его соратниках, чьи могилы разбросаны по всему свету. Особое место здесь принадлежит Польше, в которой после 1921 года оказались десятки тысяч украинских офицеров и солдат. Многим из них именно в стране-соседке суждено было найти вечный покой. Памятники «умершим, но не предавшим Украину» (в благоустройстве некоторых из них принимала участие уже украинская молодежь), можно увидеть прежде всего там, где находились лагеря интернирования (Перемышль, Калиш, Александров-Куявский), на кладбищах в Варшаве, Кракове, Люблине, а порой — и на могилках в обычных селах, как, например, в селе Дубины неподалеку от подляшского городка Гайновка.

Сегодня Гайновка, районный городок в Подляшском воеводстве Республики Польша, хорошо известен благодаря соседству с Беловежской Пущей и учрежденным еще в 1980-х годах фестивалям церковной музыки, на которых успешно выступают и хоровые коллективы из Ук­раины. Еще сто лет назад это было обычное село в Пружанском уезде Гродненской губернии Российской империи. Оно было знаменито разве что железнодорожной станцией. Однако летом 1915 года, во время Первой мировой войны, здесь стала заправлять немецкая оккупационная администрация. «За царя» Беловежская Пуща была своего рода заповедником, в котором российские императоры охотились вместе со своими коронованными гостями (в Беловеже для царских нужд был построен специальный дворец). Немцы же считали ее прежде всего источником сырья и уже в 1916 году начали здесь массово заготавливать древесину, такую необходимую как для промышленности, так и для фронта.

Гайновка, как и большая часть Бе­ловежской Пущи, находится на этнографически украинской территории.
В 1918 году, во время мирных переговоров в Бресте, украинская делегация требовала провести границу УНР по этно­графическому принципу, но немцы не согласились на включение этой территории в состав украинского государства. Причиной было их стремление и в дальнейшем владеть здешним сырьем. Усилен­ная эксплуатация Беловежской Пущи продолжалась и после 1919 года, когда эта территория стала частью возрожденной Поль­ши (Беловежу и Гайновку присоединили тогда к Бильскому уезду Белостоцкого воеводства).

Быстрое развитие деревообрабатывающей промышленности в Гайновке, которое на некоторое время возвело эту местность в ранг почти «польской Америки», привлекало многих мигрантов. Кроме местных, это были прежде всего поляки, вскоре появились и ветераны Армии УНР (их называли «петлюровцами»), которые, оставляя лагеря интернирования (окончательно были ликвидиро­ваны в 1924 году), разъезжались в поисках заработка. Как утверждает автор недавно изданной на польском языке книги «Украинская эмиграция в Польше 1920—1939» Емельян Вишка, в 1922 году сюда прибыла организованная группа бывших воинов Запорожской и Киевской дивизий. К тому же здесь проживали и украинцы, воевавшие против большевиков в других формированиях, так что вскоре городок Гайновка прославился как центр расселения украинской эмиграции.

Украинское военное кладбище в Александрове-Куявском возле Торуня
В августе 1923 года здесь был организован отдел Украинского центрального комитета, созданного годом ранее в Варшаве и сплотившего политических выходцев из Великой Украины. Отдел служил на территории Польши своего рода базой Правительства УНР в изгнании (в 1929 году насчитывало 68 отделов и 15 тыс. членов). Вторым центром стала Беловежа, где также был основан отдел УЦК. Небольшая группа «петлюровцев» поселилась в уездном Бельске, а те, что нашли какую-то работу (даже руководителя церковного хора), — и в меньших уездных городках и селах.

