UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ ХОДИЛИ НЕМЦЫ, АМЕРИКАНЦЫ, УКРАИНЦЫ…

Свежий ветерок с Москвы-реки заставил вновь облачиться в снятые по причине внезапно нахлынувшего тепла (а в лесу еще снег лежал да и московские пруды льдом скованы) куртки...

Автор: Ирина Бажал
Золотые купола Москвы

Свежий ветерок с Москвы-реки заставил вновь облачиться в снятые по причине внезапно нахлынувшего тепла (а в лесу еще снег лежал да и московские пруды льдом скованы) куртки. Затрепетала на ветру робко проклюнувшаяся зелень березки — такая беззащитная на фоне величественной церкви Вознесения Господня, по легенде построенной в честь рождения у великого князя Московского Василия III сына Ивана — будущего первого русского царя Ивана Грозного. А впрочем, это уже история. Но, чу! А кто же это в царском наряде шествует рука об руку с туристами? «Мама, гляди — царица идет!» — маленькая девочка не может скрыть свой восторг и долго глядит вслед нашему экскурсоводу… А та и впрямь хороша — высока, ладна да статна и на ней действительно царский наряд, правда, облегченный, — ведь по правилам царице полагалось семь слоев одежды носить.

Удивительно, до центра Москвы рукой подать, а тут покой старины и величие природы органично вплетаются в типичный урбанистический пейзаж. Музей-заповедник «Коломенское» раскинулся на 390 га. И здесь можно не только вдохнуть в буквальном смысле полной грудью, не только полюбоваться великолепным (для кинооператора — находка) видом с холмов на поля, прорезаемые извивами реки, но и весьма своеобразно прикоснуться к истории. Забудьте слово «экскурсовод»: надевая старинный костюм, сотрудник музея преображается — теперь он духом и мыслию переносится на столетия назад, а вместе с ним и экскурсанты. Спектакль ли это? Отчасти да, но действо коллективное, вы в нем и зрители, и участники. Так, с шутками и прибаутками, вроде бы балагуря легко и весело, а на самом деле какая глыба информации — можно и не записывать, и диктофон не включать, само в голове укладывается да остается. Поневоле позавидуешь детям: если на взрослого так влияет, то как у ребятишек глаза горят! Программа для малышей детсада и младших школьников «Учись уму-разуму» скорее не лекция, а игра, как и чему учили в древнерусских школах. А потом попробовать учиться лежа на печи и непременно чаю испить с блинами. Другим в качестве учителя явится сам Петр I, да посадит кружком подле старинного дуба, где сам не раз сиживал мальцом, да устроит учения потешных войск — а сабельки-то не забыли? — да в свой домик (перенесенный в Коломенское из-под Архангельского) пригласит на карты мореходные глянуть — ну как в путешествие речное отправятся?

Молодым свое — свадьба! Невесту выберут из группы туристической, естественно, и сваху опытную. Сваха окинет присутствующих взором — и хорошего жениха присоветует, а там родители обнаружатся, благословят молодых — и пошло веселье: музыкальный театр традиций Ирины Хохловой, действующий в Коломенском уже семь лет, соскучиться не даст. Играют таких «свадеб» по 17 на дню. Но в мае «жениться» не спешите: уж все дни раcписаны наперед, не попадете. А желаете по правде жениться — пожалуйте. И жалуют…

Ежегодно Коломенское принимает 5 млн. посетителей. (Киевская Печерская лавра в прошлом году приняла 730 тыс. посетителей, из них 34 тыс. иностранных туристов.) Едут люди посмотреть, где находилось древнее Дьяково городище, обнаруженное археологами в ХIХ веке. На бывшую загородную летнюю резиденцию русских царей. К сожалению, общий вид большинства построек можно увидеть лишь на макете и картинах: весело играют солнечные блики на нарядных теремах да церквях — деревянных, но — хитрая уловка! — расписанных под кирпич. Ведь кирпич был в то время дорогим удовольствием, а летняя резиденция царя из кирпича — ой как круто! Дивились иностранные послы такому «богатству». А могли они любоваться стенами долго — ведь везли их ко дворцу самыми длинными дорогами — чтобы царица из терема могла вдоволь на диковину насмотреться — выходить-то ей на люди нельзя было…

Экскурсовод — уши и глаза туристов, в значительной степени впечатление формирует именно он. Как отметил председатель комитета по туризму правительства Москвы Григорий Антюфеев, существовавшая при Союзе экскурсионная система в России, к счастью, не была разрушена. Ассоциация гидов-переводчиков сумела каким-то чудом выжить, сохранить основной костяк, опыт людей. И хорошо работать в новых условиях.

