UA / RU
Поддержать ZN.ua

Панорама Луцка на старинной иконе

В Волынском краеведческом музее есть старинная икона, на которой изображен святой с ребенком на руках на фоне древнего города Луцка...

Автор: Феодосий Мандзюк
Икона середины ХVІІІ в. с панорамой тогдашнего Луцка

В Волынском краеведческом музее есть старинная икона, на которой изображен святой с ребенком на руках на фоне древнего города Луцка. Впервые на уникальность этой иконы обратил внимание исследователь волынской старины Збигнев Ревский. В небольшом сообщении «Обнаружение неизвестной панорамы древнего Луцка», опубликованном в журнале «Земля Волынская» (№8-9 за 1938 год), который выходил на польском языке, он писал: «В бывшем монастыре бернардинцев в Дубно удалось мне распознать на фоне образа, на котором изображен святой Игнатий, вид города Луцка с первой половины ХVІІІ века. Этот пейзаж вносит новый материал в иконографию замка Любарта и луцких костелов...» В конце автор отмечает, что ценная с исторической точки зрения икона приобретена для Волынского музея в Луцке.

Панорама города на иконе — древнейшее из известных исследователям изображение Луцка. Ведь другие старинные пейзажи, акварели польского художника Казимира Войняковского, на которых изображен замок Любарта и улицы старого города, датируются 1797 годом. А с помощью этого художественного холста мы можем взглянуть на старый город лет на 50—70 раньше. Каким же он был тогда?..

В те времена посреди замка стояла церковь

С горы либо с крутого берега Глушца, на котором стоит святой с ребенком, открывается живописная панорама города с высокими храмами, административными и жилыми зданиями. В левом углу холста видны башни и стены княжеского замка, посреди которого проглядывают купола старинной церкви Иоанна Богослова, построенной на замковом дворе еще в ХІІ веке. На протяжении многих столетий она была главным православным кафедральным храмом. В старину использовалась также для хранения ценных документов, судебных книг. В ее подземельях хоронили князей и выдающихся церковных деятелей. Ученые считают, что здесь был похоронен и князь Любарт.

На высоком холме над тринадцатиметровыми стенами замка высоко вздымается веретенообразная маковка центрального купола храма. Это единственное изображение, дающее представление о том, какой была бывшая главная православная святыня нашего города. Видны также крыша северного притвора и крест над апсидой. Исследователи архитектуры Луцка Богдан Колосок и Ростислав Метельницкий («Луцьк: архітектурно-історичний нарис», К., 1999) считают, что эта пристройка к храму была возведена примерно в 1715 году, когда епископ Иосиф Выговский восстанавливал церковь после пожара. А в 1776 году по инициативе епископа Сильвестра Рудницкого старую церковь разобрали, чтобы на ее стенах построить новую. Однако замысел не удался. Следовательно, можно утверждать, что в период между этими двумя датами и была написана икона с панорамой Луцка.

Замок уже не выполнял оборонительных функций

Хорошо виден на холсте и Верхний замок, построенный в ХІV—ХV веках, с его устремленными ввысь башнями, каменными стенами и высоким деревянным мостом перед воротами.

Сохранилось тогдашнее описание замка в люстрации Луцкого староства 1765 года. Опубликовано оно в книге «Древняя Польша с точки зрения исторической, географической и статистической, описанная Михалом Балинским и Тимотеушем Липинским», изданной в 1845 году в Варшаве. Люстраторы утверждают, что «замок по давности времени опустошен», сохранилось место, где когда-то находился княжеский дворец. Перед въездом есть деревянный мост. Во Въездной башне на двух этажах хранятся актовые книги воеводства, в другой башне на первом этаже расположена сокровищница, под ней подвал для содержания заключенных. На втором этаже — тюрьма для шляхты. На третьем — комната для хранения городских книг. Крыша прохудилась, во время дождей протекает. В центре замка каменный кафедральный храм, в нем хранятся земские акты. С левой стороны деревянный дом, в котором расположены канцелярия и комната для заседаний городского суда. Дом нуждается в ремонте. В замке нет оружия. В предместье, отмечают люстраторы, очень много дворов шляхты.

Анализируя это описание, историк-исследователь Петр Троневич в книге «Луцкий замок» указывает: «...Можно сделать некоторые обобщения относительно Луцкого града по состоянию на 1765 год. Замок с соответствующими сооружениями на своей территории продолжал быть резиденцией светской и духовной власти, а следовательно, сохранял функцию государственного, судебного, политического и религиозного учреждения. Возможность выполнения им оборонительной функции в это время, вследствие опустошенности его фортификаций и отсутствия оружия, была проблематичной...»

В древнейшем жилом доме и сегодня квартируют несколько лучан

Но на иконе мы видим и часть стен Окольного замка, и немало храмов, расположенных на его территории, которая уже тогда воспринималась как обычный город. Возле самого замка — крыша и окна высокого дома. Этот древнейший жилой дом города сохранился по сей день. Построен он в 1545—46 годах. Сведения о его строительстве есть в люстрации Луцкого замка, сделанной по поручению польского короля Сигизмунда Августа в 1545 году. В описании указывается, что дом строит князь-епископ. А епископом в то время на луцкой кафедре был Юрий Фальчевский. Детально описано, какие материалы завезены на строительство. Стены дома были каменными и толстыми, ведь он имел и оборонительное значение, это подчеркивали и люстраторы, указывая, что после завершения он будет «немалым украшением и обороной всему Замку». Дом примыкал к стенам Окольного замка, а далее за ним следовали деревянные оборонительные сооружения и рвы. Следовательно, он должен был контролировать подступы к Воротной башне и охранять ров и мост у входа в Верхний замок.

