Для американцев-покупателей Интернет стал еще одним, дополнительным средством связи для совершения уже абсолютно привычного действия — удаленного заказа товаров по каталогу. А для американских продавцов — еще одним способом сбора заказов для уже давно налаженной инфраструктуры доставки. Отсюда ясно, что в некоторых регионах нашей планеты Web-коммерция объективно встречает (и будет встречать) куда меньшие трудности в своем развитии, чем в других, не столь отдаленных.
На первом этапе
Начнем с автомобилей. Маркетологи сходятся в оценках того, что как минимум половина покупателей новых автомобилей в развитых странах используют в процессе покупки информацию из Сети. Их число, по прогнозам, вырастет к 2003 году до 80%.
Поворот крупнейших автомобильных производителей в сторону Интернета — характерный пример. Ведь когда речь идет о таких дорогостоящих покупках, пользователи уделяют больше внимания разного рода гарантиям и безопасности самой процедуры сделки, поэтому пока что не более 4% из получивших информацию об автомобиле в Сети совершают покупку именно электронным путем. Тем не менее, по прогнозам некоторых экспертов, к 2005 году их число может увеличиться до 50%.
Другой показательный пример — рынок туристических услуг, которые тоже относятся к категории достаточно дорогих товаров (каждый «онлайновый» турист тратит на покупку путевок в среднем 2,5 тыс. долларов в год). В 1998 году покупателями туристических путевок и услуг стали около 13,5 млн. человек, а в 1999 году их количество выросло вдвое, до 27 млн. человек.
Что касается онлайновой торговли книгами, которая уже сейчас составляет примерно 7—8% от общих продаж (в мире), то стоит отметить, что в 1999 году по традиционным каналам торговли книгами (крупные сети магазинов, независимые магазины, книжные клубы) зарегистрировано сокращение продаж на 2—5%. В ближайшем будущем «реальные» продажи будут стремительно падать, поскольку, кроме возможности заказать книгу, не выходя из дома, электронные магазины предоставляют совершенно новые услуги. В частности, уже не является редкостью магазин, где любую книгу можно частично просмотреть прямо в онлайне и купить в виде файла, который потом можно будет читать или с экрана компьютера (что не очень удобно), или на специальных электронных устройствах, которые внешне мало отличаются от «нормальных» книг — вот только тексты туда можно «загружать» каждый раз разные. Такая «книга»-файл может быть заказана и доставлена в течение нескольких минут. Поэтому онлайновые продажи уже сейчас составляют очень серьезную конкуренцию традиционным книготорговцам.
Еще один вид бизнеса, который в скором времени совершенно переместится в Сеть, — это продажа разнообразных билетов (будь то на поезд или в театр), поскольку здесь требуется быстро опросить несколько баз данных, вычислить стоимость билета и скидок, сформировать заказ и известить о нем компанию-перевозчика и посредников. Электронные системы уже давно используются в этом бизнесе как совершенно необходимое средство, и Интернет явился для пользователя недостающим звеном, которое позволяет с максимальным удобством сформулировать и передать исполнителю заказ, оплатить покупку. Перевозчики же и посредники крайне заинтересованы во внедрении онлайновых методов заказа билетов, так как это позволяет сократить издержки на обработку заказов. Дополнительный толчок этот рынок получит в связи с быстрым развитием WAP-сервисов (Интернет с использованием сотовых мобильных телефонов). Клиенты смогут быстро перепланировать свою поездку (в частности, переносить вылет) или, находясь в пути, заказывать номер в гостинице.
Рынок недвижимости в части заказа и оплаты будет перетекать в Сеть гораздо медленнее. На стадии же принятия решения удобства Интернета очевидны. В 1999 году американские покупатели, покупавшие недвижимость через Сеть, составили 37% от общего количества клиентов. Это и понятно — ведь современные технологии позволяют проводить даже виртуальные экскурсии по домам и квартирам.
Наконец, биржевой рынок в развитых странах в последнее время практически полностью переместился в Сеть. Интернет в данном случае — проводник «капитализма с человеческим лицом», поскольку сетевая купля-продажа акций дает возможность резко снизить стоимость брокерских комиссионных и впускает на рынок массу мелких инвесторов. Всего в 1999 году в мире через Сеть управлялись около 5,4 млн. инвестиционных счетов, а в 2000 году их число достигнет 7 миллионов.
