...Дорога из детского садика домой чуть ли не единственное время, когда пятилетний Женька может полностью завладеть моим вниманием. Как правило, он использует эти 15 минут для получения ответов на самые животрепещущие вопросы. К примеру, «Почему у Дюймовочки нет детей?», «Почему негры — черные?» или «А мой стульчик тоже вместе со мной вырастет?». Некоторые вопросы ставят меня в тупик (ну откуда я могу знать, где у крокодила уши?), а другие заставляют с удивлением присматриваться к собственному ребенку, поражаясь, какими семимильными шагами идет его развитие. Всего пару месяцев назад он допытывался: «Почему звездочки есть на небе, а Луны нет? Она пошла в гости к Солнышку смотреть мультики?» (Действительно, зачем еще ходить в гости?) А сегодня он задумывается над путями развития цивилизации:
— Когда-нибудь Земли не будет?
— Ну, наверное...
— И нас тоже не будет?
— Да.
— А потом Земля опять появится?
— Вполне вероятно.
— И мы все опять появимся? И бабушка Ира, которая сейчас на небе, будет жить с нами?
Но самая любимая серия вопросов касается смены времен года и частей суток. После того, как малыш в очередной раз допросил меня, почему утром было светло, а вечером стало темно, я решила посоветоваться со специалистом, обратившись к детскому психологу Ирине Сивченко.
— Очень хорошо, что ваш малыш постоянно задает вопросы. Это говорит о том, что он нормально развивается. Но если вы заметили, что какие-то из них задаются с завидным постоянством, стоит задуматься: а достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку? Дети очень дорожат вниманием взрослых и нередко просто не знают, чем еще можно отвлечь маму или папу от толстой книги, любимой телепередачи либо домашних хлопот.
— Но я действительно очень занята, а вечером хочется не только готовить ужин, но и спокойно посидеть, отдохнуть.
— А малышу вовсе и не нужно, чтобы вы целыми днями с ним возились. Попробуйте установить своеобразный график общения. Предположим, за полчаса до сна: в это время вы читаете сказки, обсуждаете события в садике, отвечаете на вопросы. Либо, если в будни вы слишком перегружены, выделите время на воскресные прогулки. Но соблюдать установленный график нужно четко: малыш должен быть уверен, что при любых обстоятельствах он не будет лишен своей порции общения с мамой. Тогда он спокойно займется своими делами, оставив вопросы на вечер.
Кстати, домашние дела — очень удачное время для общения. Малыш имеет возможность не только задать свои бесчисленные «почему» и «зачем», но и помочь вам в каком-нибудь «очень важном» деле (помыть ложки, подать хлеб или подмести коврик), узнать много нового — чем, к примеру, белый сахар отличается от такой же белой соли, откуда в тазике с бельем появляется пена и так далее. При желании время для бесед с малышом можно найти всегда. Главное не забывать, что общение с вами ребенку необходимо так же, как и полноценное питание или прогулки на воздухе. Дети, полностью предоставленные сами себе, могут значительно отставать в интеллектуальном развитии от своих более счастливых сверстников, постоянно контактирующих с родителями или другими взрослыми.
— Как определить: ребенку просто хочется пообщаться или его действительно интересует правильный ответ?
— Малышу в три года, как правило, совершенно не важно услышать верный ответ. Чаще вопросы действительно вызваны желанием привлечь внимание, показать какой он взрослый и сообразительный. Игнорировать их не стоит, но отвечать лучше на примере простых и понятных крохе вещей. Дождик идет для того, чтобы накормить цветочки и деревья — они поедят и вырастут, шоколадки делают, чтобы всем малышам было вкусно, ботинки — чтобы было тепло и не промокали ноги. Трехлетний малыш пока лишь любопытствует и удивляется всему новому.
Чуть позже вопросы будут говорить о любознательности: ребенок уже не просто удивляется новому, а хочет о нем побольше узнать. В пять-шесть лет многочисленные «почему» означают желание маленького человека понять суть окружающего его мира, предметов и явлений природы, выяснить их причины и взаимосвязь. Естественно, родители должны поддерживать любознательность. Но тут нужно учесть, что детям достаточно объяснить поверхностные связи между различными природными явлениями. Некоторые родители из самых лучших побуждений пытаются давать подробные обстоятельные ответы, которые ребенок просто не в состоянии понять. Если это будет повторяться постоянно, то малыш предпочтет оставить вопрос «открытым», чем выслушивать получасовую лекцию. Не стоит и слишком уж упрощать ответ — всегда нужно учитывать возраст и уже имеющиеся у ребенка знания.
В некоторых случаях не мешает выяснить, почему ребенок задался тем или иным вопросом: возможно, он просто что-то не так услышал. Как в анекдоте, где сын спрашивает у папы, что такое «аборт». Папа, краснея и мучительно подбирая слова, в течение нескольких минут давал ему обстоятельный ответ и лишь увидев удивленные глаза ребенка, поинтересовался: «А почему ты вдруг об этом спросил?» «Я, — ответил малыш, — песню слышал: «А волны бушуют и стонут, и бьются АБОРТ корабля».
Для развития любознательности очень важна наглядность. Чем отвлеченно слушать, как из зернышка появляется росток, малышу намного интереснее будет вырастить его самому из замотанной во влажную тряпочку фасолинки. Смену дня и ночи интересней наблюдать на примере лампы и катящегося вокруг нее мячика. Если это дополнить картами и различными познавательными пособиями, которые в последнее время появились в большом количестве, то у ребенка появится масса новых вопросов, возникнет настоящий интерес к предмету. А чем больше вопросов, полагает ряд отечественных и зарубежных психологов, тем одаренне ваш ребенок.
Развивать любознательность лучше не «диктаторскими» методами («Вот тебе энциклопедия, посиди почитай»), а используя естественный интерес ребенка. Одна моя подопечная сетовала, что ребенок интересуется только мультфильмами. Я ей посоветовала оттолкнуться от любимых малышом героев и поговорить о том, в какой стране они растут. К примеру, слоненок Дамбо живет в Америке. Можно показать малышу карту США, рассказать какие еще животные там живут, чем питаются и так далее. Все в легкой, ненавязчивой форме, нащупывая, что больше заинтересовало, а что меньше. Возможно, слушая рассказы о природе Америки, ребенок заинтересуется строительством железных дорог или увлечется историей. Постоянный же стойкий интерес — залог нормального интеллектуального и психического развития подрастающего человечка.