У большинства наших сограждан есть либо дача, либо домик в деревне. Для многих плоды садов и огородов – главное подспорье семейного бюджета. Смотреть на дачников лишь как на людей, запасающихся продуктами впрок, с мешками картофеля и этажами консервации — значит, не понимать чувств людей, с таким желанием работающих на земле. Кроме удовольствия от работы на дачном участке, радости физической нагрузки, сорванной с грядки морковки или петрушки наш человек получает огромную радость от вещей вовсе не утилитарных. Например, от того, что дикий виноград красиво оплел веранду, и теперь в глаза не бьют яркие солнечные лучи, а приятный полумрак выглядит так уютно. От того, что альпийская горка — разноцветная и яркая, а душистый табачок так хорошо благоухает по вечерам. И начинаешь понимать, что красота – это абсолютно практическая вещь. Чем полнее наша душа отдыхает на даче, тем лучше мы работаем потом в городе. И вот здесь-то как раз у нас много общего с японцами.
Хотя о том, что сады появились в древнем Риме и о том, как наслаждаться красотами деревенской жизни, повествуется в древнеримской переписке, само понятие «пейзажный сад» получило свое наиболее полное развитие в Японии. Еще в VII веке японцы владели культурой уникального пейзажного садоводства — расположение маленьких прудов и крохотных островков ассоциируется у них с морем и островами, насыпи должны быть ассиметричны и напоминать клочья тумана. При этом камни, песок, растения, деревья и любые элементы располагаются, как говорят сами японцы, «там, где они уместны». Это создает поэтическую гармонию. Пейзажное садоводство теснейшим образом связано с японской гравюрой и живописью на шелке. При создании так называемых «сухих пейзажей» все элементы сада словно навеяны свитковой живописью. Расположение камней и белого песка даже имеет специальные названия, типа «свора вздремнувших собак» или «группа испуганных кабанов, разбегающихся в разные стороны».
Японские садоводы вбирали самый ценный опыт других стран, совершенствуя свое мастерство на протяжении веков. Для создания неповторимых пейзажных садов используется принцип сяккэй, когда все, что находится даже в отдалении, принимается во внимание и используется как часть сада. Дальние холмы и деревья, дорога или тропинка, бегущая по склону, кусок старой изгороди — как будто впитываются садом.
Почему современные отечественные архитекторы садов часто пользуются японским опытом? Во-первых, хотя бы уже потому, что предпочитают чернозем. Даже если его на даче нет, стараются завезти, не жалея при этом средств. Во-вторых, наши садоводы органически не выносят появления бурьяна. Постоянный уход за садом, в котором нет места сорнякам, мешающим росту плодов и цветов, ухоженность зеленого газона и точное знание, какие растения не могут расти рядом с другими, объединяет украинских и японских любителей-садоводов.
Кроме того, даже в городе у нас не редкость маленькие садики-огородики под окнами возле подъездов, заботливо высаженные жителями многоквартирных домов. Такие маленькие зеленые оазисы среди густонаселенного мегаполиса — отрада для души и глаз. Многие горожане живут в небольших квартирах многоэтажных домов, где дворы заасфальтированы, а все свободные места занимают гаражи, киоски и продуктовые лотки. Поэтому природная тяга к выращиванию живой зелени воплощается в балконном садоводстве. И хотя балконы очень малы, тем не менее на них можно увидеть и анютины глазки, и плющ, и маргаритки, и цикламены. Балконное садоводство стало увлечением многих людей, чья потребность в красоте смогла реализоваться на таком миниатюрном пространстве.
Именно для Украины характерно (и эту нашу особенность подчеркивают иностранцы) умение превратить любой клочок земли в плодоносящий сад-огород. И в этой зеленой стихии тоже есть своя мода.
Весна-лето 2001 года для многих садоводов будет уже не только временем редиски и укропа. Изобилие литературы и предложений (семена, кусты, оборудование) заставляет любителей загородного отдыха всерьез задуматься о создании красивого сада. Лучшего примера, чем японские пейзажные сады, трудно себе представить. Поэтому попытаемся ответить на вопрос, что же привлекает людей в таком популярном сегодня пейзажном садоводстве:
– возможность формировать пространство сада как театральную декорацию, что не всегда возможно в городской квартире, где пространство строго ограничено;
– фантазировать, по-разному подрезая деревья, достигая эффекта геометрического равновесия, либо создавая ножницами необычные формы;
– использовать для украшения сада любые другие природные элементы: камни, песок, лозу, старые пни и многое другое.
Отдыхая после напряженных будней в саду, который нашими руками превращен в уголок природной и душевной гармонии, мы потом возвращаемся в город на пять рабочих дней, и мечтаем о будущей пятнице.