Чтобы заставить власть делать хоть какие-нибудь шаги для реального решения многочисленных проблем переселенцев, правозащитникам, волонтерам, благотворителям и международным гуманитарным миссиям последние полгода пришлось бить в набат едва ли не ежедневно. Хотя решение большой части проблем нуждалось не столько в деньгах, что важно в режиме тотальной экономии бюджета, сколько в быстрых профессиональных управленческих действиях. Сотни тысяч беженцев от оккупации и войны разбрелись по Украине, и эту миграцию не фиксировал даже персонализированный учет. Как им помочь - больше интересовало небезразличных украинцев, которые еще во времена Майдана проявили чудеса самоорганизации, а не ответственных чиновников.
У переселенцев, которых я встретила во время пикета под Кабмином, где они требовали принять хотя бы закон об их статусе и правах, еще тлеет вера в мир и в Украину, но доверие к государству понемногу угасает. Закон, наконец-то, принят. Но обидно, что такой простой тест на человечность - помочь ближнему своему - чиновники и депутаты каждый раз проваливают. Тем более в условиях войны.
Учиться
Грузия - одна из тех стран, у которых мы можем поучиться защищать права переселенцев. Если, конечно, есть желание. Эта маленькая и не слишком богатая страна пережила два конфликта - грузинско-осетинский и российско-грузинский в 1991-м и 2008-м соответственно. Масштабы миграции населения велики и весьма ощутимы для социума. Для решения проблем переселенцев в 90-х в Грузии был создан отдельный орган, теперь это Министерство по делам беженцев и реинтеграции.
"Министерство профильно занимается только вопросами переселенцев, в частности интеграции их в социальную жизнь на новом месте жительства, сотрудничает с Верховным комиссариатом ООН по вопросам беженцев, - рассказывает экс-пресс-атташе посольства Грузии в Украине Бачо Корчилава. - Кроме того, оно выступает координатором деятельности неправительственных организаций. Это повышает эффективность работы, например, относительно равномерного распределения гуманитарной помощи".
По словам Б.Корчилавы, в 2008 г. в Грузии, кроме закона, был разработан ряд программ для переселенцев. Например, по их интеграции (для тех, кто не сможет вернуться домой в ближайшем будущем) и реинтеграции (для тех, кто постоянно курсирует между оккупированными и контролируемыми центральной властью территориями). В рамках этого пакета документов и регулируются все связанные между собой
вопросы.
Опыт 90-х также помог Грузии быстрее принять решение о создании поселения с новопостроенными домами для семей, убежавших от российско-грузинской войны в 2008 г. Ведь "крыша над головой" - едва ли не самая важная базовая потребность человека, который внезапно, в один миг, потерял все из-за ужасов войны.
"Я сам был беженцем, - говорит Бачо Корчилава. - Быстрого решения проблем быть не может, нужны годы кропотливого труда. Особенно важен процесс интеграции тех семей, которые в ближайшее время в свои дома не вернутся, что, очевидно, наиболее актуально для крымчан. Необходимо создать нормальные условия для обучения, переобучения, трудоустройства. Не исключено, что будет возрастать социальное напряжение, будут возникать недоразумения между группами людей, конфликты. Именно поэтому вопросы интеграции так важны.
Опыт Грузии Украине может понадобиться лишь частично, поскольку мы не понимаем, как дальше будет протекать конфликт, какие будет иметь последствия, и что будет с оккупированными территориями. Однако создавать отдельный орган власти - не громоздкий, что важно, но эффективный - надо. Это понадобится и на этапе возвращения домой жителей оккупированных территорий после их освобождения".
Первые шаги
На седьмой месяц после начала оккупации Крыма и военных действий на Востоке четкого ответа на вопрос, как же жить людям, которые были вынуждены оставить свои дома и теперь скитаются по "добрым людям", базам отдыха, арендованным квартирам, - нет. Сделаны только первые законодательные шаги.
В то же время, по последним данным Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, общее количество временно перемещенных лиц составляет свыше 423 тыс. чел., в том числе 120 тыс. детей и 77 тыс. инвалидов и лиц преклонного возраста.
Волонтеры же утверждают, что по новому местожительству регистрируется только каждый третий-четвертый человек, а значит реальное количество переселенцев - втрое больше.
Под давлением общественности Кабмин в начале октября, наконец, принял два постановления. Первое - об учете лиц, перемещенных с временно оккупированной территории Украины и районов проведения АТО. По словам волонтеров, это давно уже является вопросом первостепенной важности, ведь надо четко знать, кто, в чем и в каком количестве нуждается. Иначе один может оббежать десяток благотворительных фондов и "заработать" на две квартиры в то время, как другой будет умирать с голоду. Учет будет содержать всю информацию о потребностях семьи и помощи, которая ей предоставлена.
