UA / RU
Поддержать ZN.ua

Платье из флага, трезубец на груди

Как выживать модным брендам в стране, где почти нет легкой промышленности? Сколько потребуется лет, чтобы достичь успеха украинцам на этом поприще? Не боялись ли модные дизайнеры создавать собственные бренды? И нужно ли дизайнеру "кричать" о своей активной гражданской позиции?

Автор: Инга Вишневская

"Революция на подиуме", "Мода во время войны", "Одежда из революционной страны", "Жизнь моды во время кризиса" - все это заголовки мировых изданий о fashion-составляющей Украины за последние полгода. Даже проведение в марте Ukrainian Fashion Week стало примером антикризисного мероприятия в стране, дабы показать, что она может бороться и не останавливать производство собственного продукта. Именно это дало возможность иностранным СМИ разбавить в те времена информацию о мятежных событиях и показать наше государство как ищущее свое "место под солнцем" в мировом сообществе в различных отраслях промышленности.

Так это выглядело извне, но изнутри проведение Украинской недели моды было вызовом не просто финансовым, но и эмоциональным - как для организаторов, так и для участников. Отмена такого масштабного события - это возможность говорить о настоящем кризисе, его проведение - о силе страны. Правда, когда каждый по-своему переживает последние крайне тяжкие события, когда дизайнеры чуть свет собирают на свалках стеклопакеты, выгружают последние шины, найденные где-то в гаражах, создают лекала для военных костюмов и бронежилетов, а потом должны вернуться и закончить свою коллекцию для подиумов и магазинов в разных уголках мира, - это не может не сказаться на общем положении дел. Пересечение происходит именно в осознании, в кристаллизации ощущения брендов и, главное, их потенциальных новых клиентов, желающих выбирать украинское.

Борьба за Украину стала смыслом существования значительной части населения. И если восемь месяцев назад речь шла только о защите невиновных людей, смене политической ситуации в стране и выборе курса экономической интеграции, то теперь каждая сфера все больше начинает погружаться в борьбу за создание украинского продукта. Выбор от музыки украинских исполнителей до товаров с украинским штрих-кодом - это уже ежедневный культ жителей разных городов Украины. Этому поспособствовал давно заложенный прочный фундамент. Речь идет о фундаменте выбора украинских товаров, ведь, оказывается, мы можем выбирать в каждой сфере и выживать, покупая свое, собственное и качественное.

Такой "фундамент" есть и в украинской моде. На улицах городов она проявилась в массовой популярности простых патриотических вещей - футболок, свитшотов (разновидность свитеров. - Ред.), аксессуаров. Еще год назад массовое попадание на рынок товаров с трезубцами и патриотическими мотивами не приносило такой эффективности в продажах. Нынче же на фоне эмоционального пробуждения люди готовы тратить на них едва ли не последние деньги. Визуальный ряд украинских флагов, вещей с изображением хрупких украинок, надписями "Стоп Путин" формирует постоянный культ национального. Он необходим в стране, которая прежде так живо не переживала свою идентичность. Если где-то за рубежом завышенная модность на национальное планируется, на нее тратят много денег и сил, рекламных площадей и акций, то в Украине она приобрела естественное распространение - фактически самоорганизовалась.

Весной на Ukrainian Fashion Week впервые появится специальная экспозиция дизайнерских объектов, инспирированных происходящими в Украине историческими событиями. И каждый из представленных экспонатов по праву может называться произведением искусства. Например, украинский fashion-редактор Кристина Быкова во время Евромайдана создала рисунок, получивший неимоверную популярность, - со временем он стал принтом для ее первой вещи бренда Tina Martinet. Теперь ее футболки можно увидеть среди стотысячной толпы на концерте "Океана Эльзы". "Несколько лет подряд я думала над созданием собственного бренда, где иллюстрация завершала бы каждую вещь. Впервые я создала рисунок для свитшота именно во время Майдана, в декабре 2013-го. В тяжелые времена в мыслях появился образ мечтательной украинки The dreamy Ukraine, которая, закрыв глаза, видит свое прекрасное будущее", - растрогано вспоминает дизайнер.

