Эта история началась в Солана-Сич (Калифорния) в 2002 году. Активисты Youth Tobacco Prevenction Corps — движения против курения — собрали на пляже за час 6300 окурков и отнесли их в муниципалитет. Они потребовали объявить пляжи зоной, запрещенной для курения. 91% местных жителей поддержали эту инициативу. Через два года, в апреле 2004-го, в Лос-Анджелесе было принято постановление, запрещающее курение на пляжах. Для кого-то это очередной закон в защиту здорового образа жизни, ущемляющий права курильщиков, нелепый для страны, где, кажется, менее зазорно купить пистолет, нежели быть застигнутым за курением.
Но в Калифорнии пошли еще дальше. В 2005 году в Сакраменто рассматривали вопрос о возможности введения запрета на курение на побережье штата протяженностью 1770 км. Правда, ничего из этой затеи не вышло: на государственных пляжах все еще можно курить. Но в графствах были введены суровые законы — почти на всем побережье к югу от Лос-Анджелеса в направлении Сан-Диего курить запрещено. В течение трех лет 19 городов запретили «цигарки» на пляжах, и начиная с июля в Лос-Анджелесе останется только три пляжа для курильщиков.
А в Италии курильщики могут махнуть рукой на этот запрет. Год назад подобная инициатива была предпринята на одном из итальянских пляжей Is Aruttas, который находится в Кабрасе (Ористано). О нем с гордостью рассказывают члены движения в защиту окружающей среды Legambiente, на протяжении трех лет проводившие кампанию «Пляж — это не пепельница». Согласно результатам исследования, на каждом квадратном метре итальянского песка можно найти два окурка (и 2,5 хлопковых фильтра, выброшенных на берег волной). В конечном итоге глава местной администрации Кабраса Эфизио Тринкас, врач по образованию, ввел запрет на курение на 700 метрах побережья (из 40 км пляжей, расположенных на его территории).
«Специальным распоряжением, — сказал мэр, — я ввел запрет на курение на пляжах, которые являются символом нашей страны. Я хотел тем самым показать курильщикам, что речь идет о здоровье, а тем, кто не понимает, разъяснить, что природа — наше достояние. Проверки? Никаких агентов: отдыхающие — лучшие контролеры».
Остается понять причину запрета курения на открытом воздухе. Пассивное курение? Загрязнение окружающей среды? Окурки полностью разлагаются в течение пяти лет, хлопковые фильтры — за 20—30 лет, коробки — за 500 лет, полистирол — за 1000 лет. Возможно, есть желание оградить от этой привычки детей. На Кокоа-Бич во Флориде подумывают о том, чтобы перенять опыт Лос-Анджелеса. В апреле появился первый пляж no smoking в Испании: Эскала, Коста-Брава. В Австралии гордятся своими суровыми законами. Два года назад австралийцы начали аналогичное движение в Мэнли, на пляже к северу от Сиднея, который облюбовали серфингисты и семейные отдыхающие, затем эстафету приняли в Квинсленде: нет курению на пляжах, контролируемых спасателями, на стадионах, на спортивных объектах, в четырех метрах от входа в учреждения, в 10 м от школ и игровых площадок. Но начали проявлять обеспокоенность правозащитные организации и спасатели: «Мы всех призываем купаться там, где дежурят спасатели, но теперь мы не хотим, чтобы курильщики почувствовали себя отверженными и купались в зонах вне нашего наблюдения».