UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему «зчорніла червона троянда»

І зчорніють червоні троянди, наче в ранах запечена кров. Леся Украинка Романс С.Дремцива на эти сло...

Автор: Надежда Онищенко

І зчорніють червоні троянди,

наче в ранах запечена кров.

Леся Украинка

Романс С.Дремцива на эти слова часто исполняла на своих концертах Мария Шекун-Коломийченко, лирико-драматическое сопрано которой очаровывало меломанов из разных уголков Украины, а также России, Грузии, Польши, Италии, Австрии в 20-х годах прошлого века. Возможно, в этом произведении она предчувствовала собственную судьбу?

Родилась Мария в семье украинской казачки Александры Капи­тоновны и военно-морского врача Феофана Васильевича Шекуна. Окончив в 1912 году Елисавет­градскую гимназию, девушка, наделенная от природы хорошим голосом, поступает в Московскую консерваторию, где учится пению у педагога-итальянца Умберто Мазетти.

С 1917 года Мария выступает перед публикой в музыкально-драматическом обществе «Кобзарь». В него ее привлек муж, Федор Ко­ломийченко, тогда еще студент Московского коммерческого инсти­тута, уроженец села Прохоры на Черниговщине. Кстати, они там и познакомились 4 августа 1911 года. Тогда родители Марии Шекун проживали в Нежине, в собственном доме на улице Миллионной, 49, куда переехали после того, как военный врач, статский советник Феофан Васильевич Шекун, вышел в отставку.

После окончания института и по июль 1917 года Федор Коломийченко издает в Москве украинский журнал «Шлях» и одновременно работает в областном военно-промышленном комитете. С июля он уже в Киеве. Был избран членом Ук­раинской Центральной Рады, работает экономистом в Министер­стве торговли и промышленности, секретарем министра труда, издает «Шлях» и организовывает концерты жены. С 1918-го по 1919 год супруги живут в Галичине. Мария гастролирует в Италии, Австрии, Польше. Вернувшись в 1920 году в Киев, Федор и Мария узнают, что их разыскивал ЧК. Федор Ко­ломийченко под фамилией Жук скрывается в квартире Марии Константиновны Заньковецкой на ули­це Васильковской, 121. Известно, что великая актриса часто предоставляла убежище преследуемым.

В 1921 году певица выступает в Харькове, тогдашней столице Украины. Вот что написала об этих гастролях газета «Комуніст»: «Ук­раїн­ська драма мала Марію Зань­ковецьку, і вона створила цю драму... Тепер ми маємо Марію Шекун і сміливо можемо сказати, що українська опера, українська музика буде створена цією артисткою».

Гастролируя в Харькове, Киеве, Одессе, Херсоне, Житомире, Ма­рия Шекун-Коломийченко не забывает и о Нежине. В августе 1922 года она дает три концерта в Нежинском театре, по одному в школе села Прохоры и на станции Круты.

Тогда центром культурно-художественной жизни в Нежине ста­новится только что основанная Дмит­рием Грудиной-Ковалем Госу­дарственная драматическая студия имени М. Заньковецкой. Цель студии — бороться с «безграмотным малороссейством» посредством постановок классического украинского и мирового репертуара. Ритмогимнастику и танцы в ней преподавала Г. Шекун. Вполне вероятно, что это Галина — сестра Марии Шекун-Коломийченко.

8 августа состоялось первое выступление студийцев. Исполнялись произведения украинских писателей, а также фрагменты инсценизации Лесем Курбасом поэмы Тараса Шевченко «Гайдамаки». В концерте приняла участие и Мария Шекун-Коломийченко, осуществляющая турне по Украине. 28 августа студийцы показали трагедию «Гетман Дорошенко». Роль полковника Яненко исполнял актер по фамилии Шекун: вполне возможно, отец артистки.

В Нежине Мария встречается с «орлятами» из «золотого гнездышка» Заньковецкой (так называла первая народная артистка Украины своих учеников и последо­вателей), давними подругами и хорошими знакомыми Раисой Холопцевой, Оксаной Булыгой, Дмитрием Грудиной, непрофессиональными артистами драматической студии. Позднее они будут фигурировать в деле Марии Шекун-Коломийчен­ко-Куценко, обвиненной в «польском шпионаже». Среди связанных с подозреваемой называется и «Заньковецкая Мария Константинов­на — личность, объединяющая весь контрреволюционный элемент города Киева».

В 20-е годы Шекун-Коломийчен­ко исполняет почти весь известный тогда украинский классический репертуар, народные песни. Это романсы Н.Лысенко, К.Стецен­ко, Я.Степового, П.Сеницы, Д.Си­чин­ского, Л.Ревуцкого. В программах авторы называются украинско-надднепрянскими и галичанскими композиторами. Мировой репертуар — арии из опер Д.Верди, Д.Пуччини, Д.Перголези, А.Понкьелли, Н.Римского-Корсакова.

