UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пап-тест во имя будущего…

В ноябре в Клубе социальной журналистики БФ «Развитие Украины» для представителей СМИ был провед...

Автор: Виктория Сорокопуд

В ноябре в Клубе социальной журналистики БФ «Развитие Украины» для представителей СМИ был проведен посвященный аспектам профилактики рака шейки матки (РШМ) мастер-класс, участниками которого стали главный онкогинеколог Киева, кандидат медицинских наук Елена Манжура и специально приглашенный биолог/цитолог Лаборатории патологии и цитологии больницы Св. Франциска (Нидерланды), доктор Аннеке Ван Дриель-Кулкер. Столь пристальное внимание к такой узкой теме, как РШМ, объясняется тем, что у нас от данного заболевания ежедневно умирает шесть женщин, а показатель ежегодной смертности по этой онкогинекологической патологии превышает в Украине две с половиной тысячи человек. Более того, именно рак шейки матки является третьей по счету причиной смерти имеющих злокачественные образования женщин, и «уступает первенство» лишь раку легких и раку молочной железы. И хотя украинские онкогинекологи, как, впрочем, и их западноевропейские коллеги, неустанно говорят о том, что предупредить РШМ легче, чем лечить, украинки с удивительным упорством продолжают обходить стороной гинекологов, а зарождающуюся в нашем государстве скринингацию, судя по всему, проходить вообще не планируют.

Напомним, что одной из главных причин рака шейки матки является передающийся половым путем вирус папилломы человека (ВПЧ), выявляющийся у 95% РШМ-больных. Существует более 100 типов этого вируса, но лишь около 15 из них могут привести к вышеуказанной болезни, которая, кстати, может развиваться в течение 10—15 лет. РШМ развивается тогда, когда клетки шейки матки становятся атипичными и начинают бесконтрольно расти. К счастью или сожалению, атипичные клетки ранней стадии долгое время никак себя не проявляют. Они могут быть обнаружены только при помощи так называемого Пап-теста — короткой и безболезненной процедуры, суть которой сводится к тому, что гинеколог берет у пациентки мазок из шейки на атипичные клетки, которые на ранней стадии легко удаляются.

В соседних с нами европейских странах уже давно существуют национальные программы скрининга РШМ. Согласно им, каждая женщина, достигшая определенного возраста или, в другом варианте, начавшая половую жизнь должна проходить скринингацию не реже одного раза в три-пять лет. Как их мотивируют? Насколько высоки показатели охвата женского населения скринингом РШМ в европейских странах? Эти вопросы на мастер-классе освещала доктор Аннеке, в презентации которой детально рассказывалось о том, откуда именно и почему берутся клетки для Пап-теста, где расположена «зона трансформации», в которой возникают все случаи заболевания РШМ, а также была представлена динамика результатов внедрения скрининга в ряде Скандинавских стран.

«Трудно сказать, по какой причине степень посещения вашими женщинами врача оказалась ниже ожидаемого, — заметила доктор Аннеке после выступления Елены Манжуры, рассказавшей о том, что попытка присылать киевлянкам специальные приглашения для прохождения скрининга РШМ не оправдала возложенных надежд. — Наверное, в нашей стране, для которой характерно проведение рекламных кампаний по РШМ и рассылка соответствующих писем-приглашений, существует еще и культура регулярного посещения доктора. Кроме того, в Голландии действуют мобильные амбулатории, полностью оборудованные для того, чтобы производить анализ цервикальных мазков на месте. Мы знаем, что женщинам не очень нравятся мужчины-гинекологи, поэтому там работают только специально обученные медсестры. Благодаря всем этим мерам к скринингу РШМ нам удалось привлечь сегодня более 80% женского населения». По словам доктора Аннеке для вовлечения женщин в программы скрининга все средства хороши. В какой-то стране будут успешны «письма счастья», в какой-то — медицинская страховка и ежегодный профосмотр, а в какой-то — и… личная история.

«Эффект Джейд Гуди»

Джейд Гуди
В 2008—2009 годах среди женщин Великобритании произошел резкий всплеск (на 20%) посещений гинеколога. Тогда более 80% женского населения туманного Альбиона прошли Пап-тест на рак шейки матки. Стимулом для этого стала история 27-летней Джейд Гуди — одной из участниц достаточно популярного в Великобритании реалити-шоу «Большой Брат». Однажды молодой женщине стало плохо прямо в эфире. А после обследования выяснилось, что у Джейд продвинутая стадия РШМ. Врачи отвели ей два-три месяца, но она прожила восемь. Более того, не побоялась сделать из своей болезни новое, доселе невиданное реалити-шоу. Зачем? Во-первых, для того чтобы обеспечить будущее своих маленьких сыновей, а во-вторых, побудить других женщин регулярно сдавать цервикальные мазки и посещать гинеколога. За тем, как умирающая от рака шейки матки Джейд намерена распорядиться последними месяцами своей жизни, следила вся страна. Кадры с ее участием транслировали на больших экранах, а о свадьбе с 21-летним Джеком Твидом, права на телетрансляцию которой она благополучно продала, долго обсуждали. Сопровождавший ее болезнь и смерть всплеск скринингации РШМ британские медики даже назвали «эффектом Джейд Гуди». «Нет сомнений в том, что без случившейся с Джейд трагедии они бы (женщины Великобритании. — Авт.) этого никогда не делали, — сказал онколог Джефф Тобиас из БО Cancer Research UK, — как не делала этого, по всей видимости, никогда в своей жизни и она сама. Грустно осознавать, что все усилия национальной службы здравоохранения по пропаганде необходимых методов профилактики оказались куда менее действенными, чем один трагический случай популярной на всю страну молодой женщины».

