Юрий Гаммерштедт |
Начало мая. За окнами бушует весна. Мы сидим в комнате кафедры велоспорта Украинского государственного университета физвоспитания и спорта, где Юрий Александрович Гаммерштедт работает преподавателем, напрочь забыв о времени. Приближается День Победы. Для Юрия Александровича, бывшего фронтовика, это особая дата. У него удивительная память. Он непринужденно и цепко выуживает из глубины десятилетий эпизоды довоенной юности, подробности фронтовых будней, яркие мгновения большого спорта, которому отдал годы и годы.
Это были годы, в которых пе-
реплелось черное и белое. Жестокий голодомор и сверхдальние авиаперелеты, ГУЛАГ и время становления массового и большого спорта в тогдашнем Союзе. В Киеве, на Крещатике, жил обыкновенный мальчишка. И до сих пор Юрий Александрович благодарен ухажеру сестры, который привел его в 34-м в конькобежный спорт. Стал он тогда призером городского чемпионата и вошел в сборную Украины. Закончил конькобежную школу, где, как убежден, освоил навыки учить других, что определило основы будущей профессии.
Ну а откуда появилась тяга к велоспорту? Он дружил с Владимиром Патоном, братом будущего академика. И по его примеру, одолжив у дяди велосипед, оседлал двухколесный. Учился у московских гонщиков, служивших в Киеве. Успешно гонял и на треке, и на шоссе. В 39-м стал чемпионом Украины в командной гонке, а в следующем — абсолютным чемпионом республики. Пришла повестка в армию. В Харькове Юрия зачислили в полковую пехотную школу. Но он с завистью смотрел в окно напротив казармы, где было бронетанковое училище. Тянуло к технике, ведь раньше изучал мотоцикл и автодело, закончил курсы шоферов.
Продолжал и тренироваться. В мае 41-го Юрий был в составе победителей командной гонки в Харькове. Предстояла подготовка к чемпионату Союза...
Незадолго до 22 июня харьков-
ские курсанты, совершив изнурительный марш, расположились в лагере под Борисполем. Здесь и застало Юрия Гаммерштедта начало войны. Вскоре курсантов возвратили в Харьков. И после экзамена Юрий попал в танковое училище, в группу, переучивавшуюся на механиков-водителей Т-34. Потом путь пролег в Подмосковье, где формировалась 46-я бригада.
Их направили на Ленинградский фронт. Первый бой, вспоминает Юрий Александрович, был самым страшным. На берегу речки Свирь атаковали финнов. На его «тридцатьчетверке» осталось 16 вмятин от попаданий снарядов. Из десяти танков взвода возвратились только два... Затем его Т-34 разбило под Тихвином. Да и как забыть этот городок? Дважды в ствол попадали снаряды, еще один разорвался под танком. Многих боевых товарищей потерял здесь. После тяжелых боев освободили Тихвин и через блокадное кольцо вновь пролегла «дорога жизни».
На 75 процентов, как утверждали командиры, успех танка в бою зависел от мастерства механика-водителя. И зависела жизнь остальных в экипаже. Это и о нем, Юрие Александровиче, сказано. Был эпизод, когда Т-34 в расположении фашистов разбило гусеницу. Десантники-пехотинцы держали оборону, а он под свист пуль устранял повреждение. И так вырвались из окружения.
Были у него 900 дней и ночей на Волховском фронте. А между боями не забывали и о спорте. Как-то устроили праздник — бегали, крутили «солнце» на перекладине. И словно возвращались в довоенную пору. Спорт для бойцов был не только разрядкой. Хорошая довоенная закалка помогала выживать. После прорыва блокады он освобождал Новгород. В 44-м получил под Сталинградом танк и — на Карельский фронт. От Петрозаводска прошел до Заполярья. А затем продвигались вдоль фьордов, освобождая Норвегию.
Война продолжалась. Во время формирования в Белоруссии Юрий Александрович получил тяжелый ИС-2. И седьмая гвардейская бригада двинулась на запад. В апреле 45-го заняли исходные позиции у Зееловских высот. Это был последний бой. Прожектора, сплошная гарь. 22 часа штурмовали те высоты. Много танков потеряли. Вошли в Берлин. Аэродром Темпельгоф, вокзал и через Шпрее — к рейхстагу.
И тут, в Берлине, еще не расставшись с грозной боевой машиной, он совершенно неожиданно встретился с такой знакомой и уже подзабытой двухколесной. Юрию Александровичу достался трофей — гоночный велосипед. Пристроил его на танк сверху. Полковник: «Что такое?» Объяснил. Когда стояли в Дрездене, уже тренировался.
В августе 45-го, приехав в Киев
в отпуск, застал родной дом разрушенным. Но привез два велосипеда, и участвовал в соревнованиях. Радовался: еду! Через год демобилизовался. Велогонщик Дима Орлов, с которым дружил до войны, уговорил вернуться в большой спорт. Тяжелой выдалась 200-километровая гонка чемпионата Украины. В отрыв ушел с Владимиром Бугреевым и Орловым. Метров 20 выиграл, но так выложился...
Война забрала лучшие годы для выступлений на больших соревнованиях. Но он сумел победить время. В 50-м стал чемпионом СССР в командной гонке. Получил значок мастера спорта. Был и призером всесоюзных соревнований. Юрий Александрович — 19-кратный чемпион Украины. Последний раз выиграл это звание в 35 лет. И вскоре перешел на тренерскую работу. На этом поприще добился не меньшего.
Много лет Юрий Александрович был тренером и старшим тренером сборной Украины. Его подопечные Анатолий Старков, Любовь Задорожная, Михаил Курбатов, Александр Николенко и другие побеждали на Спартакиадах народов СССР и всесоюзных чемпионатах. Работал и со сборной Союза.
Еще до войны в Харькове он поступил в инфиз, в школу тренеров. А в 50-х закончил Киевский институт физкультуры. И вот уже 45 лет неизменно преподает здесь на кафедре велоспорта.
Два года назад в Голосеевском парке Киева проходила велогонка всеукраинских игр. На уютном тихом стадионе аграрной академии ее участники поздравляли Юрия Александровича с 80-летием. И, наверное, каждому бросалась в глаза его ладная фигура, дышащая энергией, и спортивная осанка. Казалось, вот-вот вскочит в седло и тоже выйдет на трассу. Но на дистанции уже соревнуются годящиеся ему во внуки. А он терпеливо и со знанием дела учит их нелегкой науке побеждать.
Юрий Александрович Гаммерштедт награжден орденом Красной Звезды. За взятие Берлина удостоился ордена Отечественной войны I степени. Имеет и такой же II степени. И в эти майские дни боевые награды, напоминающие о многом, особенно дороги...