Нам ненавистны тираннов короны…
«Варшавянка»
От северного соседа неожиданно повеяло архаикой. Вместо чаемой прохлады в климатическом смысле этого слова мы получили с севера очередное понижение градуса и без того прохладных украинско-российких отношений, выраженное в классически античной форме. Президент Путин, пребывая в состоянии крайней обеспокоенности судьбами мировой демократии, заметил в отношении нашей страны: «Была одна надежда на ребят с Украины, но и те просто полностью себя дискредитировали, там дело идет просто к сплошной тираннии».
До сих пор для обозначения и бичевания антидемократических тенденций радетели народовластия использовали римское политико-правовое наследие, именуя не приглянувшихся им правителей «диктаторами». Что, конечно же, не правильно. Ибо древнеримская республиканская диктатура была инструментом спасения Города и всего народа римского от крайних бед, к каковым в числе первых причислялись попытки реставрации царской власти, то есть тираннии. Когда Тит Ливий, например, пишет: «сенат постановил: пусть консул, прежде чем покинуть город, спросит народ, кого угодно назначить диктатором, и кого народ прикажет, того и назначит диктатором; если консул не пожелает, тогда трибуны изложат все народу», не есть ли это описанием римской демократической процедуры, благодаря которой Рим возвысился над целым миром? Иное дело – тиранния, от нее одни беды. Геродот замечает: «афиняне, пока имели над собой тиранов, не были лучшими в военном деле по отношению к своим соседям, а корда освободились от тиранов, стали первыми и лучшими в этом деле».
Российский президент, как демократ, по его собственному признанию, «абсолютный и чистый», сумел абсолютно точно указать на логически чистую противоположность демократии. А также предельно емко и точно пересказать то место из Платонового «Государства», где речь идет о причинах возникновения тираннии.
«Самое дивное государственное устройство», по определению Сократа, возникает, «конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».
Что давным-давно в Элладе, что сегодня в Украине переход демократии в тираннию проистекает из опьянения свободой. Платон говорит о ситуации, «когда во главе государства (…) доведется встать дурным виночерпиям», а Путин указывает на хлопцев, «которые просто полностью себя дискредитировали».
Впрочем, есть и различия. В Платоновой модели тиранния возникает из демократии и замещает собой последнюю. Путинская же конструкция (как мыслительная, так и реальная) – вневременная. Здесь демократия и тиранния благополучно сосуществуют. Действительно, если В.В. Путин — абсолютный и чистый демократ, то под его благодетельным скипетром непременно должна бы процвесть опьяняющая свобода. А далее необходимо следует власть тиранна. Каковой вывод входит в противоречие с первоначальным тезисом «Путин – демократ». Разрешение противоречия – в дивном российском госустройстве, именуемом «управляемая демократия».
Лики ее поистине дивны и неожиданны. Говорят (Максим Соколов, «Известия», 18.05.07), что ныне «на одном из факультетов МГУ среди вопросов кандминимума по философии имеется билет №75 — «Путин В.В. О роли нанотехнологий в науках (Послание от 26.04.2007)». «Производство В.В. Путина в философы, — пишет автор, — вызвало известное недоумение, которое, однако, было бы более обоснованным, когда бы соседство мыслителей строилось по принципу «Аристотель, Гегель и В.В. Путин». Но теперь мы отчетливо видим всю необоснованность каких-либо сомнений и недоумений и пожелаем русским аспирантам успешных ответов на вопрос «Платон и В.В.Путин о государственном устройстве (пресс-конф. от 04.06.07 г.)».
P.S. В статье использовано архаическое употребление слова «тирания» — с двумя буквами «н».