UA / RU
Поддержать ZN.ua

Площадки из прошлого послужат будущему?

Чем ближе время летнего отдыха детей, тем острее для взрослых становится проблема их эффективного оздоровления...

Автор: Светлана Орел

Чем ближе время летнего отдыха детей, тем острее для взрослых становится проблема их эффективного оздоровления. А это необходимо, поскольку уже давно не секрет: с каждым годом здоровье наших детей ухудшается. На уровне отдельной семьи эта проблема решается в зависимости от ее рекреационных и финансовых возможностей. Тем, у кого их нет, должно подставить плечо государство.

До сих пор, в условиях острого недостатка финансов, все свое внимание оно направляло прежде всего на уязвимые слои населения: детей-сирот, тех, кто лишен родительской заботы, детей-инвалидов. Сегодня же, когда ситуация несколько меняется к лучшему, наиболее остро стоит вопрос изменения подходов к проблеме, критериев ее оценки, что, в конце концов, превращается в тормоз, если речь идет о действительно эффективном оздоровлении наших детей.

Не один десяток лет назад, скорее всего, какому-то чиновнику пришла в голову гениальная идея, как в деле оздоровления детей желаемое выдать за действительное. Чтобы и цифра была исправная, и средств много не тратить. Очевидно, именно он и придумал пришкольные летние оздоровительные площадки.

Мои школьные годы выпали еще на советские времена, эти площадки хорошо помню. Оборудовались специальные комнаты, куда стягивали неизвестно где взятые раскладушки (это же столько мороки учителям!), застилали принесенным из дома постельным бельем. Имелось в виду, что после обеда мы будем спать на этих раскладушках. Разумеется, никто и не собирался там спать, раскладушки стояли для проверяющих: иметь их на такой «оздоровительной» площадке было положено. Еще помню краснощекую вожатую, которая на школьном дворе раз за разом приглашала нас поиграть то в «ручеек», то в «третьего лишнего»; походы в кино; компот из сухофруктов (в нем, пожалуй, концентрировалось тогдашнее представление о витаминизированном питании детей на «оздоровлении»). А вообще, питание оплачивали родители, к которому прибавлялась какая-то часть бюджетных средств (соотношение могло быть разным). В этом году в Кировограде, например, выделили такую сумму, что на ребенка приходится немного более двух гривен. Ну и, разумеется, запах краски — в других классах делали ремонт, к которому и нас нередко привлекали: красить парты, окна, пол (поскольку отложить ремонт администрация школы не может — уже в начале июля управления и отделы образования требуют отчет о его завершении).

Эти воспоминания — не ностальгия. Дело в том, что приведенная схема «оздоровления» на пришкольных площадках — хотя и приблизительная (вместо компота из сухофруктов сегодня могут предложить бананы или апельсины) — действует до сих пор. Именно на таких площадках, или иначе — в дневных лагерях на базе школ и внешкольных учреждений, на Кировоград­щине, по данным управления по делам семьи, молодежи и спорта, облгосадминистрации этим летом планируют «оздоровить» 37431 ребенка.

И только 8186 побывают в стационарных лагерях, где действительно (хотя и здесь в зависимости от условий) может идти речь об оздоровлении без кавычек. В области таких детских лагерей девять. И побывает в них за лето около шести тысяч ребятишек. Эта цифра, несмотря на то, что объем финансирования ежегодно увеличивается, остается неизменной: больше детей эти учреждения принять просто не в состоянии. Но, как выяснилось на последнем заседании постоянной комиссии областного совета по вопросам образования, культуры, науки, спорта, молодежной политики, по делам семьи и туризма, которое в этот раз было выездным и проходило на базе детского оздоровительного учреждения «Бригантина», дети-сироты находятся здесь в течение двух — двух с половиной смен, поэтому фактическое количество детей, которым удается укрепить свое здоровье в стационарных лагерях области, еще меньшее — где-то четыре с половиной тысячи. Хотя общий показатель, которым отчитывается область, в десять раз больше — 45617 детей, что составляет 43 процента от всего количества школьников Кировоградщины. (Кстати, только за год этот детский отряд уменьшился на семь тысяч, что наводит на определенные размышления, в частности о важности и необходимости летнего оздоровления.)

— С такими показателями, — замечает заместитель начальника областного управления по делам семьи, молодежи и спорта Виталий Останний, — мы неплохо выглядим на общегосударственном уровне.

Хотя, если говорить о стационарных оздоровительных учреждениях, по сравнению с 1991 годом количество их уменьшилось в Украине с 1600 до 850, в Кировоградской области из 37 их осталось девять.

— В комиссии я работаю уже десять лет, — разводит руками председатель постоянной комиссии областного совета Виктор Громовой, — а ситуация повторяется из года в год: дутые цифры якобы оздоровления на этих пришкольных площадках и в десять раз меньшее реальное количество оздоровленных.

