UA / RU
Поддержать ZN.ua

Под омофором святой фофудьи

Юмор — признак физического и психического здоровья человека. Политическая сатира — свидетельство общественного здоровья целой нации...

Автор: Олесь Андрийчук

Юмор — признак физического и психического здоровья человека. Политическая сатира — свидетельство общественного здоровья целой нации. В алгоритме таких соображений приходим к выводу о незаурядной силе здоровья как украинских граждан, так и общества в целом. Основным индикатором остроумия народа на современном этапе становится циркуляция юмора в виртуальной реальности — Интернете.

И смех и грех

С появлением Интернета человечество навсегда распрощалось с цензурой. Интернет — инструмент продуцирования и распространения полного спектра идей и культурных течений, им питаются разнообразные субкультуры.

Особое место в Интернете занимает юмор. Речь идет не о примитивной рассылке бесстыдных анекдотов с матерными словами, а об эстетически совершенных его формах, как, например, политическая сатира.

Большинство читателей помнят, как ждали во времена оранжевой революции появления в Интернете новой части «Операция ПроФФесор». Каждая 30-секундная серия рассматривалась тогда как прорыв цензурованной блокады пресно-лживого официоза украинской публичной жизни.

Иной формат интернетовского юмора — флэшмобы, суть которых состоит в том, что в условном месте в указанное время собираются группы людей, знакомые только через виртуальное общение, и совершают там какую-то невинную ерунду вроде кукареканья на одной ноге.

Эффект от этого «варьятства» разительный: представить реакцию прохожих на такое синхронное массовое веселье непросто тому, кто хоть раз сам не участвовал в чем-то подобном. Покукарекав на одной ноге около десяти секунд, «посвященные», как будто ничего не случилось, расходятся по своим делам, но при этом их соединяют невидимые и совершенно необременительные сети солидарности.

Психологи объясняют практику флэшмобов недостатком в реальной жизни единомышленников и перманентным пребыванием в заданных обществом и собственной совестью границах пристойности и принадлежности. Флэшмоб, собственно, и помогает избавиться от стресса, релятивируя суровую однозначность повседневной жизни человека.

Совсем недавно «восточнославянский» Интернет охватила новая лихорадка под кодовым названием «Превед, медвед!». Ее суть состоит в сознательном написании слов и фраз с орфографическими ошибками — этим подчеркивается шутливое пренебрежение к пресности формальных требований одинаковости.

В «контркультурном» феномене «Превед, медвед!» ведущая идейная роль принадлежит спонтанному высмеиванию перманентных орфографических ошибок, допускаемых посетителями интернет-конференций и форумов. Это подсознательно побуждало старожилов Интернета к гротескно-нарочитому употреблению «эрратива», фонетическому анархизму, пренебрежению грамматическими нормами.

Феномен «Превед, медвед!» приобретает среди современной молодежи культовые признаки, он является «кодом» для входа в особый подростковый мир многочисленных внутренних протестов. Кроме того, становится довольно остроумным способом релаксации, а для кого-то — даже стимулом для творчества.

Масштабы этого явления за считанные месяцы приобрели признаки «всенародных»: как трудно сейчас представить современного ребенка без компьютерных игр-стрелялок, так нельзя найти среди «продвинутых» школьников тех, кто до сих пор не понимает юмора в формате «Превед учаснегам саревнованей!»

Доколє!

Если феномен «Превед, медвед!» — новая форма шутливой грамматической дразнилки и подросткового веселья, распространенной в пострусскоязычной среде, новое интернетовское явление «Доколє!» имеет исключительно украинские корни и яркий политический подтекст.

Суть «Доколє!» состоит в подчеркнутой эксплуатации чорносотенского стиля православистическо-шовинистических маразматиков, который стал очень популярным на территории России и Украины. Среди основных тем, используемых подвижниками интернет-движения «Доколє!», — защита Великой Единой Руси, православный фашизм, антисемитизм и украинофобия.

За короткое время движение «Доколє!» получило массу приверженцев и последователей в украинском Интернете, поэтому тонкие шутки «посвященных» вылились в общую тенденцию веселого общения на политические темы.

