UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОД ВИДОМ НЕМЦЕВ

бежали в 1940 году из коммунистического «рая» тысячи украинцев Буковины, Волыни и Галичины Тараса Ш...

Автор: Владимир Сергийчук

бежали в 1940 году из коммунистического «рая» тысячи украинцев Буковины, Волыни и Галичины

Тараса Шевченко, доктор исторических наук

За последние годы обнародованы многие документы, свидетельствующие о тайном сговоре Сталина и Гитлера о разделе сфер влияния в Европе. Опубликованы и секретные протоколы к договорам между СССР и Германией от 23 августа и 28 сентября 1939 года, которыми предусматривалось размежевание сначала по рекам Сяну, Висле и Нареву, а потом по линии Керзона, в результате чего огромное количество украинцев оказались на территории, «отошедшей в зону государственных интересов» нацистских агрессоров.

А поскольку на территориях, «отошедших в зону государственных интересов» кремлевских мечтателей о мировом господстве, проживала значительная масса немцев, то оба тирана приняли решение о взаимном добровольном переселении.

С этой целью 16 ноября 1939 года в Москве подписывается «Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Германии об эвакуации украинского и белорусского населения с территории бывшей Польши, отошедшей в зону государственных интересов Германии, и немецкого населения с территории бывшей Польши, отошедших в зону государственных интересов Союза ССР».

Указанный документ предусматривал закончить эвакуацию до 1 марта 1940 года в УССР и БССР «всех граждан украинской, белорусской, русской и русинской национальностей». В числе прочих предметов в багаже разрешалось вывезти ношеное верхнее платье и обувь (меховая шуба только одна) и белье, находящееся в личном пользовании. Всего в личном багаже можно было взять с собой при следовании железной дорогой не больше 50 килограммов для глав семейств и одиноких и 25 килограммов на каждого члена семьи. При эвакуации гужевым транспортом допускался вывоз личного имущества на одной пароконной подводе на хозяйство. Люди специальных профессий могли взять с собой сверх общеустановленной нормы багажа предметы, необходимые для их профессиональной деятельности.

Зато список запрещенного к вывозу был намного длиннее. Среди запретного значились, кстати, и почтовые голуби.

Пунктами пребывания районных уполномоченных германской стороны намечались: Бельск-Подлясский, Луцк, Станислав, Костополь, Владимир-Волынский, Львов, Стрый - на советской стороне и районных уполномоченных советской власти в таких оккупированных нацистами городах, как Белая, Холм, Грубешов, Ярослав, Белгорай, Сянок, Лиско, Новый Сонч, Варшава и Лодзь.

Украинских немцев, познавших уже в первые дни после прихода Красной Армии за Збруч, что такое советская власть в исполнении органов НКВД, не надо было слишком долго агитировать за выезд на запад - практически все они предпочли гитлеровский режим сталинскому.

Среди украинцев Лемковщины, Надсянья, Холмщины и Подляшья проводилась большая работа, дабы убедить их в преимуществах советского строя, в частности местными москвофильскими элементами, которые, как потом оказалось, сами-то в основном не выехали.

Окончательно в СССР поехало около 9 тысяч украинцев, главным образом из Холмщины и западной Лемковщины, которых расселили в Волынской и Тернопольской областях, где оставили свои дома немецкие колонисты.

Познав на себе все «преимущества» советской системы, украинцы, только что переселенные из-за Буга и Сяна, начали правдами и неправдами бежать назад, проклиная и себя, и агитаторов. Но не так-то просто было проскользнуть через границу. И тогда при молчаливом согласии германской комиссии и переселенные, и местные украинцы начали записываться немцами - лишь бы вырваться из обещанного большевиками «рая». По подсчетам специалистов, так под видом немцев удалось бежать на германскую сторону около 10 тысячам украинцев Волыни и Галичины, преимущественно интеллигентов.

Также несколько тысяч украинцев Буковины оказались в германской зоне, используя репатриацию немцев отсюда в 1940 году после прихода Красной армии.

Они бежали из коммунистического «рая», спасая себя и своих детей. И хотя хлеб чужбины был не сладок, абсолютное большинство потом не жалело.