Язык цифр
К настоящему моменту около 100 млн. человек по всему миру (40% всех пользователей Сети) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в первой половине 1999 года — 31%, во второй — 41%). В 2000 году клиентами электронных магазинов, по прогнозам, станут около 75% всех постоянных пользователей. Покупки в Сети сделают около 28,4 млн. семей, из них 11 миллионов — впервые. Общие доходы электронной коммерции с учетом корпоративных продаж достигнут 130 млрд. долларов, что составит около 0,4% от всех мировых продаж (31 трлн. долларов). Данному росту, помимо увеличения числа пользователей Сети, будет способствовать и появление большого количества новых интернет-магазинов.
Прогнозы различных компаний на 2004—2005 годы, несмотря на заметные расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60 до 150% в год). Годовой объем продаж в Сети к тому времени обещает достигнуть 1,5—7 трлн. долларов. Таким образом, доля электронного сектора в экономике может составить от 5 до 10% или даже более. Вероятно, около половины этого объема сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным образом Скандинавские страны, Германия, Англия и Франция.
Из приведенных цифр многие из тех, кто подвизается в сетевой коммерции, делают не вполне правильный вывод: через несколько лет, мол, многие люди вообще перестанут делать покупки в обычных магазинах. Попробуем описать незамысловатый процесс покупки чего бы то ни было вообще наукообразным языком. Этот процесс можно условно разделить на две части. Первая (decision making) — выбор места покупки и/или поставщика с помощью последовательного ряда сравнений соотношения цены и качества, вторая (ordering) — собственно оплата и получение товара. Так вот Интернет в глобальном плане почти идеален в части принятия решения, но далеко не всегда годится для покупки как таковой. А бывает, что и наоборот. В первую очередь это относится к дорогим товарам неповседневного спроса. Скажем, дорогой сыр (камамбер или рокфор) желательно не только увидеть, но и понюхать перед покупкой. На кровати хочется полежать, проверяя матрас. У мебели — проверить на ощупь фактуру; и так далее. Поневоле придется идти в обычный магазин и там пробовать, щупать и лежать. И что, после этого возвращаться домой и заказывать покупки через сайт? Глупо.
Тем не менее уже существует отличный способ совместить радости прогулки по магазинам ногами и электронную коммерцию. Средством, объединяющим и то, и другое, станут мобильные беспроводные устройства, подключенные к Интернету, — пока еще их называют телефонами. Еще одна цифра вдогонку — по данным исследовательской группы The Yankee Group и компании ARC Group, через три года почти миллиард человек будут владельцами мобильных или сотовых телефонов. Большинство из них будет иметь WAP (wireless application protocol) доступ к Интернету. Из любого места, обратите внимание, не только из дома.
Куда ведет дорога в будущее?
Дорога эта ведет к смене буквы. И-коммерция в скором времени превратится в м-коммерцию (мобильную коммерцию). Пока что Интернет позволил нам покупать товары (или, по крайней мере, делать выбор) без посещения магазина, прямо из дома или офиса. Это — промежуточное решение. В будущем продавцы смогут дотянуться до покупателя вообще в любой момент времени, где бы он ни находился (если он, конечно, захочет им это позволить). «Транспортом» для совершения сделки будут служить мобильная телефония и все устройства, построенные на ее основе (не только собственно телефоны). Технологическая основа для подобных чудес уже существует — это протоколы WAP и GPRS, позволяющие на мини-дисплее мобильного телефона просматривать некоторые Web-страницы и работать в Интернете.
Мобильный сектор развивается потрясающе быстрыми темпами. Если сейчас в США, например, пользуются сотовыми телефонами 35% населения, из которых только каждый десятый (3% населения) осуществляет мобильный выход в Сеть, то уже через год телефонами обзаведется до 80% процентов взрослого населения. В будущем намечается использовать в м-коммерции специфику именно мобильности пользователя. Например, будет возможно определение местоположения абонента для предложения ему подходящих услуг.
По мнению главы Amazon.com Джеффа Безоса, м-коммерция «станет самой фантастической вещью из всего, что когда-либо видел изнуренный дефицитом времени мир». Безос считает, что беспроводной Интернет коренным образом изменит отношение людей к шопингу и оплате услуг. Для того, чтобы убедиться в его правоте, пусть и относительной, достаточно посетить Скандинавский полуостров. Финляндию, например, где мобильная коммерция — уже не перспектива, а реальность. Это означает не только покупку CD-дисков, книг или авиабилетов через Сеть — к этому мы как раз уже начали привыкать.
