UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАПА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА

Многие папы полагают, что их ребенку-дошкольнику, особенно девочке, больше нужно мамино внимание, ...

Автор: Ольга Литвинюк

Многие папы полагают, что их ребенку-дошкольнику, особенно девочке, больше нужно мамино внимание, а уже позже, в школьные годы, подключится он, строгий папа, будет проверять уроки, ходить на родительские собрания, помогать школе…

На самом деле дошколенок отводит папе половину своего мира, и если мама общается с ребенком больше, то папина половинка остается загруженной «не на полную мощность». Отсюда — разнообразные будущие психологические проблемы ребенка — от трудностей в общении до стрессов из-за… нерешенных задачек по математике.

Зарисовки с натуры

Настя сияла от счастья, она купалась в нем, захлебывалась и упивалась им. Больное горло и хлюпающий носик, конечно, — проблемы, но разве могут они помешать такой радости?

За все свои пять с половиной лет Настя не припомнит такой победы над ненавистной соперницей, отбирающей ее любимого папу даже в выходные — над этой папиной работой, на которую он ходит каждый день да еще дома по вечерам читает какие-то толстые книжки без картинок и засиживается допоздна за компьютером. А Настеньке так хочется, чтобы дома папа занимался только ею, Настей, ну и мамой, конечно, потому что маму она тоже очень любит.

И вот он, день победы! Настя немножко приболела, в детсад отправлять ее нельзя, маме срочно нужно на службу, и папе пришлось взять дочку с собой.

Настя — на папиной работе. Оказывается, в кабинете у него тоже есть компьютер, много толстых книжек и всяких папок. Еще есть дяди и тети, у них тоже кабинеты. Так, что еще? Осваивая новую территорию, энергичная, общительная Настенька заглядывает во все уголки, знакомится с сотрудниками, гостит понемножку в кабинетах, куда ее приглашают, но каждые пять минут бежит к папе с каким-нибудь явно пустяшным вопросом или просьбой.

К папе нельзя заходить, когда у него в кабинете чужие люди? Ладно, она потерпит, порисует в соседней комнате. Ага, эти ушли, пришла другая тетя. «Знаете, что я здесь делаю? — выпаливает Настя с порога. — Я болею! А это я нарисовала».

Вдруг: «Папа! Я хочу... — и начинает лихорадочно соображать, что такое захотеть, чтобы папа для нее сделал. Ага, на подоконнике электрочайник, — …чаю! Папа, я хочу чаю!» Папа отрывается от работы, берет чайник, выходит набрать воды, возвращается, включает чайник, усаживает Настю за стол: «Порисуй, пока закипит».

Настя молча ликует. Хм, папа опять разговаривает с тетей о работе? «Папа, я уже не хочу чаю!», — заявляет Настя. Папа садится за компьютер. «Я буду пить чай!». Папа встает из-за стола и берет чашку. «Нет, я уже не хочу чаю!» Папа хмурится, строгим голосом делает дочке замечание. Девочка реагирует молниеносно: «Папа, я опять хочу чаю! Я буду пить чай!». . .

Думаете, Настя — капризная, избалованная девочка? Не стоит спешить с выводами. Поговорим пока о другой малышке.

На нее невозможно было не обратить внимание. Сначала из двери книжного магазина показалась яркая книжка, потом рукав синей курточки, затем сияющие безмерным счастьем голубые глаза... Личико показалось мне очень знакомым... Перевожу взгляд — ах, вот в чем дело! Девочка — уменьшенная копия папы, которого она гордо ведет за собой.

Здороваемся. «Соня», — степенно представляется почти пятилетняя барышня. Пока нам по пути, ведем светскую беседу. Преисполненная собственного достоинства Соня царственно шествует, в одной руке держа перед собой книжку, а другой едва дотягиваясь до папиной руки, но кажется, что не он, а она его ведет, гордо демонстрируя всему миру свое счастье — отвоеванного на часок папу.

Оказывается, Соня уже ходит в изостудию. «И знаете, — говорит она, явно копируя кого-то из взрослых, — «я рисую довольно-таки неплохие картины».

Соня — девочка не по годам серьезная и рассудительная. По особенностям речи и манерам опытному педагогу сразу ясно, что малышка общается в основном с мамой.

Это неудивительно, Сонин папа, как и Настин, поглощен работой и даже трудится в той же организации. Дочки у этих родителей по характерам разные, а вот причину своей беды Настя и Соня видят в одном — в папиной работе.

«Разбор полетов»

Как же девчушки справляются с этой своей бедой?

Настя — девочка экстравертивная, ее маленькая душа распахнута. Малышка легко общается с детьми и со взрослыми, но папа для нее — самый желанный собеседник. Ей очень не хватает общения именно с ним. В том, что папа ее любит, Настя не сомневается, но он все время работает. Значит, папу отбирает у нее работа, и потому именно с работой нужно бороться за папино внимание, рассуждает малышка.

Пока эта работа была чем-то малоизвестным и плохо понятным, Настя не очень представляла, как можно отвоевать для себя папу. Попав в папино учреждение и быстренько «освоив территорию», сообразительная девчушка начинает доказывать окружающим, что папа принадлежит ей, а не работе.

