UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пленники информационного пространства

В агентстве Укринформ состоялся очередной круглый стол «Безопасность детей в современном информационном пространстве Украины»...

Автор: Леонид Чуприй

В агентстве Укринформ состоялся очередной круглый стол «Безопасность детей в современном информационном пространстве Украины». Организаторами мероприятия выступили Национальная
экспертная комиссия Украины по защите общественной морали и Всеукраинская ассоциация родительской общественности. На круглом столе обсуждались актуальные и болезненные для украинского общества проблемы, в частности усиление негативного влияния на детей средств массовой информации (прежде всего Интернета и телевидения).

Особенно мощное влияние на молодежь оказывает телевидение. По данным исследователей (И.Черезова, Д.Салюк), отечественный подросток в среднем проводит у телеэкрана 3—5 часов в сутки (для сравнения: польский подросток смотрит телевизор 2— 4 часа в сутки, в выходные — до 5 часов. В США дети отдают телепрограммам больше времени, чем учебе. В Швеции школьники за 10 лет учебы проводят 18 тысяч часов перед телевизором). Телевидение дает ребенку больше информации, чем родители, друзья или учителя, и часто дети доверяют ей не меньше, а то и больше, чем родным и близким.

Современное отечественное телевидение, чтобы привлечь широкую публику и получить больше прибыли от рекламы, склонно транслировать сцены насилия, пробуждающие низменные инстинкты человека. По данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевизору 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем, — не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен — закон для тебя не писан. Так дети привыкают к криминальным сценам, усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем — насильственный, и у него формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О.Дроздова (Институт психологии им. Г.Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, взяв пример с телегероев.

Большинство кинокомпаний, в частности Голливуд, уверяют нас, что насилие в определенных, установленных законом дозах даже полезно для обывателя, который, наблюдая кровавые сцены, выплескивает свою негативную энергию. Но, во-первых, как определить эти дозы (например, одно убийство или изнасилование за полчаса фильма разрешено, а два — нет?), а во-вторых, насилие на телевидении в любых дозах будет негативно влиять на психику людей, особенно молодежи. Некоторые режиссеры, в частности А.Хичкок, считают сцены насилия своего рода терапией, утверждая, что они «очищают разум человека от темных, зачастую убийственных побуждений и подсознательных греховных импульсов и позволяют насладиться созерцанием крамольных действий, на осуществление которых у него самого никогда бы не хватило духу, хотя, возможно, и очень бы хотелось...». Но все-таки: сцены насилия очищают разум от негативных побуждений — или позволяют воплощать их виртуально, переживая увиденное? Теорию катарсиса пропагандируют прежде всего создатели фильмов с элементами насилия и жестокости, их поддерживает ряд психологов. Однако большинство все-таки предупреждает об опасности экранного насилия и не воспринимает теорию катарсиса как непреложный факт. Так, Брайан Томпсон утверждает: «В 1950-х и 1960-х годах C.Фешбах выявил проявления катарсиса у участников проводимых им экспериментов... Но следует отметить, что всего несколько из сотен проведенных экспериментальных исследований дали результаты, о которых писал Фешбах, или подтвердили механизм катарсиса. Поэтому сцены насилия, скорее, побуждают к негативным действиям».

Особенно опасно показывать фильмы со сценами насилия или разврата и агрессивные мультфильмы маленьким детям. Дети еще не могут критически оценивать увиденное и пытаются реализовать его в жизни. Например, когда двухлетним детям показали «Тома и Джерри», после просмотра они начали драться маленькими табуретками, копируя героев. А некоторые дети могут взять молоток или нож, как герои этих мультиков, и ударить другого ребенка или даже взрослого. Четырехлетний ребенок начал бить кулачками своих родных после просмотра... «Матрицы», поскольку увидел, что хороший Нео все время дрался с плохими «дядями».

К сожалению, многие зарубежные мультфильмы наполнены агрессивными или аморальными сценами. Возьмите хотя бы покемонов и киборгов, непрерывно уничтожающих друг друга. В качестве положительного примера нужно вспомнить добрые советские мультфильмы: «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Карлсон», «Леопольд», «Казаки» и другие, вызывающие положительные эмоции и воспитывающие стремление к дружбе, взаимопомощи, щедрости, добру, милосердию, любви. А некоторые, даже в целом добродушные американские мультфильмы, например «Шрек», содержат сцены, воспитывающие жестокость. Меня и многих моих знакомых шокировала сцена, когда Шрек, чтобы понравиться Фионе, надувает лягушку. Что же тогда будут делать дети, чтобы понравиться? Исследователи установили, что дети, совершившие преступление, искалечив других детей во время игры, вообще не понимают, что такое сопереживание, поскольку не могут поставить себя на место ребенка, которому они причинили боль: родители их этому не научили, а мультфильмы, наоборот, показывали, как «прикольно» причинить боль другому существу или человеку, что видим в «Томе и Джерри».