В 1923 году в Коломенском создан музей, а в 1990-м он получил статус заповедника. Нынче правительство Москвы держит Коломенское в поле своего зрения и внимания. Согласно принятому в марте этого года Закону города Москвы «Комплексная целевая программа перспективного развития Государственного музея-заповедника «Коломенское» в 2003—2007 гг.» запланирована реставрация древнего архитектурного ансамбля, восстановление исторических сел и городов, создание центра российской культуры. По распоряжению премьера правительства Москвы Коломенское координирует музейный туризм города, обеспечивает участие московских музеев в туристических выставках. Вот и на третьей Московской международной туристической ярмарке (MITF-2003), которая пройдет в середине мая, Коломенское совместно с Кузьминками и Останкино выступят единым фронтом на совместном стенде «Мир русской усадьбы».

И это будет всего лишь небольшая частичка того, что предстанет взору потенциального туриста и туристических предпринимателей на ярмарке, которая раскинется на 13000 кв.м — на огромной, крытой светопрозрачным куполом и оснащенной современнейшим инженерно-техническим оборудованием городской площади, по размерам и очертаниям напоминающей площадь Сан-Марко в Венеции, в обновленном Гостином дворе. Третья по счету MITF — ежегодное официальное мероприятие правительства Москвы, одно из самых внушительных среди мер, предпринимаемых для развития и интенсификации въездного и внутреннего туризма. Иностранные компании в организации ярмарки участия не принимают. MITF проводится под патронатом и при личной поддержке мэра — Юрий Лужков объявил туризм приоритетным направлением. На ярмарке широко представлены регионы РФ: если в прошлом году их было 37, то нынче об участии заявили уже 55. А кроме этого 27 стран высказали пожелание участвовать в ярмарке, и им в этом не препятствовали. Наши туристические фирмы и отели будут представлены на объединенном стенде Украины.

Интересно, что квадратный метр оборудованной стендовой площади на MITF стоит 180 долл., что в два раза дешевле, чем на других московских туристических выставках. Каждый российский регион небольшую базовую площадь получает бесплатно.

…После 1990 года поток туристов в Москве пошел на спад, пока в 1997-м не было зафиксировано рекордно малое их число — 900 тыс. чел. Мощнейшая туристическая организация со своими самолетами, пароходами, имевшая в собственности гостиничные, молодежные и прочие комплексы по всей территории бывшего СССР, выпускавшая рекламную продукцию на 27 языках — Госкоминтурист СССР — приказала долго жить, и протаптывать туристическую тропу нужно было наново.

Правительство Москвы решает создать комитет по туризму — в 1998 году. В городе действительно есть что посмотреть. «Дух старины, наполненный неспешной мудростью первопрестольной», постепенно растворяется в потоках машин, вечно спешащей толпе и напряженном ритме городской жизни. Но вдруг вынырнет из-за стены очередной купол и зазолотится в лучах солнца — что это? В городе обновилась система ориентирования — появилось несколько тысяч табличек кириллицей и латиницей с названиями улиц, станций метро. На очереди — размещение специальных указателей с подробной историей тех или иных мест центральной части города.

Делу туризма служат реконструкция старых и строительство новых гостиниц (к 2010 году запланировано построить 30 трехзвездочных отелей для массового туриста, ежегодно сдаются 2—3 новых отеля повышенной звездности, в том числе и в регионах, в частности, городах Золотого кольца, Владикавказе, Сочи, Калининграде и т.д.,), возрождение храмов, реконструкция театров и музеев, проведение конкурсов на лучшее ресторанное обслуживание. С этого года будет вручаться премия города Москвы в области туризма.

…По словам Григория Антюфеева, сегодня количество пятитизвездочных отелей в Москве велико и между ними идет здоровая конкуренция: цены имеют тенденцию к понижению. Например, в обновленном четырехзвездочном «Космосе», где поселили участников украинского пресс-тура, цены значительно ниже, чем в аналогичных гостиницах Киева. И на июль—сентябрь все места уже забронированы. В межсезонье же гостиница работает как деловой центр — здесь удобно проводить как конференции, симпозиумы, деловые встречи, так и концерты, кинофестивали.