«Пожалуйста, начните регулярно проходить Пап-тест после начала половой жизни!»

Джейд Гуди
Мы не знаем, какая именно мотивация для участия в скрининге рака шейки матки необходима женщинам Украины, но то, что она сегодня нужна, неоспоримо. Ведь у нас из 160 тысяч ежегодно выявляемых случаев онкологических заболеваний 16 тысяч связаны именно с онкогинекологией. Если говорить точнее, то каждый год в нашей стране специалисты выявляют более пяти тысяч женщин с раком шейки матки. Что касается регионального среза РШМ, то самые высокие показатели распространенности этого заболевания характерны для юго-востока Украины. Надо сказать, если говорится о региональной локализации очагов и породивших их причинах, врачи чувствуют себя уверенно только тогда, когда речь идет о восточных областях Украины. Там все ясно — плохая экология, а значит, и сниженный иммунитет. Но применить этот «стандарт» к югу Украины, где каждая пятая женщина с РШМ умирает, не прожив и года после установления диагноза, нельзя. Безусловно, хотя экологическая ситуация в стране наравне с курением, спиртным, ВПЧ и другими факторами и является союзником рака шейки матки, одной из способствующих его возникновению причин является также раннее начало половой жизни. То, что в течение столетий нам пытались донести мифы, сказки, этические и духовные законы, сегодня очень просто объясняют биологи и цитологи. Дело в том, что при раннем начале половой жизни эпителий шейки матки девушки еще не успевает созреть и потому легко поддается инфекционному влиянию. Очередная «любовь» усугубляет то, что уже было девушке кем-то преподнесено: та инфекция, которую организм взрослой женщины может с легкостью преодолеть, для юной девушки превращается в ящик Пандоры. Причем коварство наиболее распространенных типов ВПЧ настолько велико, что, повторимся, в течение 10—15 последующих лет у нее может даже не быть никаких симптомов. Именно поэтому во многих европейских странах врачи, планируя скрининг РШМ, не привязываются к возрастному порогу, а говорят: «Пожалуйста, начните регулярно проходить Пап-тест после начала половой жизни!».

Большие и маленькие, пожилые и молодые…

По словам главного онкогинеколога Киева, РШМ сейчас очень помолодел — с каждым годом появляется все больше женщин до 28 лет, у которых врачи диагностируют продвинутые стадии рака шейки матки. Цервикальный мазок на наличие атипичных клеток можно сдать в любой женской консультации. Это обойдется вам пока в несколько гривен, что связано с ценой одноразового «гинекологического набора». И хотя в начале мастер-класса Елена Манжура уверенно говорила о том, что все условия для проведения качественного Пап-теста в Киеве и Украине есть, уже к концу встречи она заметила, что сегодня какая-то часть мазков неправильно доставляется в лабораторию, а какая-то сопровождается и не очень корректным заключением. А это значит, что сегодня в Украине нужно не только поработать с сознанием будущих и настоящих бабушек и мам, но еще и поднять профессиональный и технический уровень цитологов/биологов. Как можно себя обезопасить и чем? Помимо регулярного — раз в три-пять лет прохождения Пап-теста и осознанного отношения ко всему, что связано с физическим и душевным здоровьем, есть еще один вариант — вакцинация против двух наиболее распространенных типов ВПЧ — 16 и 18.

На сайте Европейской ассоциации по цервикальному раку (ecca.info) говорится о том, что внедрение в школах программ вакцинации для всех девочек подросткового возраста является важной национальной стратегией контроля заболеваемости на РШМ в странах ЕС, но мы не станем высказываться по этому вопросу. Почему? Вся вакцинация в Украине уже давно превратилась в очень сложный и неоднозначный процесс, нередко сопряженный с инвалидизацией того, кому пытались сформировать искусственный иммунитет к той или иной болезни. Женщина должна сама решать, вакцинироваться ли ей против ВПЧ или нет, думать над тем, как не допустить развитие у себя РШМ-болезни. Будем надеяться, что большие и маленькие, пожилые и молодые украинки все-таки поймут, что такое настоящая любовь к себе и не станут искать «вдохновения» в историях, схожих с судьбой британки Джейд Гуди.