UA / RU
Поддержать ZN.ua

Парламентская библиотека как учебник истории

3 марта 2006 года исполнилось 140 лет со дня основания первой общедоступной киевской библиотеки — Национальной парламентской библиотеки Украины...

Автор: Валентина Червоножка

3 марта 2006 года исполнилось 140 лет со дня основания первой общедоступной киевской библиотеки — Национальной парламентской библиотеки Украины. В течение своего существования она много раз меняла название и месторасположение, длительное время была средством реализации господствующей идеологии — сначала великодержавной российской, а в ХХ в. — коммунистической, несколько раз находилась на грани закрытия.

«Рассадник просвещения в российском духе»

Первые неудачные попытки создать в Киеве публичную библиотеку для широких масс предпринимались в начале 30-х годов XIX в. Однако городские власти отложили решение этого вопроса до более благоприятных времен. С развитием капитализма Киев становится центром Юго-Западного края империи. К началу 1860-х годов в городе было 28 учебных заведений, в частности университет, духовная академия, семинария. Хотя при них функционировали библиотеки для преподавателей и студентов, тем не менее не всегда ими можно было воспользоваться. Так, библиотека Киевского университета
св. Владимира работала для студентов только в первой половине дня.

Для удовлетворения нужд жителей города в получении информации возникают частные библиотеки при книжных лавках. До учреждения публичной библиотеки наиболее популярными из них были библиотеки Павла Должикова (открыта в 1843 году) и Василия Барщевского (1859 г.).

В 1860-х годах политика царского правительства в области культуры претерпела изменения — был взят курс на тотальную русификацию. Одной из причин этого стало Польское восстание 1863—1864 гг., охватившее не только Польшу, но и Правобережную Украину. В Киеве польское влияние было весьма значительным. Украинское культурное движение также беспокоило власть.

Важную роль в осуществлении русификаторской политики должны были сыграть публичные библиотеки и правительство с этим делом не медило. В 1864 году Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор Николай Анненков направил руководству трех губерний циркуляр с указом изыскать средства для создания в губернских городах библиотек исключительно из книг на русском языке. В том же году был принят их устав. В уставе Киевской публичной библиотеки, принятом в новой редакции 1895 года, указывалось: «Приобретение книг и периодических изданий и вообще ведение дел библиотеки должно проходить под контролем правительства в соответствии с целью создания русских публичных библиотек в Юго-Западном крае и в таком направлении, чтобы библиотека могла быть рассадником просвещения в российском духе».

Под помещения библиотеки предводитель киевского дворянства Александр Горват отдал три комнаты в Дворянском собрании, в течение нескольких месяцев удалось собрать необходимую сумму в 5747 рублей, и 19 февраля (по ст. стилю) 1866 года Киевскую городскую публичную библиотеку торжественно открыли. Ее фонд состоял из 667 книг, основой которого стала частная библиотека Василия Барщевского.

Учреждение подчинялось Министерству внутренних дел. Управление осуществлял распорядительный комитет из пяти человек, назначавший библиотекаря и его помощника — таков был ее штат библиотеки. Первым библиотекарем назначили полковника в отставке Александра Кроткова, который не очень добросовестно относился к своим обязанностям: нерегулярно выходил на работу, хамил читателям, отдавал знакомым книги на дом... Полной противоположностью был помощник Степан Ярославский, ставший библиотекарем после смерти Кроткова в 1879 году и немало сделавший для популяризации и развития библиотеки. Пользование библиотекой было платным. Подавляющее большинство читателей — студенты и семинаристы.

Пополнение фондов библиотеки осуществлялось на основании «Алфавитных списков произведений печати, которые не должны допускаться к пользованию в публичных библиотеках и читальнях». Сначала фонды комплектовались преимущественно периодикой и научной литературой, позднее — художественными произведениями. Многие люди дарили книги.

Хотя фонды библиотеки пополнялись, в соответствии с уставом, русскоязычными изданиями, были здесь книги и на других языках, в частности украинском. Библиотека получила первое издание «Енеїди» Ивана Котляревского 1798 года, «Оповідання» Марко Вовчок... Но из цензурных соображений читателям их не выдавали. С 1905—1906 годов, в связи с определенной демократизацией жизни после массовых волнений в империи, издания на украинском языке появлялись в библиотеке чаще, в частности, труды Михаила Грушевского, Ивана Стешенко, произведения Тараса Шевченко. Но к началу 1917 года украинских книг было лишь 200 единиц из более чем 56 тысяч томов всего фонда.