Листая страницы украинских интернет-сайтов, легко попасть на гротескный скулеж «истинно православных руських»: «Други моя! А замечали ли Вы, сколько людей ходит в бейсболках по уличам. А ведь это верный знак агента ЦРУ! Особенно много в бейсболках ходят в Крыму. Не догадываетесь почему? А я вам скажу: это десант НАТО из Феодосии…»

Написанные метко и остроумно, эти вопли о притеснениях часто принимаются читателями за чистую монету. Поэтому вместо возражений, дескать, на самом деле никаких притеснений в Украине нет, лучше добавить рассказ о собственном «опыте» гонений «жидобандеровской западенщины» или сделать собственный литературный вклад в развитие «правого дела святой Фофудьи» чем-то наподобие вот такой безымянной поэзии: «В утлой, ветхой фофудье ( Выйду в степь херсонскую, ( Закричу я: «Власть долой ( Ющенко-масонскую!» ( Эх-ма, фофудья, ( Русская одёжка, ( Будем жить опять в Рассеи — ( Обожди немножко!»

Причиной появления движения «Доколє!» стали безосновательные гротескно-бессмысленные вопли о притеснениях русского языка в Украине, которые в течение многих лет продуцируются и распространяются в нашем государстве. Этому способствовала также позиция Украинской православной церкви, которая не только толерирует распространение в собственных монастырях литературы о «рогатых слугах сатаны», «раскольниках», «униатах» «автокефалистах» и «украинствующих», не только пропагандирует среди прихожан «знаменитое» древо религий, все ветви на котором (кроме, конечно, православной) засохли, но и содействует развитию монархическо-консервативных и манихейских церковно-общественных движений наподобие борьбы с идентификационными кодами или посещениями Украины Папой Римским.

Поставленный на идеологический конвейер макабрический шовинизм пятой колонны вызывает беспокойство не только общественности, но и правоохранительных органов нашего государства. Бороться с откровенной ахинеей, которая нарочито менторски пропагандируется определенными общественными организациями Украины и России, — чрезвычайно сложно. Ведь объяснять, что «Ющенко — не агент Сатаны», а его лицо — плата за свободу, а не «воплощение печати Зверя, Антихриста», очень непросто. Это как учить зайца курить.

Зато пародирование такого стиля — с келейно-поучительным применением церковнославянской лексики и разоблачительным пафосом мирового мятежа — метко подчеркивает его абсурдность, а также служит поводом для веселых тренировок собственной фантазии и литературного мастерства: «В так называемой «нэзалэжной» Украине сейчас днем с огнем не сыщешь русскую книгу, газету, не услышишь русских песен, теле- и радиопередач. Для многих русскоязычных патриотов (простите за тавтологию) единственной возможностью сохранить национальную идентичность остается ношение традиционных русских головных уборов — кокошников. Да здравствует великий русский человек! (простите за двойную тавтологию)» — тексты, наподобие этого, распространяются в украинском Интернете с невероятной скоростью.

Но квинтэссенцией движения «Доколє!» стало создание собственного тотема — «фофудьи» как символа охраны «истинных православистических славянских ценностей» от глобального заговора «украинствующих жидобандеров». Фофудья — атрибут русской старинной одежды становится символом виртуального интернет-движения «Доколє!» Ей поклоняются, молятся, ею спасаются и ее охраняют от посягательств «оранжевой чумы». Вот как, например, несанкционированное хулиганское вторжение российских мотоциклистов на Луганщину прокомментировано на одной из интернет-страниц «фофудьистов»: «бравых русских (простите за тавтологию) солдатиков, совершивших дружеский визит в Малороссийские земли, бандеры арестовали и держат в узилище. С них сорвали фофудьи. Сегодня состоится суд-фарс над нашими ребятами».

Феномен «Доколє!» — яркое свидетельство не только глубокого казацкого остроумия украинцев, но и появления действенного инструмента борьбы с перманентным оговариванием как украинской власти, так и большинства лояльных к собственному национальному «Я» граждан. Ведь отрицать глубокую толерантность украинцев значительно проще шутками, чем хаотическим поиском точных примеров обратного.

P. S. Когда эта статья уже была написана и я готовился переслать ее в редакцию, со мной произошел удивительный случай, который на всю жизнь изменил написанное мною выше. Во сне ко мне явился ангел, держащий в руках святую Фофудью. Ангел сказал: «Брате, отречись от писания своего!» Этим отрекаюсь от всего написанного выше и официально провозглашаю свое вступление в общество защитников фофудьи-матушки!