В прошлом году совокупный доход от гостиничного бизнеса составил 600 млн. долл., налоговые поступления в бюджет — 12 млн. долл. Доля отелей Москвы в общероссийских доходах от гостиничного бизнеса составляет немногим менее 50%.

Лучший зарубежный опыт был систематизирован в огромном туристическом информационном центре площадью 1000 кв.м. У него свой большой Интернет-портал с большим количеством информации на русском и английском, в течение года ее переведут на китайский, японский и пять европейских языков. Здесь представлен туристический потенциал не только Москвы, но и всех регионов России. Ежегодно выпускается более миллиона экземпляров печатной рекламной туристической продукции на разных языках, снимаются фильмы.

«Сейчас сняли пилотный вариант передачи о туризме в России, — рассказывает Григорий Антюфеев. — Нам по разным телевизионным каналам много рассказывают, как здорово отдыхать, скажем, в Омане. Но в некоторые уголки и у нас уже попасть трудно, слишком много желающих. Мало кто знает, что есть хорошо организованная туристическая инфраструктура на Соловках — уникальнейшем, чистейшем месте. Там можно плыть по озеру и пить из него воду. Но с некоторых пор въезд на Соловки ограничен. Количество желающих из Финляндии, Скандинавского полуострова велико — Соловки не могут всех принять».

Промоция Москвы — это и организация огромного количества пресс-конференций по всему миру. Ежегодно правительство города приглашает 20 пресс-туров иностранных журналистов общим числом 200 человек. Украинский пресс-десант комитет по туризму принимал впервые — Год России в Украине все-таки.

Уже в прошлом году в Москве побывало 2 млн. 259 тыс. иностранных туристов. К 2010 году комитет по туризму планирует довести эту цифру до 5 млн. человек (столько приезжало в Москву до 1990-го), а доля доходов от туризма в бюджете должна будет достичь 10,3%. (Киев в прошлом году посетило 150 тыс. иностранных туристов. А всего Украину, по данным нашего Госкомитета по делам охраны государственной границы, посетило в 2002 году 12,8 млн. чел., из них 723 тыс. чел. в качестве туристов. Экспорт туристических услуг по статье «Путешествия» в общей структуре экспорта услуг Украины составляет 2,5%.)

Ежегодно путешествующие россияне вывозят за пределы своей страны 12 млрд. долларов. Все активнее звучат голоса по поводу изменения российского туристического законодательства. Отмечается, что существующий закон о туризме 1996 года несовершенен, не соответствует духу времени. Один из его самых существенных недостатков — уклон в выездной туризм. В Госдуме уже полтора года существует межфракционное объединение «Туризм в России», созданное по инициативе комитетов по туризму, экономики, энергетики и связи, а также комитета обороны. Приглашаются на его заседания послы всех иностранных государств. Кстати, на MITF-2003 состоится весьма показательная конференция «Эффективное законодательство — успешный бизнес».

Собственно говоря, речь идет о том, какой же в конечном счете цели должен служить туризм, кроме пополнения казны. «Патриотизм невозможно привить, его нужно воспитывать с младых ногтей. И делать это только на примерах героического прошлого, Великой Отечественной войны сегодня уже недостаточно. На одно из первых мест выходят вопросы, связанные с развитием физической культуры, здорового образа жизни, спорта и туризма, — заметил сенатор Совета Федерации, член комиссии по делам молодежи и спорта Ефим Керпельман. — Не все молодые люди могут заплатить за путевки в те места, где хотели бы побывать. И здесь очень важно привлечение средств спонсоров, предприятий, которые могут оказать помощь школьникам, молодым людям. Мы будем добиваться, чтобы пожертвования и средства, которые тратятся предприятиями на туризм, не включались в их налогооблагаемую базу. По статистике, около 30% стоимости турпутевки составляют транспортные расходы. Будем искать возможности уменьшить стоимость авиа- и железнодорожных билетов для путешествующей молодежи».