Долгая дорога к собственному зданию

Основные проблемы в работе библиотеки с момента основания — недостаточное финансирование и отсутствие собственного здания. В первые три года работы правительство, кроме 3000 рублей на ее открытие, ежегодно предоставляло субсидию в 1000 рублей; позднее предстояло изыскивать средства самостоятельно. Финансовое положение библиотеки ухудшалось, и хотя в 1871 году учреждению вновь назначили ежегодную субсидию (800 рублей), поступления даже наполовину не покрывали расходы на содержание. Неоднократно говорилось о закрытии библиотеки.

Очень остро стоял и вопрос размещения библиотеки. В Дворянском собрании она находилась всего лишь три года. Чтобы получить дополнительные источники дохода, распорядительный комитет с 1869 года выделенное ей помещение начал сдавать в аренду банку, а сама библиотека переехала на Крещатикскую площадь в дом Рильке. Спустя три года учреждение переезжает в новое, более дешевое здание на Александровской улице (сегодня — район Музейного переулка), еще через семь лет — в усадьбу Фридриха Меринга возле современного Театра имени Ивана Франко, потом вновь на Крещатик и, наконец, в 1891 году после подчинения городской управе — в здание городской Думы. Все эти переезды отрицательно сказывались как на быстро изнашивающемся книжном фонде, так и на количестве читателей.

Непосредственно вопросом возведения здания Киевской городской публичной библиотеки (такое название она носила с 1891 года) Дума начала заниматься только в 1902 году. Комиссия предложила разместить здание на Александровской улице у городского парка «Шато де флер», где библиотека располагается и по сей день. Но некоторые гласные (депутаты) не одобряли это решение. Споры продолжались несколько лет: библиотеку планировали разместить и рядом с оперой, и на втором этаже Бессарабского крытого рынка, и на Владимирской горке, но вернулись к начальному варианту.

В январе 1909 года был объявлен всероссийский конкурс на лучшие проекты здания библиотеки с тремя премиями в 500, 300 и 200 рублей. На рассмотрение жюри направили 37 проектов, из них отобрали 13. Первая премия досталась петербургскому архитектору Николаю Шехонину, вторая — тоже петербуржцу Павлу Алешину, а третья — киевлянину Николаю Реутову. Ни один из проектов Дума к реализации не приняла по причине их дороговизны. Потому за 100 рублей был приобретен проект в стиле неоренессанса киевского архитектора Збигнева Клаве, представленного на конкурсе под девизом «Вопросительный знак в круге».

За два года библиотеку построили. Она состояла из большого зала, рассчитанного на 18 тысяч читателей и названного в честь Александра ІІ Александровским, малого газетного зала на 5060 посетителей, книгохранилища и квартир для библиотекаря и его помощника. Большой зал украсили серебряными венками тонкой работы, которые перенесли сюда через неделю после открытия памятника Александру ІІ неподалеку от библиотеки. Но судьба шедевров ювелирного искусства оказалась печальной — в июле 1917 года их похитили. Воры были задержаны, но часть венков из-за повреждений сдали в банк в качестве лома, а уцелевшие — в ломбард. В большом зале вдоль одной стены сделали хоры, на которых сидел сотрудник, наблюдавший за читателями.

После открытия библиотеки в новом здании 19 ноября 1911 г. читатели сразу же отметили удобство ее расположения. Во время Первой мировой библиотека, как и весь Киев, постоянно жила в ожидании возможной эвакуации. Разрушительную силу уже новой войны ощутила в начале 1918 года, когда большевистские отряды Михаила Муравьева обстреливали с Дарницы центр Киева и один из снарядов попал в здание библиотеки.

С приходом к власти Центральной Рады главным направлением в сфере развития библиотек стало создание Национальной библиотеки Украины на базе Киевской городской публичной библиотеки. Но эту идею не реализовали, в частности, из-за противодействия руководства библиотеки и городской управы. На период Украинской революции 1917—1921 гг. приходятся и первые шаги по украинизации библиотеки: создан отдел украиноведения, фонд пополнялся украиноязычными изданиями.

