UA / RU
Поддержать ZN.ua

По землям алеманнов и галлов

И все-таки путешествия — штука мистическая. Рассматриваешь порой снимки, где зафиксировано и твое очевидное присутствие, но как бы не веришь своим глазам...

Автор: Людмила Таран

И все-таки путешествия — штука мистическая. Рассматриваешь порой снимки, где зафиксировано и твое очевидное присутствие, но как бы не веришь своим глазам. Так что, наверное, стоит воспоминаниями подтвердить то, что странным образом ускользает в пространства виртуальные...

Ахен. Мир и гармония

Вот Ахен, который в римские времена назывался Аквисграниум. 2000-летняя история города, который Карл Великий избрал своей резиденцией, чрезвычайно богата памятниками. Здесь — теплые источники, по сей день исцеляющие людей, начиная с римлян. Особое наслаждение — пройтись по старому городу, где на каждом шагу древние и современные причудливые фонтаны и даже памятник базарному вору. Где еще вы увидите гротескный фонтан «Кругооборот денег» или такой, в котором каждую символическую фигурку можно крутить в разные стороны?

Путешествуя, все время наблюдаешь то, до чего мы никак не дорастем с нашим строительным бумом. Это тактичная вписанность новостроек в историческое ядро городов. Ни одна опротивевшая «свечка» не торчит там, где царит атмосфера ностальгической старины. Пример такой архитектурной терпимости — «треугольная» площадь в Ахене: тут и римская колоннада, и готическая застройка, домики средневековые и современные. А особая примета старинного города — знаменитый октогон на месте часовни Карла Великого (805 г.), императора Священной Римской империи.

Говорят, пропорции трехъярусной часовни в византийском стиле соответствуют мистическим цифрам седьмого видения в Откровении Св. Иоанна. Восьмиугольник над первым ярусом римских арок поясом охватывает посвящение на латыни: Cum lapides vivi pаcis conpage ligantur... — «Поскольку живой камень здесь заключен в мирной гармонии...».

Мир и гармония...

Темноватый фон и загадочный блеск позолоты на мозаиках — настроение таинственности и святос­ти. Амвон, прикрепленный справа от входа к стене, украшен фрагментами римской керамики и стекла, камеей с орлом. Алтарная перегородка, где изображены мучения Христовы, — из чистого золота. Рядом — чеканный золотой крест Лотаря, инкрустированный античными самоцветами. А императорский трон из глыб мрамора на втором ярусе я так и не увидела.

Редчайший случай, когда мож­но было, не спеша за группой, рассмотреть интерьер. Вот люстра в форме колеса. Ее подарил собору Фридрих Барбаросса в 1165 году. Она груба и изысканна одновременно. О набедренной повязке Христа, поясе Святой Девы в золотых сундучках вокруг гроба с мощами Карла Великого можно было только послушать: доступ к центральной апсиде перекрыт.

Императорскую часовню в Ахене считают одним из самых выдающихся памятников романского стиля.

Амьен. «Бунгало» посреди города

С земель бывших алеманнов — во Францию. Попадаем в орбиту влияния буквы «А». После Ахена — курс на Амьен.

Признаюсь: ничего не знала раньше об этом городе. А здесь ведь — крупнейший во Франции собор, строительство которого начато в 1220 г.

В одной из ниш — крохотный обломок черепа Иоанна Крести­теля, которому посвящен этот храм. Кто-то старается если не на коленях, то хоть мелкими шаж­ками пройти лабиринт, выложенный на полу собора плиткой. Мо­жет, хоть немного очистится душа...

Амьен над рекой Сомма
Свежо и ветрено над речкой Сомма. Запоминается цвет старой застройки: она из красно-охристого кирпича с широкими белыми полосами расшивки. Красиво.

В самом центре города — уголки «под Карибы». Насыпан песок, расставлены в кадушках пальмы, шезлонги, подвешены гамаки, неподалеку — фонтан. Непринужденно улыбающиеся горожане. Почему везде только такие и попадались — доброжелательные и спокойные? Риторический вопрос…

Шарм Шартра

Как чтят во Франции Божью матерь, понятно уже по тому, что главный собор каждого города посвящен именно ей. Нотр-Дам-де-Шартр занесен ЮНЕСКО в список объектов мирового значения. Именно здесь хранится реликвия — покров Богородицы. Самая богатая и самая крупная коллекция аутентичных витражей — тоже здесь.

Особое настроение — от живописных улочек, где натолкнешься то на ветхий фахверковый «Дом лосося» на бывшей Рыбной площади (сейчас здесь стильный ретро-ресторан), то на винтовую Лестницу королевы Берты, то на...

Почему-то раньше считала, что больше всего фахверковых зданий — в Германии. Но начиная с Шартра убедилась: и во Франции старая застройка городов богата фахверком. Это немецкое слово означает каркасное сооружение. Конструкции стены из вертикальных и горизонтальных деревянных элементов не прячут под штукатурку. Поэтому она становится еще и декоративным элементом, украшением здания. Средневековые европейские города были едва ли не сплошь фахверковыми.

Руан. Жанна д’Арк

Руан, столица Нормандии, известен своим собором — быть может, прежде всего благодаря серии работ импрессиониста Клода Моне. «Разрисовывать» разно­цветной подсветкой его фасад «под Моне» — традиционное фее­рическое зрелище, которое летом устраивают здесь каждый вечер.