Именно поэтому такие мультфильмы нельзя показывать детям. Между тем у нас они транслируются ежедневно, есть даже специальные каналы, наполненные такой продукцией. Какой же человек сформируется из ребенка, смотрящего такие фильмы? Вспомним случай с несколькими старшеклассниками ужгородской школы, которые били и всячески унижали нескольких своих одноклассников и младших детей. Хулиганы выкручивали детям руки, использовали отдельные «приемы» армейской дедовщины, голову одной жертвы засовывали в унитаз школьного туалета, на одном парне имитировали половой акт. Но они еще и сняли все это на видео и запустили в Интернет видеоролик под названием «Лох — это судьба», чтобы все видели, какие они крутые. Многих поразил также тот факт, что один из старшеклассников показывал отснятое видео своей маме, которая... только весело смеялась, смотря на «приколы» сына. Думаю, со временем она будет горько плакать, пожиная плоды своего воспитания. Вспомним также популярный среди подростков сериал «Беверли Хиллз» с его вседозволенностью, которая трактуется как независимость, едва ли не ежедневной сменой партнеров и ежевечерними возлияниями как видом культурного досуга. Результаты мы уже видим в реальной жизни.

Барселона. Три подростка решили повторить трюк, который видели на телевидении: поздним вечером натянули через улицу пластиковый шнур и наблюдали, как он перерезал горло мотоциклисту.

Лондон. Два шестилетних мальчика полностью разрушили дом своих соседей, чтобы повторить телепередачу и заслужить приз. В детский передаче предлагалось самым оригинальным образом разрушить построенное в телестудии здание.

Осло. Группа пяти-шестилетних детей играла в черепашки-ниндзя и насмерть забила одну девочку.

Валенсия. Двадцатилетний юноша, переодевшись черепашкой-ниндзя, залез в соседний дом и зарезал семейную пару и их дочь.

21 января 2009 года на Виннитчине тринадцатилетний мальчик совершил самоубийство. Журналист винницкой газеты «33-й канал» Анатолий Мельник описал этот ужасный случай: «Последние минуты перед самоубийством он провел перед телевизором — смотрел передачу, где «реконструировали» самоубийство девочки (речь идет о цикле журналистских расследований «1+1» «Пока родители не видят»). Вот она принимает роковое решение, вот объясняет его причины, вот вяжет петлю... Стасик внимательно смотрел мастерски сделанные «новости», дождался, когда из комнаты выйдет мама, и завязал петлю из собственного ремня в собственном шкафу». Трудно сказать, что именно толкнуло на этот поступок: проблемы в отношениях с другими детьми или нарушенная психика ребенка.

Научные исследования подтверждают негативное влияние телевидения на повышение уровня преступности. В частности, исследованиями В.Ролинского установлено, что уровень преступности в той или иной стране возрастает спустя 10—15 лет после появления в ней телепередач с элементами насилия и агрессии. Другой известный эксперт в области информационного пространства, Борис Потятиник, приводит факты существенного роста подростковой преступности параллельно с наступлением телевидения. Так, исследование определенных районов в Южной Африке и Канаде, в которых по политическим или техническим причинам не было телевидения вплоть до начала 70-х годов ХХ в., показали, что спустя 3—8 лет после прихода туда телевидения произошел резкий рост подростковой преступности (в два-три раза) и в этих регионах. Исследователи Медицинского центра при Колумбийском университете провели эксперимент, участникам которого предложили просмотреть несколько отрывков из популярных фильмов, содержавших сцены насилия. В процессе исследования ученые пользовались аппаратом магнитно-резонансного сканирования мозга. Результаты показали, что просмотр «жестоких» телешоу приводит к угнетению активности участков мозга, отвечающих за контроль агрессивного поведения, то есть контроль человека за собственными агрессивными проявлениями при этом снижается. При министерстве здравоохранения США еще в 1969 году был создан Научно-консультативный комитет с целью более подробного анализа влияния на общество демонстрации насилия. Выводы комиссии шокировали Америку: стала фактом прямая связь между насилием на экране и насилием в жизни, и компании, демонстрирующие информацию с элементами насилия, несут ответственность за асоциальные действия своих зрителей, а особенно — детей и подростков. В 1977 году трем телекомпаниям США (ABS, NBS, CBS) было предъявлено обвинение в «интоксикации» посредством сцен насилия 15-летнего жителя Майями, который убил 80-летнюю соседку. Авторы социологического исследования, проведенного в 80-х годах в США среди осужденных преступников, обнародовали следующие факты: 63% осужденных преступников заявили, что они совершили преступление, копируя телевизионных героев, а 22% — переняли из телефильмов «технологию» преступления.

Чтобы противодействовать негативному влиянию на детей СМИ, нужно объединить усилия родителей, общественных организаций, соответствующих государственных структур. Возможно, нужно создавать определенные просветительские программы, в частности учить детей анализировать увиденное на экране, сравнивать его с реальной жизнью, оценивать увиденное с разных ракурсов, давать несколько прочтений одного кадра. Стоит также изучать и использовать опыт зарубежных стран. В частности, в США в школьную программу введены уроки кинокритики. Над их разработкой работали педколлективы ведущих университетов, представители религиозных организаций и частных компаний при содействии ЮНЕСКО.