С именем партии

С установлением советской власти библиотеку переименовывают в Киевскую губернскую библиотеку. С марта 1923 года названия учреждения меняются, как в калейдоскопе. Именно тогда праздновалась 25-я годовщина создания Российской коммунистической партии (большевиков), и на заседании Киевского горсовета библиотека получила название Центральной государственной рабочей библиотеки имени РКП(б). Спустя год она уже носила имя ВКП(б), с 1934 года становится Киевской государственной областной библиотекой имени ВКП(б), с 1952 года — имени КПСС, а с 1956 года — Государственной республиканской библиотекой УССР имени КПСС. Именем партии библиотека была названа не случайно, ведь она становится центром коммунистической пропаганды сначала на Киевщине, а позже — по всей УССР. Библиотека вела активную идеологическую работу: создала кабинет марксизма-ленинизма (первый в СССР); участвовала в библиотечных походах, во время которых проводились чтения, лекции; проверялись фонды библиотек на наличие «правильной» литературы; была участником агитпоездов и агитпароходов; организовывала выставки, литкружки, встречи с писателями.

С середины 1920-х годов был взят курс на украинизацию. Библиотека пополняет свой фонд книгами на украинском языке (к 1928 г. они составляют 17% фонда), открывает курсы украинского языка для библиотекарей, популяризирует произведения украинской литературы.

Сворачивание украинизации в начале 1930-х годов происходило на фоне борьбы с «идеологически вредной» литературой. Еще в 1929 году вышло постановление партии «Об улучшении библиотечной работы», в котором подчеркивалось: «В течение 1929/30 года провести пересмотр книжного фонда всех библиотек и очистить его от идеологически вредной, устаревшей и непригодной для этого типа библиотек литературы». Формировались списки изданий, которые были запрещены и отправлялись в спецфонд. То, что из идеологических соображений отвергалось и не шло в спецфонд, продавали в букинистических магазинах или передавали различным учреждениям. Вскоре начались и репрессии. В частности, жертвами государственной карательной машины стали четыре ее руководителя.

Но еще более тяжким испытанием для работников библиотеки стала Вторая мировая война. Во время обороны Киева не удалось вывезти вглубь страны ценную часть ее фондов — приоритетное право на эвакуацию имела библиотека АН УССР.

После захвата города нацистами библиотека уцелела во время разрушительного пожара, организованного агентами НКВД в центре Киева. С ноября 1941 года учреждение начало работу при новой власти, возвратившей ему старое название — Киевская городская библиотека. Однако это продолжалось недолго. Уже летом 1942 года немцы превратили здание библиотеки в перевалочную базу, куда свозились с оккупированных территорий и сортировались перед отправкой в Германию ценные издания. Из фондов библиотеки в Германию вывезли 50 тысяч редчайших и ценных изданий.

В ночь с 5 на 6 ноября 1943 года за несколько часов до освобождения Киева оккупанты подожгли здание библиотеки. В огне сгорело все — каталоги, около 300 тысяч изданий из фондов библиотеки и порядка 1 млн. книг из других библиотек, которые немцы не успели вывезти. От библиотеки осталось кирпичное здание.

В октябре 1944 года возобновилась деятельность учреждения. Книги поступали из госфонда литературы СССР. К началу 1946 года фонд библиотеки насчитывал около 57 тысяч изданий. Из Германии было возвращено 9 тыс. книг. В 1954 году библиотека заработала в своем старом здании, на восстановление которого ушло восемь лет.

* * *

С обретением независимости библиотека наконец-то получила возможность развиваться на демократической основе. В 1994 году указом президента ей был предоставлен статус Национальной. С середины 1990-х годов в своей деятельности библиотека начинает активно внедрять информационные технологии: создаются электронные базы данных, каталоги, центр национальной библиографии, региональный портал «Социум». В ближайших планах — сооружение нового современного здания на Подоле.

Не удается избежать и проблем: на здании основного книгохранилища, построенного в конце 1970-х годов на Подоле, появились трещины, поэтому филиал библиотеки на Боричевом спуске закрыт на ремонт. Но сотрудники библиотеки пытаются сделать все возможное, чтобы читатели не чувствовали неудобств — книги из хранилища на Подоле по заказу привозят в центральный филиал на улице Грушевского. Этой суровой зимой были немалые проблемы с отоплением здания. Как и в течение своей продолжительной истории, Парламентская библиотека ожидает финансовой поддержки не только со стороны государства.