А известные, немного наклоненные в изображении трезубцы бренда X'U дизайнер Ксения Снайдер создала еще в 2011-м. Правда, популярность они приобрели именно теперь. Украинская дизайнер Ольга Навроцкая, чья гражданская позиция всегда была весьма активной, еще раньше начала создавать актуальные рисунки: "Осенью 2013-го я создала коллекцию регланов с принтами, изображающими пули, монеты, оружие и крылья. Назвала ее "Архангелы". Со временем, когда я находилась непосредственно на Майдане, подумала, что к принтам необходимо добавить надпись Stop Regime. А уже в январе мне стало понятно, что нужна еще и надпись Stop Putin. Зло должно быть наказано, а добро должно быть с кулаками", - вот главный месседж, сложившийся в результате последних событий в вещах художницы.

Теперь проект Ukraine Inspired продолжил свою жизнь под названием Ukraine Inspired by Odessa. В этот раз дизайнеры поддержали идею создания вещей, посвященных уникальному украинскому городу, - изготовили футболки с авторскими рисунками на патриотическую тематику и с изображениями узнаваемых уголков Одессы. Эта составляющая модного события не стала "бутафорной", ибо каждый создавал вещь и конкретные смыслы, которые хотел донести. Украинский ювелирный бренд Mitus Design для Одессы решил создать специальную серию рисунков в сотрудничестве с художницей Александрой Жумайловой. Дизайнер Татьяна Митус подчеркивает: "Главный принт футболки - это украинец и украинка в образе куклы. Мы переплели истории украиночки, моряка, казака в национальной символике и образе теплой Одессы".

Тем или иным образом украинские дизайнеры всегда старались быть патриотами не только в своей гражданской позиции, но и в своей профессиональной деятельности. Мы мало говорим о том, что на улицах других стран мира уже давно можно увидеть украинскую одежду. Там не против покупать украинское. Даже больше, порой украинские дизайнеры занимают топовую позицию по продажам.

Но как выживать модным брендам в стране, где почти нет легкой промышленности? Сколько потребуется лет, чтобы достичь успеха украинцам на этом поприще? Не боялись ли модные дизайнеры создавать собственные бренды? И нужно ли дизайнеру "кричать" о своей активной гражданской позиции? Все эти вопросы, которые меня как человека, следящего за миром моды едва ли не каждый день, постоянно волнуют… и я могу задавать их снова и снова, ведь работа наших художников постоянно выглядит как антикризисная составляющая страны. На эти и другие вопросы ZN.UA ответили представители пяти крайне разных украинских брендов: от самого старого до самого нового.

Татьяна Абрамова, директор модного дома RITO

Модный дом RITO - это эксклюзивный пример выживания трикотажного бренда в Украине. Их грань между дизайнерским и массовым производством почти стерта, - коллекции действительно создают дизайнеры, но находятся вещи в массовой продаже. Сегодня бренду 20 лет, а территория их распространения - пять стран мира, невероятные суммы вложенных денег, огромный труд. В результате - собственная фабрика, производящая ежемесячно около 2 тыс. единиц изделий. Личная история успеха Татьяны Абрамовой - это невымышленный риск создания продукции в Украине и заложенная на 10 лет квартира. Ежегодно коллекции попадают в самое авторитетное издание мира Collezioni Close Up, - и это дает возможность апеллировать к иностранным рынкам. Конкурентов по изготовлению трикотажной продукции в Украине у них нет, а ориентируются, следят за работой и учатся у таких брендов, как Sarah Pacini, Brunello Cucinellі и трикотажных изделий Escada.

- Какова география одежды бренда RITO на мировой и украинской карте?

- Франция, Голландия, Канада и США. Но для нас - это скорее имиджевая составляющая, чем финансовая необходимость. Оттуда закупают небольшое количество единиц для местных бутиков. Мы понимаем, что в Европе никогда не будем на первой ступеньке. Там защищают своего производителя. На этот год было запланировано открытие магазина в Вильнюсе, но его пришлось перенести из-за финансовых затруднений. В Украине у нас два магазина - в Киеве и один - в Днепропетровске, работаем с партнерскими точками продажи в других городах Украины.

