UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАМЯТНЫЙ ЛЬВОВСКИЙ СЕНТЯБРЬ

Шесть десятилетий тому назад, 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границу и вступила на территорию почти разгромленного гитлеровской Германией соседнего государства...

Автор: Павел Позняк

Шесть десятилетий тому назад, 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границу и вступила на территорию почти разгромленного гитлеровской Германией соседнего государства. По-разному оценивали это событие современники и потомки. Одни называли его оккупацией, новым переделом Польши, другие - освобождением земель Западной Украины, объединением украинского народа в единой семье, третьи - сговором Сталина с Гитлером по захвату новых территорий… Наверное, во всех этих определениях была частица своей правды. Но время все расставляет на свои места, что-то оправдывает, что-то отметает, приоткрывает завесу многих тайн. Давно стали известны сверхсекретные когда-то документы, разрезавшие Европу на два района, стратегически важных как для набиравшего силы фашистского хищника, так и для готовившегося к непосредственному участию во второй мировой войне социалистического государства, решавших свои проблемы на огромной шахматной доске, где не только люди, но и страны были всего лишь пешками. Но как же все-таки люди, народы реагировали на эти судьбоносные события?

Шестьдесят лет тому назад кто-то неизвестный начал аккуратно подшивать листы издававшейся во Львове газеты «Вільна Україна». И вот они перед нами, чудом прошедшие через все испытания временем. Перелистаем их, окунемся в атмосферу тех далеких дней.

На первом, сентябрьском номере не требующий комментариев гриф: «Орган Политического управления Украинского фронта». Однако газета предназначена не столько воинам, сколько населению земель, куда пришла армия.

Каждая строка помещенных материалов буквально кричит о бездарности польского руководства, о жестоких притеснениях, чинимых им украинскому населению, о теплых чувствах украинцев к воинам-освободителям.

Что же, издатели газеты знали о желании населения украинской национальности объединиться в одной национальной семье, которое вскоре оформилось решением войти в состав Советской Украины, нужно было только готовить к нему весь народ. Ведь на территории Польского государства кое-что слышали и о голодоморе 1932-го, и о довольно своеобразных методах коллективизации и индустриализации, и о массовых репрессиях. Потому пропагандистская машина не скупилась на оптимистические краски. Здесь и масштабные полотна о процветании украинцев в Советском Союзе вообще, и счастливые судьбы отдельных представителей крестьянства, рабочих, интеллигенции.

Подготовительная работа проведена: на октябрьском номере газеты уже другой гриф: «Орган Временного управления г. Львова». А идеологический натиск нарастает. Кажется, население Львова и всей Западной Украины буквально тонет во всеобщей любви к вождю всех народов дорогому и любимому товарищу Сталину.

Правда, исчезают в небытие офицеры и солдаты польской армии, арестовывают священнослужителей, представителей интеллигенции, но это только слухи, а газета, документ - вот она. Каждая строка информации и обзора, очерка и стихотворения, каждый жизнерадостный рисунок А.Резниченко и фотография свидетельствуют о полном единодушии, всеобщей радости и ликовании.

Что же удивляться, что с начала 1939 года «Вільна Україна» - уже орган Львовского обкома и горкома КП(б)У и облисполкома… С братьями жить - не следует соваться со своим уставом, здесь все уже определено.

Бурной волной пролетело время. Было и привыкание к новым порядкам, и разрушительная война, и попытки вооруженного сопротивления коммунистическому строю, и жестокие репрессии теперь уже со стороны освобождавших братьев. И все было очень неоднозначно. Но через всю кровь и шелуху прошло чувство сознания удовлетворенности, что украинский народ все же объединился. А потом Украина стала независимым государством, матерью для всех своих сыновей и дочерей. И это придает совсем иную окраску памятному львовскому сентябрю 1939-го.