UA / RU
Поддержать ZN.ua

Первый таран

Демонтаж российскими властями памятника украинскому летчику Василию Пойденко, погибшему в 1941 г. вблизи подмосковного городка Апрелевка, будет будоражить наше общество еще долго...

Авторы: Сергей Бортников, Владимир Данилюк

Демонтаж российскими властями памятника украинскому летчику Василию Пойденко, погибшему в 1941 г. вблизи подмосковного городка Апрелевка, будет будоражить наше общество еще долго. Хотя бы потому, что произошло это незадолго до 22 июня, когда 66 лет назад За­падная Украина оказалась на передовой линии фронта, который быстро продвигался на восток.

Здесь разгорелись первые бои и именно здесь русский Иван Иванов осуществил за каких-то несколько десятков километров от Луцка первый в Великой Отечественной войне воздушный таран, за что посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. И, в отличие от российских властей, которые любят поучать другие страны, как относиться к памяти погибших во время Второй мировой войны, в Западной Украине памятник летчику Ивану Иванову никто не демонтирует. Наоборот, за ним заботливо ухаживают.

Кто же он, первый герой, который протаранил немецкий самолет? Иван Иванович родился в Подмосковье. С 1931 г. служил в армии, а в 1934 г. закончил Одесскую школу военных летчиков. Он принимал участие в советско-финской войне, в ходе которой на бомбардировщике осуществил семь боевых вылетов. Как одного из лучших Ивана Ивановича в 1940-м делегировали на первомайский парад в Москву.

Впрочем, неосмотрительность едва не стоила Иванову сво­боды. Однажды в столовой он потерял удостоверение кандидата в члены ВКП(б). К счастью, обошлось строгим выговором по пар­тийной линии. А в конце 1940 г. старшего лейтенанта отправили служить в часть, дислоцированную на аэродроме в г. Млинов Ривнен­ской обл.

22 июня 1941 г. в 04 часа 10 мин. на млиновском аэродроме, где базировался 46-й истребительный полк 14-й смешанной авиадивизии, по тревоге поднимается в небо звено истребителей «И-16». К городу приближалась шестерка немецких бомбардировщиков «Хейн­кель-111». Глав­ной их целью был сам аэродром. Сумев сбить одного бомбардировщика, а остальных заставив вернуться, Иван Иванов приказал летчикам идти на посадку. И вдруг заметил приближение еще одного немецкого бомбовоза...

Горючее в баках краснозвездного самолета заканчивалось. Патроны в пулеметах — тоже. А немецкий пилот твердо держал штурвал, решив все же сбросить бомбы на советский аэродром. И тогда старший лейтенант Иванов повел свой истребитель на таран.

Авиатехник Соловьев, возвращавшийся в тот момент на автомобиле в Млинов из Львова, видел, как самолет его командира начал снижаться в сторону с. Загорцы соседнего Ривненского района. А «Хейнкель-111» упал неподалеку от аэродрома и взорвался. Никому из членов экипажа спастись не удалось. По данным современного историка Сергея Ткачева из Тернополя, командиром немецкого бомбардировщика был унтер-офицер Х.Вольфейль. Вместе с ним погибли еще четыре летчика люфтваффе.

Окровавленного Иванова боевые побратимы достали из кабины искореженного самолета еще живым. Быстро доставили в госпиталь в Дубно. Но там уже царила неразбериха: немцы так быстро наступали, что нужно было немедленно эвакуировать и персонал, и пациентов. Впро­чем, раненого все же положили на носилки и занесли внутрь. Но через несколько минут врач вернулся и сообщил, что летчик умер.

Однополчане похоронили Ивана Иванова на местном кладбище, установив на могиле табличку. А 2 августа 1941 г. летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. Он первым в ходе Великой Отечественной вой­ны осуществил воздушный таран.

Когда над живописным волынским селом Загорцы разгорелся воздушный бой, его жители не догадывались, что стали очевидцами исторического события в великой войне и вскоре каждое свидетельство будет на вес золота.

Поэтому никто из них особо не пытался прочно запечатлеть в памяти детали увиденной трагедии. Хотя к месту падения советского самолета сбежалось все население Загорцев.

— Вражеский самолет находился снизу, а советский — над ним, — вспоминает 77-летний Николай Павлюк. — Потом в небе вспыхнула огненная дорожка, и машина со звездами на фюзеляже начала падать...

В самих Загорцах советская власть решила поставить памятник в честь подвига Ивана Иванова. Когда-то за монументом присматривала средняя школа №3 из соседнего райцентра Дубно, носившая имя легендарного пилота, но теперь здесь можно увидеть только учеников местной начальной школы.

Их аж... шестеро! И заведующий учебного заведения (такую должность чиновники от образования наверняка придумали для того, чтобы не платить директорскую зарплату) Алексей Метелюк регулярно приводит ребят к памятнику. Благодаря их добросовестности здесь всегда убрано.

В Дубно тоже в свое время почтили героя. Установили советский реактивный самолет «МиГ-15» с табличкой, сообщавшей о первом в истории Великой Отечественной войны воздушном таране. А в селе Загорцы на месте падения самолета до сих пор стоит памятник герою...

Кстати, недавно на Волыни произошло еще одно интересное событие, связанное с судьбой советских летчиков, погибших во время Великой Отечественной. В 1944 г. в ходе жестоких боев за Ковель оборвалась жизнь капитана Чичико Бенделиани. Как и положено, на месте падения краснозвездной боевой машины установили обелиск, а на месте захоронения — памятник. А через десятки лет дочь героя, проживающая в Грузии, выразила желание перенести прах отца на родину. Голобский поселковый совет Ковель­с­кого р-на принял соответствующее решение, органы властей областного уровня оказали материальную помощь.

В общем, какими бы далекими ни казались события Второй мировой войны, каждое упоминание о ней продолжает волновать. Один из авторов публикации живет в Луцке на улице Московской, а второй — на улице Генерала Дова­тора. В 60-е годы прошлого века, когда власть решила назвать небольшую улицу в областном центре Волыни в честь героя-конника, никто не задумывался, почему именно. Ведь Доватор погиб в 1941 г., защищая Москву от гитлеровцев, а следовательно, никогда в Луцке не бывал. Однако название осталось и поныне. И когда поступила информация из Ставро­польского края РФ, что там демонтировали памятник конникам генерала Доватора, стало как-то неловко. За россиян...