Ефим Керпельман вспомнил популярные в свое время комсомольско-молодежные поезда дружбы, заметив, что переговоры с коллегами из зарубежных стран, в частности с Арменией, уже ведутся. Частично их могло бы поддерживать государство. «Я понимаю, что сопротивление правительства мы будем ощущать довольно жестко, потому что это расходы из федерального и региональных бюджетов, но тем не менее считаем, что воспитательная роль туризма гораздо выше расходов», — заметил он.

На вопрос, что же делает комитет по туризму правительства Москвы на предмет поездок в нашу страну, был получен ответ: «Задача комитета по туризму, как и любой туристской администрации в любой точке земного шара, — заниматься развитием въездного, только въездного и никакого кроме въездного туризма. Это аксиома. Но с Украиной у нас исторические многовековые связи. Нам необходимо понимать друг друга. Ситуация складывается в этом году так, что поток россиян на отдых в Крым возрастет».

Юрий Василенко, заместитель директора Украинского культурного центра в Москве: «Мы стараемся напомнить, что в Украине есть уникальные маршруты, у нас в центре собрана вся справочная литература, но туризм — это сложный, ежедневный, тяжелый труд. К сожалению, те туристические компании, с которыми мы сотрудничали, свою миссию не выполнили. Хотя россияне все больше интересуются Крымом, мы вынуждены с началом весны опровергать всяческие слухи о новых налогах, о новшествах в паспортном режиме, об эпидемии — о том, что может помешать поехать в Крым».

Ефим Керпельман: «Как только Украина будет готова, мы проведем «круглые столы» в Киеве, а затем в Москве в плане сближения законодательств двух стран в области туризма. Чтобы подходы были одинаковыми, чтобы возможности отдыха украинцев в России и россиян в Украине были схожими».

Определенные шаги для сближения делают общественные туристические организации двух стран. В частности, подписано соглашение между Национальной туристической ассоциацией России и Туристической ассоциацией Украины. А одним из конструктивных шагов с подачи президента нашей украинской туристической компании — международного агентства «Украина—Русь» Степана Романюка стало создание для иностранных туристов инклюзивного восточнославянского тура «Славянский венок», который включает совместные маршруты по Украине, России, Белоруссии. Агентство также специально создало для россиян туры выходного дня «Живописная Украина».

«Сотрудничество с Туристической ассоциацией Украины — это политика сотрудничества, которая поддерживается правительством Москвы. У нас уже подписаны такие договора с Молдовой, Белоруссией. И это вовсе не увеличение числа ассоциированных членов»,— заявил президент НТА России Игорь Кузьмин.

…Нас спрашивали, что более всего портит облик современной туристической Москвы. Драгоценное туристическое время отнимали у нас пробки (проезд по центру на автобусе днем весьма проблематичен, узкие кривые улочки, светофоры, паркующиеся вдоль дорог машины — можно час кружить по маленькому пятачку, быстрее доехать на метро). В Москве больше 2 млн. автомобилей, количество ежегодно увеличивается. Но проблема решается, хотя и не так быстро: построено третье транспортное кольцо, планируется четвертое.

А когда российская журналистка почти с обидой спросила: «Неужели вам совсем ничего не понравилось?», вспомнились восхищенные глаза школьников у картины Александра Иванова «Явление Христа народу» в Третьяковке (отстав от своей группы, я двадцать минут, не отрываясь, вместе с молодежью слушала рассказ замечательного Экскурсовода (именно с большой буквы) о картине, которую называют центральным полотном Третьяковки). Вспомнилась Царь-пушка, облепленная малышами, плывущий по Москве-реке царь Петр, парящий ввысь Храм Христа Спасителя, возрожденный в рекордно короткие сроки на пожертвования. И наша соотечественница, ныне жительница Воронежской области, задушевно поющая на Арбате «Цвіте терен» …

Регистрацию в Москве мы получили в течение двух минут в гостинице, где жили. А вот наши выездные миграционные карты остались лежать в паспортах — на российской границе ни пограничники, ни таможенники в наш вагон не зашли. «Так бывает», — успокоила проводница.

По данным федеральной пограничной службы, более всего Москву посещают немцы и американцы. Украинцы на третьем месте. Хорошо, если хотя бы небольшая часть из наших соотечественников, которых нужда гонит за «золотым тельцом», могла бы без суеты насладиться московским Золотым кольцом…

Редакция благодарит комитет
по туризму правительства Москвы
и Туристическую ассоциацию Украины
за организацию поездки