Куда большее впечатление производит удаленная оплата услуг обычных, которые пока прочно ассоциируются с залезанием в невиртуальный кошелек. А у финнов, например, оплата заправки или помывки машины с кошельком уже не связана. Он, финн, для этого набирает специальный телефонный номер, указанный на стене мойки (магазина, конторы, кассы кинотеатра), и подтверждает нажатием кнопки выставленный счет — вот и все. Потом эта услуга будет включена в общий телефонный счет. Надо заметить, что число владельцев мобильных телефонов в Финляндии существенно больше половины населения, поэтому никаких дискуссий о емкости потенциального рынка м-коммерции не ведется.
Еще один пример (больше всего поразивший автора) — возможность не только оплачивать автобусные билеты по телефону, но и тем же способом узнать, когда этот самый автобус доберется до остановки, на которой вы мерзнете в ожидании... Разумеется, все эти чудеса возможны не только при условии широкого распространения мобильной связи, но и при развитой инфраструктуре доставки, а также компьютерной оснащенности всего и вся — в данном случае, например, автобусы, наверное, должны быть оборудованы приемопередатчиками GPS (спутниковой системой глобального позиционирования).
Главное достоинство м-коммерции в том, что она всегда в состоянии готовности (в отличие от и-коммерции в ее нынешнем понимании — ведь для нее нужен компьютер). Даже скандинавский пример, кстати, в этом плане пока еще является демонстрацией возможностей не самой м-коммерции, а переходного к ней этапа. Для клиента очень удобно, когда сеть бензозаправок или книжных магазинов заключает договор с сотовым оператором — однако это означает, что там, где такого договора пока нет, клиента не обслужат. Так что по необходимости в цепочке клиент-продавец появится еще одно, среднее, звено — банк. Перевод из банка примет любой продавец товаров или услуг. Практически у любого европейца есть счет в банке; а через пару лет у любого будет и мобильный телефон.
О европейцах мы заговорили потому, в частности, что именно Европу можно считать колыбелью м-коммерции (некоторые, впрочем, отводят эту роль Японии). Во всяком случае, в США, сильно опережающих остальной цивилизованный мир по масштабам проникновения Интернета, до мобильной коммерции еще очень далеко. Причина — великое разнообразие сотовых стандартов и продолжающееся использование устаревших аналоговых телефонов (более половины от общего числа) и пейджеров. Опережение в сотовой связи и пейджинге на раннем этапе сыграло злую шутку и тормозит теперь развитие технологий завтрашнего дня. В то же время в Европе действует единый сотовый цифровой стандарт GSM, используемый в 95 процентах телефонов. Поэтому после долгого периода отставания в области высоких технологий европейские производители аппаратного и программного обеспечения воспринимают грядущий расцвет м-коммерции как долгожданную возможность для мощного рывка вперед. С другой стороны подпирает Япония. Так, недавно ради доступа к 12 млн. пользователей японского сотового оператора DoCoMo американский интернет-гигант America Online согласился отдать ему 42,3% акций своего японского подразделения всего за 100 млн. долларов. И не зря — ряд наблюдателей предсказывает, что стоимость рынка м-коммерции к 2003 году превысит 20 млрд. долларов. А по прогнозам консалтинговой компании GartnerGroup, к 2004 году не менее 40 процентов всей электронной коммерции в секторе розничной торговли будет осуществляться с помощью мобильных телефонов третьего поколения (это уже скорее карманные компьютеры с возможностью мобильной связи).
К этому моменту все границы между просто коммерцией, и-коммерцией, м-коммерцией окончательно исчезнут. Зайдя в мебельный салон и попрыгав на полюбившемся диване, можно будет тут же звонком по телефону оплатить и его, и доставку, не связываясь ни с продавцами, ни с оформлением бумаг. Или (оставаясь на том же диване) можно будет с помощью телефона зайти на сайт другого магазина и оплатить на нем ту же марку дивана (если, конечно, там цена более подходящая). Каким словом прикажете это называть? Интернетно-мобильно-кредитную коммерцию не предлагать. Просто шопинг — чем плохо?