- На Востоке Украины доверяют украинскому? Разве не риск - открывать магазин в Днепропетровске?

- Крайне большой риск, но мы довольны. Я знала, что это трудный город и необходимо учитывать особенности рынка. С правильной маркетинговой политикой и там можно иметь успешные продажи. За наше качество хватаются. Сегодня у нас - около тысячи клиентов.

- В чем заключается проявление вашей активной гражданской позиции как директора компании?

- За последние полгода мы не сократили ни одного человека. Если работнику надо было на Майдан, он там был. Мы же с вами не каждый день боремся за право на свободу страны? Мы отдавали много ресурсов, денег, и я считаю, что это правильно.

Сейчас лично я помогаю военному госпиталю. Помогаем 24-летнему десантнику Руслану из Николаева, - он пострадал, и теперь его диагноз - паралич ног. До военных событий планировал свадьбу. Его девушка не изменила своего мнения, они планируют скоро пожениться. Эта история подвигла нас на создание для нее свадебного платья, а вместо фаты будет сине-желтый венок. Как-то она мне сказала: "Знаете, я, возможно, раньше и не была такой патриоткой, но когда узнала, что неизвестные люди хотят помочь Руслану и нашей еще не созданной семье, поняла, что я - украинка".

В нашей компании работают 100 человек, и есть люди, изначально придерживавшиеся иной точки зрения, - мы их не увольняли, не обвиняли... Но я каждый раз с ноября на каждом собрании действиями и словами стараюсь донести, что позиция нашего бренда и каждого человека, живущего в Украине, должна быть проукраинской. Мы должны не лениться постоянно создавать и распространять информацию об Украине.

Кристина Бобкова,
бренд BOBKOVA

Бренду украинского дизайнера Кристины Бобковой уже
16 лет, свою первую линию одежды она запустила еще в 23 года. Сегодня карта продаж в Украине - Киев, Донецк, Одесса и Днепропетровск. За границей - точки продажи в США и шоу-рум Florence Deschamps в Париже. Кристина - одна из немногих дизайнеров, работающих над масштабными телевизионными проектами. Уже несколько месяцев подряд она живет с ощущением тревоги за свою страну. Проявляя свою гражданскую позицию в профессиональной работе, в ходе своего показа на Неделе моды саундтреком взяла гимн Украины в современной обработке. А к 23-й годовщине Независимости Украины готовит масштабный социальный проект в поддержку отечественных военных.

- Вы активно работаете с другими странами... Изменилось ли восприятие украинского бренда за рубежом?

- Да, например, в марте 2014 г. мы начали работу с шоу-румом в Париже. Бесспорно, в свете последних событий
байеры (специалисты по закупкам. - Ред.) обращали особое внимание на то, откуда мы. И здесь возникала двойная история: с человеческой точки зрения - каждый высказывал свою поддержку; с профессиональной - нестабильная ситуация в Украине велела отложить сотрудничество с нами до следующего сезона. И эта позиция понятна, вряд ли кто-либо из них хотел рисковать.

- Работа с большими телевизионными проектами и развитие модного бренда - сложно объединяемые вещи. Это расширяет ваши творческие горизонты или позволяет поддерживать основной бизнес?

- Не скрываю, что это оплачиваемая работа. Но для меня работа с шоу - прежде всего возможность за небольшой промежуток времени создать большое количество стилистически разных образов, выходящих за пределы моего бренда. Очень сложно объединять профессиональную деятельность с проектами, но я никогда не отказываюсь, ведь это возможность экспериментировать, работать со стилем и образом. Фактически, я работаю как стилист, а дизайнеру это никогда не помешает.

- Каков ваш совет молодым украинским брендам?

- Мой главный совет - не бояться... Не лениться и всегда делать свое. Задача дизайнера - не только быть творческой составляющей бренда, но и знать обо всем, что происходит вокруг, разбираться в вопросах, возникающих с развитием компании.