В этой французской сокровищнице сохранились, в частности, скульптуры норманнских герцогов и похоронено сердце Ричарда Львиное Сердце — по его завещанию.

Готика. Именно она отличает старинные соборы французских городов. Стиль, именуемый варварским, зародился именно здесь, во Франции. Отсюда он распространился по католическому миру. Все началось с апсиды аббатства Сен-Дени под Парижем в 1144 году. А дальше появились сотни готических соборов.

В Украине по разным причинам можно найти только отдельные элементы этого стиля в сохраненных памятниках: портал собора в Галиче времен Киевской Руси, часовня в с. Горяны под Уж­городом, готический свод церкви-крепости в с. Сутковцы на Подо­лье и т.п. Псевдоготика — это уже стилизация. Мастером такого подражания был известный киевский архитектор Владис­лав Горо­децкий. А вот перед нами оригинал — церковь Сен-Маклу в Руане. Это жемчужина «пламенеющей» готики. На углу храма гид обращает наше внимание на скульптурное изображение ангелов, которые... справляют малую нужду.

Прямоугольный внутренний двор показался слишком унылым: там на карнизах фахверковых приземистых домов вырезаны черепа и кости. А в одной из застекленных ниш замер... скелет. Оказалось, принадлежит он кошке.

Здесь, на Сен-Маклу, раньше было кладбище умерших от чумы. Но жизнь взяла свое: местность вновь принадлежит живым. Ныне здесь — школа искусств.

Холм со слепяще-зеленой травой, на которой стоит монастырская церковь Сен-Уан, напомнил Великобританию. Норман­дия и в самом деле перекликается старой архитектурой с городами этой островной страны.

Как известно, в Руане 30 мая 1431 года была сожжена Жанна д’Арк. Здесь, на месте Старого Рынка, возвышается памятный крест, а совсем рядом — современная церковь Святой Жанны д’Арк. Сакральное здание построено в виде перевернутой лодки.

А что касается самой героини-мученицы Жанны, то в соборах Франции часто встречается ее скульптурное изображение — в качестве канонизированной святой.

Реймс. Коронационный собор

Реймское Евангелие —именно у меня такая первая ассоциация с названием этого города. По преданиям, его привезла с собой Анна Ярославна, дочь Ярос­лава Мудрого, которая в 1051 году вышла замуж за французского короля Генриха І.

На этом Евангелии, написанном кириллицей, приносили присягу короли Франции, короновавшиеся в Реймском соборе. Сейчас этот памятник письменности хранится в старом здании Национальной библиотеки Франции.

Ветхий орган собора, оригинальный витраж в центральной апсиде работы Марка Шагала, скульптура Св. Жанны д’Арк — все это вызывает соответствующее настроение.

Специально сфотографировала королевские лилии на острых гребнях крыши громадного собора. Эти символы французских королей все-таки удивительно напоминают лилии с золотого ожерелья, которое было найдено в одном из киевских кладов времен Киевской Руси. Интересны в Реймсе также памятники галло-романского периода и старая застройка. Но мы уже спешим в Альзас — так по-французски произносится название этой провинции.

Страсбург: сигналы Европы

По обе стороны автобана, по которому движется наш автобус, — бесконечные кукурузные поля. Издали видны шпили Страсбургс­кого кафедрального собора. Не заметили, как оказались под ним. Розоватый оттенок его стен, подсвеченных солнцем, производит неизгладимое впечатление.

Можно неспешно обойти и исторический квартал «Малень­кая Франция», и старый город с фахверковой застройкой, соборами и современными кафе на уютных средневековых площадях и набережной реки Иль, сфотографироваться у памятников Гете и Гутенбергу. Здесь, в Эльзасе, ощущаешь: галльский французский дух и дух алеманнов, немцев, сочетаются не очень противоречиво. Эти два народа, несмотря на извечное соперничество, должны были все-таки научиться мирному сожительству. А значит, не случайно здесь разместились Совет Европы и Европейский суд по правам человека. Мы сфотографировались под украинским флагом на флагштоке у Европарламента.

Баден-Баден: купаться, купаться!

Эти заметки начались с Германии, с римских купален в Ахене, ими можно и завершить — теперь уже в Баден-Бадене. Город известен как фешенебельный курорт для респектабельных и денежных. Может, потому, что не принадлежу к таковым, я и не люблю показной, демонстративной роскоши?.. Но иметь представление о ней стоит.

Здесь царят покой и уют, созданные знаменитыми еще с римских времен термами Каракаллы, курхаузом, многочисленными парками и зелеными полянами. Именно на них не раз встречали в различных вариантах абстрактную скульптуру — разжатую пружину. К чему бы это? Но потом поняла: это же символ расслабления... А на одной из площадей в старом городе так же можно увидеть абстрактную скульптуру, оли­цетворяющую объединение мужского и женского начал. Решено остроумно и целомудренно.

Цветники, кафе, парки, туристические улицы — все ухожено, выпестовано. Как указано в справочнике, в Баден-Бадене грань между «внутри» и «вне» (в помещении и на улице) максимально размыта.

Знаменитая Лихтентальская аллея — это будто огромная гостиная, «зеленый салон». А многочисленные террасы дают возможность проводить вечерний досуг в атмосфере праздника. Иначе нельзя. Это же Баден-Баден!