Известный режиссер Михаил Казневский, аккомпанировавший Марии Шекун-Коломийченко на концертах в Одессе, вспоминал: «Певица большого масштаба, очень музыкальная, эмоциональная, с хорошей дикцией. Ее голос я определил бы как лирико-драматическое сопрано красивого тембра, большого диапазона, со свободными верхними нотами (до, до-диез) и сочными, звучными в нижнем регистре».

Этим голосом восхищались меломаны в больших концертных залах и слушатели в городских и сельских клубах. В марте 1924 года Шекун-Коломийченко дает бесплат­ные концерты в Нежине. В феврале 1925-го выступает в Прохорах и Нежине, а в апреле успешно гастролирует в Москве. «Заслуга М.Шекун-Коломийченко, — пишет «Правда», — что она знакомит нас с лучшими произведениями сугубо украинской музыки...» После этого актриса снова возвращается в Нежин. В тот год она дала 53 концерта в двадцати городах, на которых побывало около двадцати тысяч почитателей. Во время гастролей Марию сопровождает муж. В программах читаем: «Вступитель­ное слово о современном положении с созданием украинской оперы скажет Федор Жук».

Решением народных комиссаров от 31 января 1924 года всем облисполкомам предложено освободить от местных налогов и сборов украинскую артистку Марию Шекун-Коломийченко ввиду художественной ценности ее выступлений. (Почему бы нашим руководителям не наследовать этот замечательный пример?)

В 1927 году супруги гастролируют в Ленинграде. Портрет певицы и анонс о ее выступлении украшают титульную страницу приложения к журналу «Жизнь искусства», № 12 — «Театр и зрелища». «Исполнительница — совершенная вокалистка с хорошим природным материалом», — утверждает рецензент.

Аншлаги сопровождают Ма­рию во время турне по Закавказью и Средней Азии в 1929 году, организованного под эгидой Советской филармонии Государственным центральным концертным бюро при Государственных академических театрах Москвы. Певица исполняет произведения на украинском, итальянском, грузинском, белорусском языках, а французские арии и романсы — в собственном переводе на украинском. «Бодрые революционные слова великого Шевченко и молодых украинских поэтов Тычины и Сосюры еще ярче оттеняли и так содержательную программу концерта. Если к этому прибавить художественное исполнение, хороший голос и хорошую школу, то культурное значение концерта станет неопровержимым», — писала «Узбекистанская правда» в июне 1929 года о выступлении Марии Шекун-Коломийченко в Самарканде.

Это была последняя счастливая гастрольная поездка супругов. В том же году Федора Коломийченко арестовали и осудили по делу «СВУ». Он вернулся из ссылки через три года. Но их брак распался.

Состояние здоровья Марии ухудшилось, она только изредка выступает в Севастополе, где живет после замужества с морским офицером М.Куценко.

23 сентября 1937 года Марию Феофановну Шекун-Коломийченко арестовали. Ей инкриминировали нелегальный переход границы из Польши в Советскую Россию в 1921-м с целью шпионской деятельности. Следствию показалось подозрительным знание многих языков, гастроли за границей и проживание в Севастополе.

Через месяц жестоких допросов Мария «признала» себя виновной. Этих свидетельств советскому правосудию оказалось достаточно, чтобы расстрелять Марию Феофановну Шекун-Коломийченко и ее первого мужа Федора Евдокимовича Коломийченко в 1938 году. Марии было тогда 46 лет.

Реабилитировали ее в 1956 году. Но настоящий возврат имени артистки начался в 70-е годы благодаря подвижничеству филолога Ивана Максимовича Лысенко. Еще 25 лет назад он начал собирать материалы для энциклопедического словаря «Співаки Ук­раїни», вышедшего из печати в 1997 году. О Марии Шекун-Коломийченко Ивану Лысенко рассказал Михаил Казневский, дал ему подаренное Марией фото с надписью: «Я верю, что наш путь с Вами только начался... Мы пройдем по нему рядом с Вами и оставим яркий луч, который будет нашим светочем... Мария Шекун-Коломийченко, сентябрь-октябрь 1924 года. 20/ Х». Вечер-концерт, посвященный 115-й годовщине со дня рождения расстрелянной украинской певицы, состоялся недавно в музыкальном салоне Нежинского госуниверситета имени Николая Гоголя.

В конце октября 1996 года в Доме-музее М.Заньковецкой в Киеве прошел первый вечер-концерт, посвященный жизни и творчеству Марии Феофановны Ше­кун-Коломийченко, подготовленный музыкальным салоном художественного отдела Нежинского краеведческого музея.