Позже дом принадлежал князьям Острожским, Гулевичам. Интересен и тот факт, что, как доказывает Богдан Колосок в книге «Кафедральні споруди Луцька» (2002 г.), в мае—июне 1617 года в этом доме останавливался старший сын польского короля Сигизмунда ІІІ Вазы королевич Владислав, который посетил Луцк, готовя войско к походу на Москву. В целом же можно только представить, сколько же людей жило в нем и сколько известных исторических лиц побывало здесь на протяжении почти пяти веков.

Кафедральный костел Святой Троицы уничтожил пожар

Далее виден костел Святой Троицы. Этот храм располагался на территории нынешнего двора бывшего монастыря шириток. Строительство каменного костела завершено в 1545 году. Внутри он был расписан фресками. На одной из четырех башен установили часы с колоколами. Епископ Фальчевский — член большого княжеского совета и друг королевской семьи — на собственные средства построил также костельный дом и другие здания. В них разместились духовный орган правления епископии — капитул, суд, диецезиальная канцелярия, кафедральный архив, латинская школа для подготовки канцеляристов и церковнослужителей. Здесь был приют — больница Святого Духа для обедневшей шляхты, престарелых и инвалидов. Между зданиями размещалось небольшое кладбище. После пожара 1724 года костел пытались восстановить. Но пожар 1781-го окончательно уничтожил его. И на этом месте позже выстроили монастырь шириток, часть зданий которого сохранилась до наших дней.

Костел Петра и Павла действует и по сей день

В 1787 году кафедру переносят в костел святых Петра и Павла. Это здание с колокольней перед входом на переднем плане также видно на старинной иконе. Перед ним еще несколько домов, стоящих на берегу Глушца.

Римо-католический храм начали строить в начале ХVІІ века после прихода в Луцк иезуитов. В 1609 году они получили разрешение польского короля Сигизмунда ІІІ Вазы на приобретение земельных участков под строительство костела и коллегиума. В разработке проекта принимал участие талантливый итальянский архитектор Якуб (Джакобо) Бриано, при участии которого 16 июля 1616 года был заложен первый камень здания. Завершено строительство в 1639 или 1640 году. Костел был освящен в честь святых Петра и Павла. В 1720 году после пожара величественный католический храм был коренным образом перестроен. Костел сохранился и ныне действует.

Колокольня перед костелом, согласно предположениям исследователей, построена в 1724 году и также сохранилась до наших дней.

Возможно, икона была написана для монастыря тринитариев

С правой стороны на иконе изображены монастырь и костел тринитариев. Построены они были на месте заброшенной Свято-Михайловской церкви, которую передали тринитариям в 1717 году после их прибытия в Луцк при условии, что храм отремонтируют и сохранят посвящение архангелу Михаилу. Тринитарии возвели величественный барочный комплекс, состоящий из монастыря и костела. Новопостроенный храм был освящен в честь архангела Михаила и апостола Павла 11 ноября 1729 года. Костел замыкало здание кляштора (монастыря) с внутренним квадратным двором, что хорошо видно на иконе. Сохранились сведения о том, что костел и монастырь были очень хорошо расписаны. Алтарные изображения, фресковые росписи сводов принадлежали кисти известного католического художника-монаха Йозефа Прехтля.

Исследователи предполагают, что и икона святого Игнатия написана именно для этого костела после окончания его строительства и по случаю освящения в 1729 году. На это и указывает Збигнев Ревский, отмечая: «Художник на самом деле не был ни хорошим перспективистом, ни рисовальщиком. В конце концов, вид Луцка не представлял для него основного интереса, и наиболее удачно представлены древний костел и монастырь о. тринитариев. Этот последний факт говорит о возможности происхождения этой иконы из монастыря тринитариев в Луцке...».

Можно сделать еще одно предположение, что автором иконы с панорамой Луцка является уже упоминавшийся художник Йозеф Прехтль.

Многочисленные ремонты, проводившиеся на протяжении восьми десятилетий, привели к тому, что костел и монастырь утратили свой барочный вид. А во время наполеоновской войны 1812 года в монастыре был военный госпиталь, после чего обитель монахов пришла в упадок и была ликвидирована. После этого, возможно, икона и попала из Луцка в Дубно.

В 1869 году по распоряжению русских властей костел Михаила и Павла разбирают, а в монастырском здании проводят ремонт, понижают крышу, центральный фасад перестраивают в стиле классицизма и размещают здесь окружной суд. В наши дни в бывшем монастыре размещен военный госпиталь.

Мы осмотрели почти все здания, размещенные на иконе. А теперь давайте попробуем установить место, откуда рисовалась панорама древнего Луцка. Наверное, пригорок, с которого открывается вид на остров с замком, домами и храмами с одной стороны, и на костел тринитариев с другой, располагался где-то на берегу Глушца, неподалеку от нынешнего центрального рынка либо на его территории. Дабы уточнить, посмотрим на план города ХVІІІ века. Но теперь здесь равнина! Наверное, со временем холм смыли речные воды во время наводнений, возможно, его разрушили во время прокладывания дороги, а скорее всего художник выбрал это место мысленно и дорисовал на нем высокий холм. К сожалению, мы уже не сможем установить этих деталей. Но благодаря неизвестному иконописцу можем увидеть, каким был наш город в далеком прошлом, 250—280 лет назад. Непривычный и загадочный древний Луцк. Над храмами и домами высокое голубое небо, покрытое белыми тучами. А между ними витают ангелы, рассыпающие жителям свои щедроты в виде цветочных лепестков. Наверное, художник писал эту икону с твердой верой в счастливое будущее старинного волынского города.