В Великобритании все программы, транслируемые до 21 часа, должны соответствовать определенным требованиям для просмотра их детской аудиторией. В Германии конституцией разрешено ограничение свободы информации «законоположениями о защите молодежи». Ряд общественных телекомпаний руководствуется положениями, запрещающими выпускать программы, которые способны нанести вред здоровью детей и подростков, прежде чем будут приняты меры, обеспечивающие низкую вероятность просмотра их детьми.

Высший аудиовизуальный совет Франции, действующий с 1986 года, контролирует вещание программ, способных причинить вред детям. В частности его директивой от 1989 года телекомпаниям не рекомендуется транслировать сцены сексуального насилия и содержащие их программы до 22 часов 30 минут, и их рекламу — до 20 часов 30 минут.

Не менее опасным для детей может быть и Интернет. Старший научный сотрудник Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы Зоя Гаркавенко, выступая на заседании круглого стола, отметила, что Интернет и компьютерные игры (в частности онлайновые) вызывают привыкание или даже зависимость, и это привыкание может возникнуть довольно быстро, уже через полгода. По ее мнению, в этом плане наиболее уязвимы подростки 11— 17 лет. Им грозят такие риски, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социальная дезадаптация, и все это может привести к депрессии и самоубийству. Интернет-зависимый не может контролировать количество времени, проведенного перед монитором, у него появляются сухость глаз, расстройства сна, исчезает аппетит. Психологи предостерегают, что увлечение разного рода «стрелялками», яркие картины крови, разрывания плоти убитых может провоцировать человека на попытки создать такую ситуацию в реальной жизни. Игры, в которых герой прыгает с высокого здания, перелетает пропасть и т.п., вызывают у детей желание делать похожее, рискуя своим здоровьем и жизнью. Если общество хочет уберечь детей от игровой зависимости, оно должно прежде всего влиять на родителей, ведь именно на семье лежит обязанность создать условия, в которых незрелая личность сможет сформироваться. Чтобы уберечь детей от компьютерной зависимости и игромании, специалисты советуют родителям регламентировать досуг ребенка и не позволять ему проводить много времени у компьютера или телевизора. Эксперты НЭК разработали и предложили родителям памятку «Дети, Интернет, мобильная связь», которая поможет родителям уменьшить отрицательное влияние Интернета на детей. Эксперт, начальник отдела по борьбе с киберпреступностью МВД Украины Роман Пахомов, заметил, что Интернет в Украине законодательно не урегулирован и практически не размежеваны субъекты, предоставляющие интернет-услуги. Он подчеркивает необходимость принять закон «Об Интернете», что позволит на законодательном уровне блокировать детскую порнографию во всемирной сети. Ведь без сильной правовой базы органы внутренних дел будут оставаться ограниченными в своих действиях. Он также подчеркнул важность регулирования контента мобильных телефонов, поскольку дети часто закачивают в свои мобильные телефоны картинки аморального или агрессивного характера. Некоторые эксперты предложили создать «черный» и «белый» списки вебсайтов. Но создание «черных списков», которые бы запрещали определенные вебсайты, — ошибочный путь и пустая трата времени и усилий: несмотря на то, что сайты с опасным контентом постоянно закрывают, они так же регулярно появляются снова. Намного эффективнее создавать «белый список» вебсайтов, рекомендованных для посещения детям. По словам автора идеи, заместителя председателя правления Интернет-ассоциации Украины Александра Ольшанского, речь идет о том, чтобы определить вебсайты, которые не содержат опасный контент, и рекомендовать их для просмотра детям. В «белый список» планируется включить образовательные и информационные ресурсы. Чтобы система работала, «нужна программа, которая стоит на компьютере, и нужен список, который поддерживается и размещен где-то на серверах провайдера», — рассказал Ольшанский. О государственном контроле трафика речь не идет, ведь для внедрения этого механизма обязательно будет нужно не только согласие, но и инициатива родителей ребенка. То есть на собственные компьютеры пользователи-родители должны ставить эту программу сами.

И как бы государство ни запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если родители не будут уделять внимание своим детям и в семье не будет царить атмосфера доверия и любви, эти запреты не будут действовать. В частности, по данным НЭК, почти 76% родителей не интересуются тем, какие вебсайты посещают их дети. Впрочем, эксперты объясняют такие цифры не равнодушием родителей, а их неосведомленностью. Родители должны на собственном примере показывать, что такое хорошо, а что такое плохо, и быть для детей моральным авторитетом, только тогда детей не будут привлекать запрещенные вещи. Только объединив усилия родителей, государства и общественности, мы сможем достичь значительных успехов в воспитании подрастающего поколения. Если мы вовремя не остановим девятый вал низкопробной и аморальной продукции, который вливается в головы наших детей, уродуя их сознание и души, — то будущего у нас просто не будет.