UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРВЫЕ 100 ЛЕТ

Из истории американского автомобилестроения Олдс первый применил французский термин «автомобиль» в Америке, создав знаменитый «Олдсмобиль»...

Из истории американского автомобилестроения

Олдс первый применил французский термин «автомобиль» в Америке, создав знаменитый «Олдсмобиль». Он сумел начать продавать свою машину по цене 650 долларов, что было сравнимо с ценой лошади и повозки. Олдс проводил также большую кампанию по популяризации автомобиля. С этой целью осенью 1901 года он посылает своего помощника Роя Чапина в 800-мильный пробег между Детройтом и Нью-Йорком. Это был большой риск. Дороги были в ужасном состоянии, яма на яме, заправочных станций еще не существовало, ремонтных мастерских тоже. И как выглядел бы Олдс в глазах противников автомобиля, если бы это механическое чудо не дошло бы до финиша! Но его автомобиль дошел! Олдс продал 450 машин в первый год и 2500 в следующем.

Но... фермеры продолжали пользоваться лошадью, автомобилисты часто становились объектами насмешек и карикатур. Были случаи обстрела автомобилей из огнестрельного оружия. Один врач даже написал статью о вреде автомобиля для здоровья женщин. С такими трудностями сталкивался наш почитаемый механический друг в начале века.

В 1902 году Генри Леланд предложил Олдсу новый двигатель - более надежный, дешевый и обладавший большей мощностью. Но предложение было отвергнуто по причине того, что потребовалось бы слишком много времени на подгонку двигателя к автомобилю. И тогда Леланд предлагает свое детище Детройтской автомобильной компании, которая находилась на грани банкротства. Там ухватились за новое изобретение, быстро подогнали автомобиль к новому двигателю, и на авто-шоу в Нью-Йорке в 1903 году новая модель под названием «Кадиллак» произвела фурор. И к 1908 году эта машина стала первой по продаваемости, прежде всего благодаря своему качеству.

Дэвид Бьюик владел фабрикой по изготовлению... ванн. В 1904 году он изготовил и продал свой первый автомобиль. И в этом же году фабрику покупает Вильям Дюрант. Это был один из гениев менеджмента автомобильной индустрии. В 1880 году он был бедным продавцом страховок. И, купив за 50 долларов патент на изготовление нового типа лошадиной повозки, через 10 лет он стал миллионером, владельцем 14 фабрик, выпускающих 150 тысяч повозок в год.

В 1904 году он вкладывает в предприятие Бьюика 1,5 миллиона долларов (гигантская сумма по тем временам!), проводит реорганизацию предприятия, выпускает акции и продает их на сумму в полмиллиона за один день. И к 1908 году «Бьюик мотор компани» становится лидером американской автоиндустрии.

В 1908 году Дюрант увидел Генри Форда и его знаменитую модель «Т» и понял, что его лидерство под угрозой. Он срочно создает корпорацию «Дженерал моторс». Битва гигантов началась.

Генри Форд был сыном фермера и работал ведущим инженером в детройтской компании «Эдисон». Будучи неплохим конструктором, он не прекращал опытов по постройке самодвижущегося экипажа. Работал он в сарае за своим домом, и когда экипаж был готов, оказалось, что он не проходит в ворота. Пришлось использовать топор, чтобы прорубить «окно в Европу». И его экипаж увидел свет 4 июля 1896 года. Собственно, автомобиль Форда не внес ничего нового, но создал ореол славы вокруг своего создателя. Форд начал работать в детройтской автомобильной компании, но вскоре был вынужден уйти, не сработавшись с начальством. С этого момента он решил никогда больше не работать на кого-то, и с этого момента началось строительство гигантской империи, кардинально изменившей качество жизни американца.

В 1902 году создается «Форд мотор компани». Среди инвесторов были братья Додж, угольный магнат Александр Малконсон. Первый выпущенный автомобиль, «Модель А», вышел в 1904 году и стоил $850. Цена была конкурентоспособной, но все же не такой, чтобы средний американец мог себе позволить. Форд, как и Олдс, понимал, что автомобиль надо двигать в массы и сосредоточил свое внимание на этом. Он первым применил конвейерный метод сборки на своем заводе, сначала собирая магнето, а затем и сам автомобиль. Производительность труда резко пошла вверх, себестоимость автомобиля стала падать, а с ней и цена. В 1914 году завод выпустил 300 тысяч автомобилей, а в 1915 - уже полмиллиона. В 1915 году «Модель Т» стоила 440 долларов, а в 1920 - $275.

Выпуск массовой продукции стал фундаментальным аспектом американской, да и не только американской, индустрии. И никто из конкурентов не мог угнаться за Фордом. Форд зарабатывал на каждом автомобиле совсем немного, но массовый их выпуск и продажа сделали свое дело. С приходом автомобиля в массы жизнь изменилась коренным образом. Расстояние больше не было помехой. Но вместе с массовостью пришли проблемы: загрязнение воздуха, заторы, аварии.

В 1914 году Форд удвоил зарплату своим работникам. Они стали получать до 5 долларов в день. И производительность подскочила на 400%! Форд стал платить двойную зарплату за работу в ночь, снизил продолжительность смены до 8 часов. Это была тоже революция, только в отношениях между хозяевами и работниками. Наслышавшись о нововведениях, со всей страны стекались массы народа к предприятиям Форда. Но отбирались только лучшие. За десять лет с 1910 по 1920 годы количество рабочих в автоиндустрии США увеличилось с 15 тысяч до 160 тысяч человек.

Форд занимался также широкой филантропической деятельностью, создавал школы и курсы английского языка для своих рабочих. И в то же время это был очень противоречивый человек. Известно о его методах руководства, нетерпимости к чужому мнению, вспыльчивости. Приняв на работу больше чернокожих работников, чем кто бы то ни было, он в то же время был ярым антисемитом. Он создал на своих предприятиях т.н. социологический отдел, который предписывал работникам, как себя вести, и не только на роботе. Например, работнику Форда запрещалось употреблять спиртные напитки и даже пиво, в том числе и дома. Была издана брошюра - «Жизненные правила», регламентирующая частную жизнь работников. Таков был отец массового производства - Генри Форд.

Продолжение следует