UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОД ЗНАМЕНЕМ «СПАРТАКА»

В довоенные тридцатые годы для советского общества все еще была характерна повышенная «революционность», когда прогрессивным и передовым объявлялось без особого разбора все и вся, ниспровергающие хоть что-нибудь...

Автор: Владимир Маевский

В довоенные тридцатые годы для советского общества все еще была характерна повышенная «революционность», когда прогрессивным и передовым объявлялось без особого разбора все и вся, ниспровергающие хоть что-нибудь. И появлялись в городах улицы имени стопроцентного разбойника Стеньки Разина или намного более интеллигентного Августа Бебеля. На этом фоне гораздо эффектнее выглядел образ воспетого задолго до революции в России итальянцем Джованьоли гладиатора Спартака. Его и Ленин назвал одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов. А для образца в спорте Спартак годился как нельзя лучше — в гладиаторских школах физкультуру преподавали прекраснейшим образом. Сначала спартаковскими стали революционные организации в Германии, а потом в 20-х годах в Чехословакии появились спортивные кружки «Спартак». Почин подхватили советские комсомольцы и в крупнейших городах Союза, среди которых была и столица Украины Харьков, в 1925—26 годах возникли первые спартаковские кружки. А 19 апреля 1935 года организовалось Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество «Спартак», имеющее целью развивать физическую культуру и спорт среди членов артелей, работников и учащихся учебных заведений промысловой кооперации и членов их семей. Общество выработало удачную символику и пришлось широким массам настолько по душе, что уже в 1937 году было награждено орденом Ленина — вместе с непримиримым и более старым соперником «Динамо». Так и шли они рядом, соревнуясь, борясь и побеждая. А их соперничество в футболе продолжалось до самого распада СССР.

Cпapтаковцы объединяли самые мелкие советские коллективы физкультуры — парикмахерские, магазины, артели, швейные фабрики и многочисленные учреждения. Почему-то наиболее грозные «органы» были в «Динамо», а прокуратура, вместе со многими руководящими госучреждениями обслуживалась «Спартаком», куда входили также оперный театр и консерватория. Автору этих строк пришлось начинать свою спортивную деятельность в «Юном динамовце», а заканчивать в «Спартаке», защищая честь подольских предприятий — лозодревкомбината, артели имени Калинина, фабрики игрушек «Победа», а потом оставшуюся уже не очень спортивную жизнь платить спартаковские взносы в разнообразных редакциях газет и на телевидении.

Спортобщество было хорошее и из всех председателей Украинского совета «Спартак» очень запомнился ярко-рыжий Константин Бусыгин, руководивший миллионами своих физкультурников в папиросном дыму и громком мате, на который тоже можно было вешать топор. Тем не менее, общество процветало и могло похвастаться небывалой массовостью, спартакиады собирали, действительно, многие тысячи неприспособленных к спорту людей — от музыкантов и певцов до тех же парикмахеров. А с другой стороны, лицо орденоносного общества представляли гиганты большого спорта, созвездия олимпийских чемпионов — Владимира Голубничего, Марии Пинигиной, Нины Бочаровой, неповторимой гандбольной команды великого Игоря Турчина, чуть ли не в клубном составе дважды выигравшей Олимпийские игры и неисчислимое число раз — Кубок европейских чемпионок.

Стремление объединять мелкие коллективы в гигантские колхозы вылилось и в спорте созданием единого огромного Всесоюзного добровольного общества профсоюзов, в котором растворился и «Спартак», оставшись лишь в названии многочисленных команд. После распада СССР в независимой Украине «Спартак» был возрожден в январе 1992 года. Руководитель его, жизнерадостный комсомолец Валерий Пащенко, наряду с пением и игрой на гитаре, находил время и для заботы о развитии физкультуры, пока с гитарой под полою не отбыл в Америку. Но спортобщество не было чьей-то личной прихотью, в нем имелась объективная необходимость. И в апреле этого года «Спартак» в очередной раз возродился из пепла. На II съезде популярного общества председателем избрали бывшего легкоатлета-дискобола, работавшего потом в Госкомспорте и обществе «Колос», Владимира Баженкова. Владимир Евгеньевич человек достаточно серьезный, знает спортивную жизнь внизу и на высоком уровне. Вот как он оценивает создание еще одной крупной спортивной организации:

— Объединение спортобществ в 1987 году было ошибкой, приведшей к сокращению числа детских спортивных школ, уходу из спорта большой группы квалифицированных специалистов, сокращению массовости оздоровительной работы, так необходимой нашей стране. Многочисленные низовые коллективы физкультуры остались без спортивной базы, инструкторов и тренеров, соревнования с большим охватом людей стали редкостью.

Первым вышел из состава гигантского ВДСО профсоюзов «Колос», в котором я получил прекрасную школу массовой работы. Думаю, что работу в сельском спортивном обществе можно сравнить с академическим образованием. Трудностей я не боюсь. Просто бывает, что летчик пересаживается с одного типа самолета на другой. Главное владеть принципами полета, знать, как поднять самолет в воздух и управлять им. Кроме того, меня поддерживают в Федерации профсоюзов Украины, в Государственном комитете молодежной политики, спорта и туризма, Фонд социального страхования Украины, центральные комитеты отраслевых профсоюзов, председатели облсоветов профсоюзов. За основу работы мы примем клубную систему. У нас есть такие образцовые коллективы, как днепропетровский «Автомобилист», массовые отраслевые спартакиады проходят в Волынской, Житомирской, Запорожской, Донецкой областях. Мы гордимся коллективом Запорожской СДЮШОР по плаванию, воспитанники которой Силантьев, Бондаренко, Николайчук, Иванидзе, Мукомол входят в состав надежных кандидатов на участие в Олимпийских играх в Сиднее. Мы стараемся строить свою работу для реализации утвержденной Президентом Украины целевой комплексной программы «Физическое воспитание и здоровье нации».