Что же касается детей-сирот, то, оставляя их фактически на все лето в стационарных лагерях, государство не столько заботится об их здоровье, сколько создает супертепличные условия для работников интернатов. А их, по словам заместителя начальника по вопросам образования и нау­ки облгосадминистрации Сергея Ду­зя, — один на трех воспитанников. Летом же государство полностью выплачивает им заработную плату, а дети фактически находятся под опекой других. Было бы разумно, если бы в свободное от отпусков время работники интернатов занялись организацией летнего досуга своих подопечных.

Такая усиленная забота государства об организации летнего оздоровления этой категории детей просто меркнет на фоне других фактов: за государственные средства имеют возможность оздоровиться только 150 сирот — учащихся профтехучилищ, хотя их в области почти полтысячи.

Какой же выход? Чтобы реально оздоровить 45 тысяч детей, о чем отчитывается область, нужно, по грубым подсчетам, 65 миллионов гривен бюджетных средств. И хотя в этом году областной бюджет выделил их на полтора миллиона больше, чем в прошлом, в общем это только около пяти миллионов, а с привлечением денег из бюджетов разных уровней (от государственного до районного) и спонсорскими взносами — немногим более десяти миллионов. Так по крайней мере констатирует областная программа оздоровления и отдыха детей, молодежи и семей с детьми на 2007—2013 годы, принятая в марте прошлого года.

Она, кстати, предусматривает, что количество оздоровленных детей ежегодно увеличивается на пять процентов. В этом году среднеобластной показатель увеличения — 5,8%.

— Получается интересная арифметика, — говорит директор Красносилковской школы Александровского района депутат областного совета Владимир Зубаха, — уже в этом году план оздоровления у нас составляет 55 процентов. Если увеличение будет продолжаться такими темпами до конца действия программы, у нас просто детей не хватит, чтобы обеспечить необходимые показатели (выпускников 9—11 классов, поступающих в учебные заведения, к оздоровлению не привлечешь)...

А если серьезно, то у Владимира Зубахи есть и интересный положительный опыт летнего детского отдыха, когда часто скучная пришкольная оздоровительная площадка превращалась в районную школу юных математиков. Правда, это стоило огромных усилий и удавалось неугомонному директору школы только благодаря собственному энтузиазму и авторитету среди коллег, которые прислушивались к его просьбам и предложениям. Но на энтузиазме это можно сделать раз-другий. А вообще, к организации таких лагерей надо привлекать специалистов. Оплата же их труда нигде и никем не предусмотрена. И областной программой тоже. Даже на перспективу. Пункт такой есть, а финансирования нет...

Именно такая форма организации летних пришкольных площадок, если бы они функционировали по определенной тематике, по интересам самих ребятишек (что-то наподобие детского пен-клуба или клуба компьютерных гениев), была бы вполне оправданна. В этом случае огромные организационные усилия педагогов увенчались бы успехами детей. Кстати, Виктор Громовой считает, что отсутствие представителей Кировоградщины среди победителей всеукраинских олимпиад — результат недостаточной работы с одаренными детьми, в частности и в летнее время. В этом году, правда, в «Бригантине» предусмотрено одно изменение для самых лучших представителей ученического самоуправления. Но ведь это — капля в море.

И все же, если и в программе, и в отчетах профильных управлений одаренных детей время от времени вспоминают, то такой категории, например, как дети бюджетников, не существует вообще. Как правило, это благополучные семьи, но — тоже, как правило, — небогатые, которые не могут себе позволить полноценное оздоровление ребенка. Как свидетельствует практика, дети именно из таких семей становятся формообразовательной основой общества. Может, пришло время обратить внимание и на них?

Есть немало и других, более мелких проблем, тем не менее они так же тормозят дело, отнимают дополнительные средства и силы. Директор «Бригантины» Николай Наконечный заметил: если раньше готовность лагеря к приему детей проверяли санстанция и всяческие комиссии, то сейчас нужно получить сертификаты — на проживание, на питание, на вывоз мусора и тому подобное. Стоимость такой подготовки увеличилась в несколько раз: бюрократическая машина хочет есть — и за счет детей тоже. Все тот же В.Зубаха приводит странные цифры: стоимость одного километра сопровождения ГАИ детских экскурсий или поездок стоит пять гривен. Могли бы дяди милиционеры хотя бы на летний период умерить свои аппетиты...

Словом, время требует изменить подходы в организации оздоровительного сезона для детей. Давно надо отказаться от дутых цифр и трансформировать пришкольные летние площадки советского типа в современные формы детского отдыха, изменить приоритеты в формировании категорий тех, кто имеет право на помощь государства. По-видимому, специалисты могли бы назвать и другие болевые точки в деле, которые для многих сегодня являются актуальными. Хочется верить, что именно в этом ключе — возвращение к здравому смыслу и рациональное расходование средств — будет изменена и областная программа Кировоградщины, пересмотреть которую депутаты запланировали осенью.