А вот сколько детей-переселенцев пошло/не пошло в школы, детсады - узнать, даже приблизительно, не удалось. В одном фонде рассказали о семье, переехавшей сначала из Донецка в село Запорожской области, где до школы надо было добираться 10 км. Ребенок в школу не пошел. Семья вернулась в Донецк. Но пошел ли ребенок в школу там?
Второе постановление Кабмина касается предоставления ежемесячной адресной денежной помощи перемещенным лицам. Для покрытия затрат на проживание и оплату коммунальных услуг она устанавливается в размерах 884 грн на нетрудоспособное лицо (пенсионеры, инвалиды, дети) и 442 грн для трудоспособных, причем общий размер помощи не может превышать 2 400 грн на семью. По предварительным расчетам, говорят в Минсоцполитики, на эти выплаты до конца года понадобится полмиллиарда гривен из госбюджета.
Но переселенцам следует иметь в виду: помощь будет выплачиваться в течение не более шести месяцев со дня обращения. Трудоспособные лица должны решить вопрос своего трудоустройства либо самостоятельно, либо с помощью службы занятости. Иначе после истечения двухмесячного срока размер их доли помощи уменьшается на 50%, а еще через два месяца она будет прекращена.
Предусмотрены и исключения, называемые в Минсоцполитики "адресным подходом": помощь не будет предоставляться семьям, у которых есть жилье за пределами зоны АТО или Крыма; если в семье есть два и более авто, возраст которых для отечественного производства не превышает 10 лет и для иностранного - 15; если у кого-то из членов семьи на депозитном счету находятся средства, сумма которых превышает 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.
"Размер денежной помощи (884 грн и 442 грн) был рассчитан по результатам анализа реальных затрат домохозяйств на аренду и оплату жилищно-коммунальных услуг. Т.е. Министерство регионального развития и строительства провело соответствующий срез по регионам, и в среднем вышло, что около 2 400 грн на семью - это та сумма, которая даст возможность семьям без проблем арендовать жилье и обеспечить те или иные жилищные потребности. Конечно, речь не идет о городе Киеве, но в большинстве областных центров или городов меньшего размера найти жилье за такие средства реально", - считает директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Музыченко.
Дело в главном
Так или иначе, но все эти постановления без базового документа - т.н. закона о переселенцах, который бы определял права временно перемещенных лиц и, собственно, вводил в законодательство определение этой новой категории населения, - были лишь "тушением пожара", а не комплексным решением проблем переселенцев. И вот, наконец, после ожесточенных дискуссий, заслуженной критики и продолжительных консультаций 20 октября депутаты со второй попытки проголосовали за Закон "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц".
О важности этого закона, прохладно воспринимаемого правительством, говорят не только волонтеры и благотворители, но и международное сообщество. В день его принятия генеральный секретарь Совета Европы Ягланд Турбйорн подчеркнул, что это было "долгожданное событие".
Среди прочего, Закон закрепляет за переселенцами право получить за счет государства место временного проживания на шесть месяцев; возможность заочно уволиться и стать на учет в центре занятости по упрощенной процедуре, даже без трудовой книжки; восстановить социальные выплаты и пенсии по фактическому месту жительства; продолжить образование, в частности за счет государства; получить место в детсаду и школе детям; право закрыть предпринимательскую деятельность по упрощенной процедуре и зарегистрировать юридическое лицо и ЧЛП по месту фактического проживания.
Хотя принятие закона - действительно долгожданное событие, если присмотреться внимательнее, то не оказывается не таким уж радужным. И самая большая проблема, на мой взгляд, - это предоставление жилья для временного проживания.
Государственная служба по чрезвычайным ситуациям рапортует: временно размещено свыше 423 тыс. чел. Директор Украинского форума благотворителей Анна Гулевская-Черныш утверждает: "Половина перемещенных живут в неприсобленных для холодного времени года помещениях. А на пороге - зима. Эти проблемы сегодня не решены. У людей нет работы и средств для существования. Ситуация катастрофическая. Некоторые территории освобождены от сепаратистов, но туда так и не пришла украинская власть. Деньги людям не выплачиваются. Материальную помощь для переселенцев на законодательном уровне ввели только теперь, после давления международного гуманитарного сообщества".
Предоставление временного жилья предусмотрено законом на шесть месяцев. Но достаточно ли этого срока, чтобы люди смогли стать на ноги и самостоятельно оплачивать съемную квартиру? Ведь некоторые из них оставляли свои дома, собираясь второпях и захватив лишь самое необходимое на неделю, две. У них нет даже теплых вещей. И на это, кстати, тоже нужны средства.
Предположим, что часть переселенцев вскоре смогут вернуться домой (о крымчанах речь не идет). Но и здесь вопросы: в каком состоянии их жилища, и как быстро они смогут вернуться на работу? Всегда ли это будет зависеть от их желания? Ведь в некоторых местностях зоны АТО инфраструктура почти полностью разрушена.