Наталия Каменская, украинский бренд LAKE (kamenskakononova)

Шоу-рум LAKE находится прямо возле Майдана. За последние полгода он превращался то в штаб по выпуску листовок с призывами поддержать Майдан, то в место отдыха революционеров. Но, между прочим, дуэт девушек Алеси и Наталии Каменских ни разу не дал сбоя в профессиональной работе - международные выставки, создание коллекций, участие весной в трейд-шоу в Италии. В 2012 г. они получили награду "Лучший дизайнер женской одежды" и дважды - "Лучший дизайнер аксессуаров" по премии Best Fashion Awards. Вместе с этим пришло и международное признание: в апреле 2012-го итальянский журнал VOGUE назвал их "Лучшим молодым проектом". Их присутствие на карте - это Украина, Великобритания, Россия, Кувейт и Саудовская Аравия. Сегодня бренду шесть лет, у них около 13 работников, есть собственное производство, концепция и понимание цели.

Часть команды жила только событиями в Украине, и создание последней коллекции стало эмоциональным потрясением. Наталья вспоминает, что темой коллекции должна была быть ломка разбитой красоты, и они черпали вдохновение из фильма Паоло Соррентино "Великая красота", искали удачное воплощение образа Жанны д'Арк. В результате события в Киеве добавили соответствующее видение коллекции, и в образе появились принты - протекторы шин.

- Ты осознаешь, что вы сейчас входите в число лучших брендов страны? Вас любят за рубежом, и вы там рентабельны. Насколько здесь спрос отвечает вашей популярности?

- Нам приятно, что нас знают, уважают, ценят, и мы хотим работать в Украине, но объективно аудитория таких дизайнерских вещей на Родине весьма небольшая. Наш бренд мы видим как международный, поэтому постоянно участвуем в международных выставках, шоу-румах. Наша цель - присутствие в других странах. Одежда - дизайнерская и нишевая, поэтому количество наших клиентов здесь сравнительно небольшое: нужно принимать во внимание и особый дизайн, и ценообразование.

- С ноября ты в революционных событиях. Тебя можно было увидеть на Майдане, теперь вы помогаете военным. Это не мешает твоей работе?

- Это моя личная позиция, и я не хочу, например, ассоциировать ее с брендом. Я не могу оставаться равнодушной, ибо такой у меня характер, не могу сама с собой искать компромиссы. Считаю, что каждый хоть немного известный человек обязан проявлять и озвучивать свою позицию. Мы всегда кому-то помогаем. Сейчас нашим знакомым военным закупаем необходимое оборудование; создали сумки для благотворительных продаж, а в последние выходные июня приняли участие в маркете от писательницы Маши Драгиной - Kyiv Market. От продажи вещей собрали 16 тыс. 530 грн. Я всем крайне признательна и, в частности, Лилии Пустовит, также поддержавшей нас своими вещами. В общем, удалось собрать более 30 тыс. грн, - это было действительно сложно, поскольку люди уже и так потратили много денег.

Владимир Подолян, дизайнер бренда PODOLYAN

Еще одним моим собеседником стал Володя Подолян. Его иногда называют провидцем. Перед тем как год назад Киев засыпало снегом, Подолян засыпал имитированным снегом киевский подиум. Осенью 2013 г. подиум Ukrainian Fashion Week был устлан пеплом, а уже вскоре - и весь Киев. Его шоу вызывают бурные обсуждения. Но во время мартовского показа шоу уже не было, его гражданская позиция побудила к сдержанному и лаконичному показу. За 10 лет дизайнеру удалось создать замечательную команду, получить бесценный опыт, заложить фундамент бренда и бизнеса, создать собственное производство и стать конкурентоспособными… Однако он все еще считает, что бренд PODOLYAN -только в начале пути.