Как писал в 1924 году в своем отчете белостоцкий воевода, «большинство украинцев в Бельском уезде — это люди со средним и высшим образованием, никогда физически не работавшие». Поэтому свое пребывание в Гайновке или Бело­веже, где им пришлось трудиться простыми рабочими, они трактовали в основ­ном как временную необходимость, ища возможность выехать в более богатые страны, такие как Чехословакия или Фран­ция. Некоторые думали о возвращении в оккупированную большевиками Украину (велась даже агитация за выезд в «радянську батьківщину»). Си­туацию усложняло и то, что украинцы не получили польского гражданства, оставаясь с неопределен­ными правами. Имен­но поэтому численность украинцев-эмигрантов в Бельском уезде сократилась. Так, если в 1928 году в уездном съезде УЦК участвовало около 320 его членов, то в 1934-м отдел в Гайновке насчитывал лишь 140, а в Беловеже — 70 членов УЦК.

Несмотря на материальные трудности, члены гайновского отдела проявляли немалую активность в культурной сфере. Уже в 1924 году здесь был организован украинский драмкружок. Его спектакли приносили немалую прибыль, которая шла, в частности, и на поддержку самых бедных членов отдела. Со временем отдел приобрел собственный дом, назвав его «Хатой казака», и обустроил библиотеку-читальню. В ней читали лекции по географии, истории и культуре Украины, а в середине 1930-х годов действовал детский сад. Как и в других отделах УЦК, в гайновском отделе отмечали национальные праздники и собирали средства на необходимые для всей эмиграции нужды. К примеру, на строительство и содержание бурсы им. С.Петлюры в Перемышле, библиотеки им. С.Петлюры в Париже. Здесь был также основан отдел Общества им. С.Петлюры.

Сегодня в Гайновке три православных прихода. Однако в межвоенный период этот городок относился к Ус­пенскому приходу в соседнем селе Ду­бины. Там эмигранты молились вместе с местными верующими, а своих покойников хоронили на сельском кладбище. Стараниями управы отдела УЦК и членов Украинского церковного совета в дубинском храме богослужения иногда проводились на украинском языке, в частности, в национальные праздники — в дни чествования памяти Т.Шевченко и С.Петлюры.

Дубины сегодня: Роман Авраменко возле памятника на кладбище в Дубинах. Июнь 2003 года
В 1931 году, в пятую годовщину смерти С.Петлюры, на кладбище в Дубинах, рядом с могилами своих товарищей по оружию, гайновчане установили бетонный трехметровый памятник с железным крестом, трезубцем и каменной плитой с надписью «Борцям за Україну 1931 24/V». С тех пор здесь проходили ежегодные сборы эмигрантов из Бельского уезда в дни празднования годовщины создания Армии УНР и чествования памяти Главного атамана. Участвовал в них и бывший начальник штаба Запорожской дивизии, житель Бельска подполковник Никифор Авраменко (1893—1973) со своим сыном Романом (1927—2006). «Помню памятник, — вспоминал Р.Авраменко, — выкрашенный в желто-голубой цвет, с трезубцем, под которым портрет атамана Симона Петлюры, украшенный льняными рушниками, вышитыми красно-черным крестиком. Кресты перед памятником деревянные, одинаковой величины, выкрашенные черным».

После того как гайновские ветераны украинской армии выехали отсюда (кое-кого в 1939—1941 годах советы вывезли в Сибирь) или просто умерли, этот памятник, собственно, остался единственным знаком, свидетельствующим об их присутствии здесь. Знаком, долгое время скрытым, так как кладбище, на котором он стоит, закрыли для новых захоронений еще в 1930-е годы. Как любой другой закрытый сельский некрополь, он быстро стал зарастать кустами. Деревянные кресты начали трухлеть и падать. Постепенно разрушался как сам памятник, так и могилы вокруг него.

Возвращение из небытия началось в 1990-х годах, когда из местной этно­графически украинской стихии выросла национально ориентированная молодежь, основавшая Союз украинцев Подляшья. В
1993 году здесь впервые побывал посол Украины в Польше Геннадий Удовенко, который был гостем Фестиваля украинской культуры. Со временем территорию вокруг памятника очистили. А в 2003 году здесь восстановили трезубец и крест. Сейчас это еще одно место чествования борцов за Украину.