Учительница украинского языка Светлана Андреевна - уже пенсионного возраста, но работу ищет. В Киев она приехала с семьей, точнее, убегала под обстрелами из поселка Пески (под Донецком) еще в июле. "А теперь мы не можем вернуться хотя бы за вещами, опасно для жизни... Наш поселок почти разрушен. Из уцелевших домов мародеры все вынесли. Для нас главное - чтобы подумали о том, куда возвращаться, за какие средства ремонтировать разрушенное жилье. У кого-то от дома остался лишь фундамент, - говорит учительница сквозь слезы. - В Святошинском районе, куда меня направили в центре занятости, как только услышали, что из Донецка, сразу сказали - мест нет. А я знаю, что учителей украинского языка по Киеву не хватает... Мы тоже хотим работать и зарабатывать, а не стоять с протянутой рукой. Мы понимаем, что государству трудно".
А что делать, например, переселенцам из Крыма, у которых нет ни жилья, ни перспектив на него на материковой Украине? Пробовал ли чиновник из Министерства регионального развития и строительства прожить и оплатить коммунальные услуги и аренду квартиры для семьи не на бумаге, а по рыночной стоимости? Пусть даже и не в Киеве... О жилищных фондах, из которых переселенцы могли бы арендовать квартиру по цене, рассчитанной министерством, в постановлениях Кабмина и в законе - ни слова...
Похоже, без благотворительной помощи наших волонтеров и международных организаций эти люди смогут обходиться еще нескоро. Даже несмотря на принятие такого долгожданного закона.
Палки в колеса
Между тем еще летом представители благотворительных фондов заговорили о необходимости освобождения от уплаты налога на доход физических лиц при сборе благотворительной помощи. К тому времени из оккупированного Крыма началась массовая миграция людей, на Донбассе военные действия только усиливались, а благотворительные фонды уже несли бремя материальной помощи семьям Небесной сотни. Изменения в Налоговый кодекс юристы оперативно разработали, но принимать их законодатели не спешили. Наконец, инициативы все же были отображены в президентском законопроекте. Но от уплаты налога на доход физических лиц благотворительные пожертвования на сумму, не превышающую в среднем 1 млн грн в год, освобождались только в том случае, если предназначались раненым и семьям погибших военнослужащих - участников АТО. Реакция благотворителей на явно дискриминационный законопроект не заставила себя ждать - а как же тысячи переселенцев и семьи Небесной сотни, для которых тоже собирают помощь, на те же протезы, например? Под давлением общественности законопроект доработали и приняли в сентябре. Но механизм освобождения от налогообложения до сих пор (!) не разработан.
"Позиция международных фондов, доноров, благотворителей сегодня четкая: мы не начнем помогать, если не освободят от налогов, - отмечает Анна Гулевская-Черныш. - Почему государство на этом должно еще и зарабатывать? Это нонсенс. В ЕС говорят - у нас есть 10 млн евро, но мы не можем их дать, пока не будет механизма освобождения от налогов, и пока мы не сможем вести нормальный учет предоставленной помощи".
Однако вместо того, чтобы решать эту проблему, отечественная бюрократия подготовила благотворителям новый сюрприз. Минюст, по инициативе Минсоцполитики, предложил запретить волонтерам использовать слова "волонтерская организация" и "волонтерская деятельность" в своей деятельности и названии. Можно - только по специальному решению Минсоцполитики. Т.е. после того, как именно волонтеры обеспечили жильем, медикаментами и одеждой тысячи переселенцев, а также солдат, добровольцев, майдановцев, их решили регистрировать по-новому...
Абсурд, скажете вы. Борьба с мошенниками - отвечают разработчики и вдохновители странной инициативы. Конечно, с мошенниками в волонтерстве - которые, конечно же, есть и неплохо наживаются на человеческой доброте, - надо бороться. Наказывать их согласно Уголовному кодексу, например. Хотя бы тех, чью "деятельность" уже разоблачили и журналисты, и активисты. Даже заявления в милицию подали. Но чиновникам проще запретить слово "волонтер", чем организовать нормальную систему контроля за теми, кто этим словом прикрывается. И тут мы снова погружаемся в вопросы коррупции и непрозрачности...
Трудно сразу найти правильные рецепты решения проблем, которые впервые предстали перед государством в таком масштабе, причем на фоне реальной, кровавой войны. Тем не менее тяжело сознавать, что чиновники, несмотря на то, что приходится переживать стране и каждому из нас, не спешат, наконец, развернуть государственную машину лицом к людям и протянуть им руку помощи. Тем самым они не оставляют иного выбора, кроме как выходить на пикеты в борьбе за свои права...