UA / RU
Поддержать ZN.ua

Перед полетом

Имя Льва Мациевича, выдающегося инженера и конструктора, одного из первых отечественных летчиков,...

Автор: Светлана Орел

Имя Льва Мациевича, выдающегося инженера и конструктора, одного из первых отечественных летчиков, основателя первой на Приднепровье политической партии, цель которой была независимость Украины, общественного деятеля и патриота, недостаточно известно в нашем государстве.

А между тем в маленьком городке Александровке, что на Кировоградщине, 13 января, в день рождения этого незаурядного человека, в почтовом отделении состоится спецпогашение конверта с его изображением, будет демонстрироваться фильм, в свое время снятый «Укртелефильмом», к мемориальной доске Льва Мациевича возложат цветы. Именно к 130-летию своего земляка художник Федор Лагно создал большой портрет Льва Макаровича, который, очевидно, после юбилея займет свое место в экспозиции районного краеведческого музея или комнаты-музея Льва Мациевича.

Дело в том, что именно здесь, в Александровке, в доме на сегодняшней центральной улице городка родился тот, кто стал легендой отечественного воздухоплавания.

Летный билет Льва Мациевича, выданный ему во время обучения в летной школе Анри Фармана в Франции

И хотя в советское время имя Мациевича было практически неизвестно — Революционную украинскую партию, одним из основателей которой был земляк александровцев, тогдашняя власть считала мелкобуржуазной и националистической, — обнаружить этот дом местным краеведам, собственно, не составляло труда. После Мациевичей (мать, Татьяна Федоровна, происходила из духовного сословия, отец, Макар Дмитриевич, работал бухгалтером на местном сахарозаводе, который тогда арендовал торговый дом Яхненко — Симиренко; у них было девять детей) здесь жила зажиточная семья Волошиненко, которых раскулачили, дом перешел в коммунальную собственность. В разные годы здесь размещались прокуратура, спортобщество «Колос», управление газового хозяйства. В новейшие времена его арендует у местной власти кировоградский предприниматель Владимир Калина. Он без колебаний уступил одну комнату под музей и теперь в определенной степени содержит ее, оплачивая коммунальные услуги за весь дом.

Комнату-музей открыли лишь в 2003 году. Первыми судьбой Мациевича заинтересовались тогдашний председатель областной организации Украинской социал-демократической партии (именно из партии, основанной Мациевичем, возникла УСДП, и именно за участие в таких организациях его исключили из Харьковского технологического института, где он учился после окончания Третьей киевской гимназии), известный литературовед, ныне — вице-президент НаУКМА Владимир Панченко и александровские краеведы Василий Билошапка и Иван Петренко. Владимир Панченко стал автором нескольких публикаций о Льве Мациевиче. При содействии в то время председателя УСДП Василия Онопенко к 120-летию выдающегося инженера и конструктора состоялось открытие мемориальной доски (скульпторы Аркадий Мациевский и Виктор Френчко). Их ныне в Украине две: первая, за десять лет до александровской, появилась на здании бывшего Харьковского технологического института (нынче НТУ «Харьковский политехнический институт») по инициативе племянника Льва Макаровича Владимира Рудько. Мациевич как считался неблагонадежным в Российской империи, со студенческих лет находясь под надзором полиции, так оставался таким и для советской власти. Поэтому только после обращения к космонавтам с их помощью была установлена мемориальная доска изобретателю первого в мире авианосца и 14 моделей подводных лодок, автору идеи двигателя для надводного и подводного плавания (этот принцип воплотили только через десятилетие после смерти Мациевича, когда появились атомные подводные лодки), летчику, который первым в истории авиации России поднял в воздух пассажиров и осуществил ночные полеты.

Кстати, именно после этого Василий Билошапка обратился через всесоюзную газету «Воздушный транспорт» к общественности с предложением собрать средства на создание музея в родном городе Льва Макаровича. Надлежащего отклика обращение не вызвало. Потом были еще — так же безрезультатные — обращения во властные институты, в том числе и в Министерство культуры. И когда дело казалось уже совсем безнадежным, помог земляк, уроженец Александровки, нынче российский предприниматель Борис Кузик.

Василий Билошапка работал в архивах Харькова (кстати, там сохранилось немало документов, которые ждут более основательной проработки), в областном архиве, что позволило подготовить приличную экспозицию. Приобрели мебель тех лет. Иван Петренко, в частности, отмечает готовность многих людей помочь, способствовать сохранению памяти о выдающемся земляке. Чего не скажешь о власти. Она не спешит сделать даже то, что не требует особых материальных затрат: улица Мациевича находится на окраине Александровки, а дом, в котором он родился, стоит на углу улиц Ленина и Чкалова (!?).

Очевидно, чиновничье рвение, которое было совершенно чуждо его натуре, и стало причиной трагической смерти молодого и чрезвычайно талантливого изобретателя. Один из его проектов (а их у него было немало, и успешных, достаточно сказать, что Лев занимался изготовлением на заводах Круппа первых подводных лодок России) получил поддержку Николая II и должен был быть профинансирован из государственной казны. Чиновники же требовали еще какое-то доказательство... И Мациевич решил доказать это им не по-бюрократически красиво и эффектно. Осенью 1910 года во время всероссийского праздника воздухоплавания, когда он впервые поднял в воздух пассажиров, среди которых были тогдашний председатель Госдумы России Гучков и премьер Столыпин, изобретатель отважился установить рекорд высоты, взлетев на полтысячи метров. 7 октября — новый полет. На высоте 600 метров лопнула диагональная растяжка, конец которой попал в винт, из-за чего одна из лопастей разлетелась. Летчика толчком выбросило из самолета (в комнате-музее представлена его модель, выполненная учителем несватковской школы Леонидом Якимчуком). Мациевичу было всего лишь 33 года. Он стал первой жертвой российской авиации. После этого летчики начали пользоваться привязными ремнями.

Грандиозные похороны собрали десятки тысяч людей, среди них был и Симон Петлюра, бывший тогда председателем украинской общины в Санкт-Петербурге. Хотя жизнь Льва Мациевича оборвалась в очень молодом возрасте, диапазон его связей и контактов поражал. Он был знаком чуть ли не со всей тогдашней украинской гуманитарной элитой: участвовал в незабываемом открытии памятника Ивану Котляревскому в Полтаве в 1903 году, состоял в переписке с Иваном Франко, Михаилом Коцюбинским, помогая последнему во время своего пребывания в Крыму собирать материал о жизни крымских татар.

* * *

Уже в 1912 году в Харькове появилась аэросекция технического студенческого общества имени капитана Мациевича. Постепенно интерес к его личности угас. Только в 70-х годах в Ленинграде при одной из школ действовал уголок, посвященный Льву Мациевичу. В Украине же, как отмечалось выше, первую мемориальную доску открыли в 1987 году. И хотя в Александровке имя выдающегося земляка замалчивалось, в советские времена здесь работал очень сильный авиамодельный кружок (одна из моделей ракеты представлена в районном краеведческом музее), выходцы из которого сумели проявить свои таланты во многих отраслях.

В марте 2006 года в Кировограде открыт клуб стендового моделирования имени Льва Мациевича, налаживается сотрудничество между комнатой-музеем и областной организацией ветеранов подводного флота.

Его полет — жизненный, интеллектуальный и патриотический, очевидно, еще неоднократно послужит украинцам.