UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПО КОМ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА?

В апреле 1945 года на подходе к Берлину, на высотах Зееловер Хезн шла последняя большая битва второй мировой войны...

Автор: Иван Дробинка

В апреле 1945 года на подходе к Берлину, на высотах Зееловер Хезн шла последняя большая битва второй мировой войны. В кровавой войне пало 45 тысяч солдат, в том числе 33 тысячи советских. А всего при освобождении территории Германии от фашизма безвозвратные потери Советской армии составили 101 тыс. 961 человек.

На Зееловских высотах сегодня царит тишина. О тяжелых боях напоминают лишь надгробные камни да плиты. На многих из них русские и украинские фамилии: «Иванов, Кравченко, Смирнов...». И вдруг натыкаешься на не читанную и не слышанную ранее фамилию. На плите отлито: «Сержант Д.Д.Песня. 1925—1945 гг. 23.04.». У нас славян просто так фамилии не давали. И мне подумалось: из какого же бодрого, безунывного рода, с какой радостной родительской надеждой явился ты на свет — теперь уже навечно сержант Песня?..

Но больше на этом кладбище, как и на 837 других советских воинских захоронениях в ФРГ, надписей «Неизвестный солдат». К сожалению, из 653 тыс. 599 советских бойцов и военнопленных, покоящихся на немецкой земле, известно пофамильно лишь 74 тыс. 348 человек. Наибольшее число неизвестных солдат находится в западных землях Германии, где в основном захоронены военнопленные. Только на одном воинском кладбище в населенном пункте Берген-Бельзен (бывший лагерь для военнопленных в Нижней Саксонии) покоятся останки 50 тысяч неизвестных советских солдат.

В ходе вывода советских войск из Германии (1991—1994 гг.) совместными усилиями командования ЗГВ с немецким Народным союзом по уходу за солдатскими могилами удалось установить более 10 тыс. фамилий павших наших воинов. Многие из них внесены в списки захороненных, а на могильные плиты — единицы. Почему? Нанесение только одной буквы на каменную плиту стоит от 6 до 10 марок. Конечно, это очень дорого, но жизнь наших бойцов была дороже.

И все же 30 апреля 1993 года в день памяти погибших 49 бойцов 530-го истребительно- противотанкового полка на братской могиле советских солдат в городе Глазове вместо таблички: «Погибли 30 апреля 1945 года» были возложены две мемориальные плиты с фамилиями всех погибших.

55 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы второй мировой войны. Но поиск ее жертв продолжается. Немецкие и российские солдаты в последний год вывода войск с территории Германии вместе вели здесь и на других полях битв Бранденбурга розыски жертв. Правовую основу многолетнего проекта раскопок и перезахоронения составило германо-российское соглашение об уходе за солдатскими могилами, вступившее в силу в 1993 году. В нем говорится, что в случае, если на германской территории будут обнаружены останки павших на войне советских солдат, правительство Федеративной Республики Германии обязуется обеспечить надлежащее и достойное погребение, а также соответствующую надпись на могиле.

В осуществлении этого «проекта в знак примирения», как его называли, участвует Германский народный союз по уходу за солдатскими могилами. С момента основания, в 1919 году, союз в стране и за рубежом заботится о солдатских могилах «в мыслях о миллионах погибших в результате войны и тирании, в убеждении, что их гибель — наказ всем народам жить во взаимопонимании и мире, в стремлении смягчить горе родных и близких». Он, тесно сотрудничая с российским Союзом военных захоронений, занимается на территории бывшего Советского Союза розыском останков павших немецких солдат, закладкой немецких военных кладбищ и уходом за ними и заботится о сохранности русских военных захоронений в Германии. Народный союз в 1993 году израсходовал на уход за солдатскими могилами 40 с лишним миллионов немецких марок.

Теперь, после вывода ЗГВ, Федеративная Республика Германия взяла на себя содержание тех кладбищ и памятников, за которыми до сих пор следили советские военнослужащие. Так, за солдатским кладбищем Шенхольц в Берлине с недавних пор ухаживает коммуна района Панков. В уходе за берлинскими памятными местами, в число которых входят памятник павшим героям в Трептове и солдатское кладбище в Тиргартене, принимает участие Русская православная церковь. Все кладбища в той или иной степени требуют ремонта. Кстати, расходы Берлина на их содержание достигают примерно 500 тысяч марок в год.

В старых землях федерации насчитывается свыше 8400 мест погребения жертв войны самых разных национальностей. На территории Германии похоронены около 700 тысяч российских и со- ветских граждан, павших в первой и второй мировых войнах. Народный союз после объединения Германии взял на себя уход за военными захоронениями в новых землях, которыми до того ведали государственные инстанции ГДР и Советская Армия. Здесь каталогизированы пока еще не все места погребения. На Зееловских высотах и на многих других полях сражений до сих пор ведутся поиски останков солдат, личных знаков и предметов, которые позволили бы опознать личность павшего. В 1993 году Народный союз передал России обширный свод документов о могилах погребенных на территории старых земель советских военнослужащих.

Каждый третий советский солдат, лежащий сегодня в немецкой земле, — украинец. По сей день постаревшие жены, сестры и братья, дети и внуки ждут весточку о погибшем дедушке, отце, муже. Думается, что для розыска наших соотечественников настало время включиться не только общественным организациям, но и правительственным органам Украины. Для этого требуется украино-германское соглашение по уходу за военными могилами как на территории Германии, так и Украины.

Дальнейший уход за нашими солдатскими кладбищами гарантирует упомянутое германо- российское соглашение. В нем Федеративная Республика Германия обязуется нести расходы по сохранению и уходу за русскими военными захоронениями, обеспечивать охрану могил и покой на кладбищах.

Важную роль в уходе за могилами играют международные молодежные лагеря, которые организует немецкий Народный союз под девизом «Примирение над могилами — труд за мир». Подростки и молодые люди добровольно посвящают часть летних каникул работе на кладбищах, чистят надгробия, освежают поблекшие надписи, занимаются зелеными насаждениями. Начиная с 1962 года в летних лагерях побывало восемь с половиной тысячи человек, в том числе 130 граждан СНГ.

Долг нашего поколения сделать все для того, чтобы память о героях, отдавших свои жизни во имя мира и счастья на Земле, никогда не померкла.