Отсюда — многократные попытки переключить папино внимание на себя: заглядывание в кабинет, надуманные вопросы. Настя — в постоянном поиске: что еще такое придумать, чтобы папа не заподозрил о ее плане и постоянно занимался только ею? Девочка изобретает все новые предлоги и сразу же реализовывает свои тактические замыслы, но при этом чутко реагирует на признаки папиного недовольства — ей не хочется его сердить, просто ей нужно доказать этой папиной работе, что она, Настя, ему дороже, что это папа ее, Настин, а не «работин». И ей важно, чтобы это увидели все на папиной работе.

Настя не капризничает, она просто борется за папу.

Соня тоже борется за своего папу, но немножко по-другому.

Соня интравертивна, она не спешит раскрывать свой внутренний мир другим, круг ее общения не очень широк, а вот конкретно-образное мышление развито хорошо. Отсюда — успехи в рисовании.

У малышки прекрасная для ее возраста зрительная память, поэтому девочка любит рассматривать картинки. Где картинок больше всего? Конечно, в книжном магазине. Людей там она воспринимает как своих единомышленников, а само место — как социально значимое. Вот Соня и тянет папу в книжный магазин, долго выбирает там себе книжку, внутренне ликуя, что папа рядом с ней и, как ей кажется, занимается вместе с ней любимым делом — рассматриванием картинок.

Длительным выбиранием книжки Соня показывает окружающим, что папа занят одним с нею делом, что она победила соперницу-работу в борьбе за папино внимание.

У дошкольников ведущим является конкретно-образное мышление, а абстрактно-логическое только формируется, поэтому ребенку этого возраста важно иметь какое-то предметное подтверждение своего успеха.

У Насти такими предметами стали чайник, чашка, чай, фломастер и бумага, поскольку в кабинете не было других вещей, которыми она сама умеет пользоваться.

У Сони предметным подтверждением победы в борьбе за папино внимание стала книжка.

Обе девочки отвоевали на время внимание своих пап ценой больших эмоциональных затрат. Каждая такая «битва» приближает ребенка к стрессу, а победы воспринимаются как временные передышки между боями «за папу».

Посмотрим, что может сделать папа, чтобы защитить своего дошколенка от стрессов.

Папа может все что угодно

Природа распорядилась так, что значительную часть информации мы получаем через эмоциональные и визуальные контакты. Особенно важны они в первые годы жизни, когда закладывается представление ребенка о мире, в дальнейшем индивидуальная картина мира лишь детализируется.

Папа, держащий за руку, обнимающий, что-то рассказывающий подсознательно воспринимается дошкольником как гарантия безопасности. Чувство защищенности создает состояние психологического комфорта, способствует формированию устойчивой психики малыша. Для достижения внутреннего равновесия дошкольнику нужно примерно одинаковое время общаться с обоими родителями, вот ребенок подсознательно и стремится сбалансировать поступление визуальных образов мамы и папы.

В первые годы жизни малыш познает мир прежде всего через родителей. Эмоциональная информация приходит к нему преимущественно через маму, логически ориентированная — через папу. В возрасте «почемучек» дети особенно ценят информационно насыщенное общение, поэтому познавательные беседы-экскурсии — важное средство интеллектуального развития ребенка.

Есть много вещей в мире, рассказать о которых лучше папы никто не может. Познавательная прогулка с ребенком много времени не отнимает, а значение для его развития имеет огромное.

Можно, гуляя, вместе понаблюдать, как ремонтируют дорогу, как работает магазин, как ходят поезда, как звенит трамвай, как живут птицы в городе (где спят, что едят, как спасаются от кошек) и кто обитает в парке. Можно поговорить о том, как делают самые обыденные вещи — пекут хлеб, делают сахар, бумагу, ремонтируют обувь, шьют одежду.

Все вокруг — это наглядные пособия для папиных бесед.

Важно, чтобы это был диалог, незаметно направляемый папой в нужное тематическое русло. Именно папам с их сдержанностью и логическим мышлением такие беседы удаются особенно хорошо.

По возвращении домой нужно, чтобы ребенок в папином присутствии рассказал маме и всем домашним, что нового узнал он на прогулке, что они с папой видели, что обсуждали.

Беседа-экскурсия может быть недолгой — полчаса-час, но ее информативная насыщенность даст ребенку возможность продолжить мысленный диалог с папой и позже, когда тот будет на работе, а дошкольник, вспоминая совместную прогулку, будет продолжать осмысливать полученную информацию. Одновременно запечатленные в памяти визуальные образы уравновешивают соотношение долей общения с обоими родителями.

Хорошо, если каждая такая беседа-экскурсия получит и предметное продолжение (ведь для дошкольника важно иметь осязаемое, вещественное напоминание о событии — этакую Сонечкину книжку). Например, можно дома нарисовать, вылепить из пластилина или соленого теста (берут равное количество муки и соли) то, что видели на прогулке, можно принести домой желудь, шишку, каштан, палочку, какой-то другой предмет, с которым ребенок связывает тему беседы и который будет служить малышу напоминанием о событии, стимулируя самостоятельное осмысление информации, полученной с папиной помощью.

Прогулки-беседы с папой учат дошколят логически связанным размышлениям, развивают умение устанавливать причинно-следственные связи, вырабатывают эмоциональную устойчивость, умение вести беседу, и тем самым снижают риск возникновения будущих трудностей в общении.

Вероятность появления будущих проблем с нерешенными задачками по математике тоже снижается, ведь математика — «гимнастика ума» — требует хорошего абстрактно-логического мышления, которое и начинает развивать у малыша папа своими беседами-экскурсиями.

Так что папа действительно может все, что угодно, особенно, если не забывает, что он для своего ребенка-дошколенка — это полмира.