UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАПА, МАМА, РАБОТА. А Я?

Результаты очередного социологического исследования, проведенного в Америке в рамках правительственной программы, не столько ответили на существующие вопросы, сколько поставили новые...

Автор: Оксана Приходько

Результаты очередного социологического исследования, проведенного в Америке в рамках правительственной программы, не столько ответили на существующие вопросы, сколько поставили новые. Ведь американские женщины чуть ли не единственные в мире, кому закон не гарантирует хотя бы символически оплачиваемого отпуска по уходу за детьми. Да и на содержании мужа может позволить себе жить далеко не каждая американка — как по причине собственных амбиций, так и в интересах более высокого материального статуса своей семьи. Вот и получается, что проблема, куда «приткнуть» свое долгожданное (а, как показывает статистика, в Америке они бывают даже слишком долгожданными) чадо до тех пор, пока его можно будет определить в престижное дошкольное, а затем и школьное учреждение, становится все более острой.

Как выяснили исследователи, наблюдавшие 1300 детей в десяти городах страны в течение последнего десятилетия, чем больше малышей в возрасте от трех месяцев до четырех лет лишены родительской опеки, тем больше у них шансов вырасти агрессивными, непослушными и упрямыми. Как утверждают авторы исследования, эта корреляция сохраняется вне зависимости от уровня материального благосостояния семьи, вне зависимости от опеки — родственников или высокопрофессиональных гувернанток, и даже вне зависимости от пола. 17 процентов детей, которые проводят вне опеки родителей более 30 часов в неделю, ко времени поступления в детский сад (обычно в возрасте от 4,5 до 6 лет) агрессивны, недоброжелательны и неуправляемы. И наоборот, среди ребят, которые проводят без родителей менее десяти часов в неделю, таких «трудных» менее шести процентов.

В то же время социологи задались вопросом: возможно, наиболее резвых и неуправляемых родители отдают в различные привилегированные центры по воспитанию детей-дошкольников или нанимают им няню, а с тихими и покладистыми умудряются справиться и собственными силами? Ведь то же исследование показало также, что малыши, воспитывающиеся не под крылом родителей, демонстрируют более раннее развитие и более высокие интеллектуальные показатели. Хотя то, что американский ребенок в возрасте от трех месяцев до четырех лет проводит вне родительской опеки (так называемые угрожающие 26 часов в неделю), заставляет задуматься о многом.

В данном исследовании так и не была выявлена достоверная зависимость между качеством и профессионализмом воспитательной работы, которую проводят с детьми не родители, и уровнем агрессивности. Однако достоверно установлено, что дети, проводящие больше времени перед телевизором, чем в процессе активного вербального общения, впоследствии значительно отстают как по математике, так и по грамматике, имеют более скудный словарный запас и отличаются определенной замкнутостью, зажатостью.

Профессор Роберт Пианта — один из руководителей проекта — считает, что уход за детьми младшего возраста в американских семьях всегда связан с сильным психологическим стрессом, вызванным необходимостью разрываться между работой и ребенком. Чем сильнее этот стресс, тем чаще родители вынуждены прибегать к помощи воспитания. А ведь жизнь в условиях стресса, как известно, не способствует формированию ласкового и покладистого характера.

Социологи предостерегают, что их результаты нельзя автоматически соотносить с проблемой детского насилия, особенно это касается случаев стрельбы в школах. Просто потому, что эти закономерности еще не отслежены – самые старшие наблюдаемые еще не достигли того возраста, с которого начинаются подобные проблемы. О существовании или же отсутствии такой зависимости можно будет говорить лишь после завершения очередного исследования, на которое уйдет еще несколько лет.

Возможно, проблема воспитания малолетних детей в ближайшее время в Америке несколько утратит свою остроту. По крайней мере, основания надеяться на это дают результаты переписи населения. Они показали, что в стране несколько увеличился процент детей, живущих в полных традиционных семьях со своими биологическим родителями – с 51 процента в 1991 году до 56 – в 1996-м. Правда, Джейсон Филдс, авторитетный специалист по вопросам американской демографии, утверждает: традиционная семья по американским понятиям — это родители, состоящие в браке, и их биологические дети. А если в одном доме с ними живут еще и бабушка с дедушкой, тетя или кузен, то такая семья уже не относится к разряду традиционных. Тогда вышеуказанный процент детей повышается до 62. И именно на этой отметке он и удерживается на протяжении последних десяти лет.

Достоверных данных о том, как влияет присутствие в доме дополнительных членов семьи на процесс формирования характера ребенка, пока еще нет. Зато привлекает внимание заметка Питера Далглиша, основателя Street Kids International, международной организации, работающей с безнадзорными детьми в Пакистане и Афганистане, Судане и Сьерра-Леоне. В какой бы стране г-н Далглиш ни разговаривал с подростками об их дальнейшей жизни, дети чаще всего говорят о своем желании спасать тропические леса в Бразилии, создавать заповедники для исчезающих видов животных и растений, осваивать пустыни или далекие звездные миры. По мере взросления юношеский идеализм чаще всего вытесняется стремлением получить работу, гарантирующую шестизначную зарплату, что обрекает человека на вечную погоню за упрочнением своего материального состояния. По долгу службы П.Далглиш сталкивается как с теми, кто зарабатывает большие деньги, занимаясь тем, к чему у него не лежит душа, так и с теми, кто за достаточно скудное вознаграждение сооружает солнечные батареи на крышах глиняных мазанок в пустыне, свободно владея четырьмя языками и сочиняя баллады и романсы. И если у первых есть роскошный автомобиль, то у последних — крепкий сон, здоровая психика и доброжелательное отношение к людям. А ведь именно в такой атмосфере и воспитываются наиболее уравновешенные и развитые дети. Проблема заключается лишь в том, где взять подобных родителей.