- Ты не хотел создать бренд где-то еще, не в Украине? Ведь у тебя хороший международный опыт…

- Я сначала не знал, что будет так непросто. Не имею привычки полагаться на удачу. Мой принцип - очень четкое планирование. В отношении Украины или конкретного города. Считаю, что если ты хочешь что-то создать, ты создашь это, где бы ты ни был. Если тебе некомфортно где-то находиться, то это не из-за страны или города, а из-за неустроенности в твоей голове… У меня была возможность международного сотрудничества, я могу учиться и приобретать знания дистанционно, поэтому нет ничего невозможного, если есть желание.

- Успех бренда за рубежом - что его обеспечивает?

- Сейчас наши коллекции постоянно закупают магазины США, России, Швеции и Саудовской Аравии. Мы ориентируемся больше на них. Иногда успех обеспечивают постоянные выставки и шоу-румы, где нас находят байеры (специалисты по закупкам. - Ред.). Но больше - специальные агенты, представляющие наши интересы за границей.

- Почему у вас нет такого успеха в Украине? И изменилось ли что-то в твоем позиционировании бренда за последнее время?

- В Украине дела с продажами коллекций через магазины откровенно плохи. Я не хочу никого обидеть, но наши магазины, продающие вещи дизайнеров, не всегда нам доверяют и считают, что работать с отечественным производителем - риск. Для меня это странно, ведь когда тебя не боятся закупать иностранцы, но все еще не хотят соотечественники, значит, существует какая-то внутренняя проблема. И все же сейчас я испытываю большую потребность в открытии шоу-рума в Киеве и присутствии бренда в Украине. Теперь это ощущение присутствия уже стабильное.

Иван Фролов, дизайнер бренда FROLOV

Ваня Фролов - самый молодой среди всех дизайнеров - моих собеседников. Еще недавно он был студентом, упорно боровшимся за создание первой коллекции. И он ее создал - в прошлом году получил Гран-при на Всеукраинском конкурсе молодых дизайнеров "Взгляд в будущее". Его заслуженно начали называть одним из самых перспективных. За последний год он представил уже три коллекции, научился давать интервью и собрал вокруг себя сотни сторонников. Единственное, о чем Иван рассказывает неохотно и краснеет, - это его гражданская позиция... О том, что накануне Недели моды шил с командой коллег бронежилеты, он и до сих пор не может рассказывать. Но юноша должен был это делать по образцам, предоставленным "афганцами", поскольку именно так мог помочь своими профессиональными способностями в феврале.

- Ты молод, мог начать творческий путь, где угодно. Тебе не страшно создавать бренд в Украине?

- Я всегда хотел быть дизайнером. Понимал, что нужно двигаться маленькими шагами, и тогда все получится. Теперь, когда я создал уже три коллекции, страшно. Потому что в реалиях столкнулся с массой проблем. Пока мой бренд - это имиджевая история, чтобы сделать его известным. У него нет необходимых финансовых результатов. Для финансового успеха нужно иметь хотя бы
10 успешных точек продажи. Сейчас у нас только индивидуальная работа с клиентами.

Для того, чтобы быть популярными, мы должны занять свою нишу на рынке, но пока в Украине она занята масс-маркетом (продукция, рассчитанная на "массового потребителя". - Ред.). Хотя мне бы хотелось создавать продукт, который пойдет в массовый спрос. Возможно, реализуем это в сотрудничестве с известными брендами.

- У тебя есть мечта создать швейную фабрику. Сейчас это звучит почти нереально. При каких условиях это может стать реальностью?

- Когда-то мне казалось, что и первая коллекция, и участие в Неделе моды - нереально. Это тоже были мои мечты. Думаю, что фабрика станет реальной, когда найду единомышленников, заинтересованных в этом так же, как и я. Сегодня у украинских дизайнеров нет возможности создавать продукт, который был бы доступен каждому. Но есть большое желание его создать.

- Какое для тебя как дизайнера главное проявление гражданской позиции?

- Профессия при этом неважна. Главное проявление гражданской позиции - быть верным своему делу в Украине. Важно, чтобы дизайнер и в такой ситуации, как у нас сейчас, понимал, что необходимо создавать коллекции, выпускать их и демонстрировать. Врагу нельзя показывать, что мы сломались.