UA / RU
Поддержать ZN.ua

Падение в детство, или Берегиня с мольбертом и кистью

К сожалению, в обществе бытует мнение, что женщина-творец и хранительница домашнего очага, домохозяйка — несовместимые вещи...

Автор: Наталья Вареник

К сожалению, в обществе бытует мнение, что женщина-творец и хранительница домашнего очага, домохозяйка — несовместимые вещи. Либо — творчество и карьера, либо — семья и дети…

Мирослава Пшеничная начинала свой жизненный путь с первой ипостаси: дочь известного художника-графика Василия Перевальского, она с детских лет воспитывалась в духе любви к искусству, выросла в творческой мастерской отца, приобретала жизненный опыт на его многочисленных выставках…

Неудивительно, что еще с ранних лет Мирослава за свои картины получала призы на международных конкурсах детского рисунка. А главный был на тему: «Как будем жить в 2000 году». Маленькая Мирослава Пшенич­ная тогда даже и не предполагала, что ее жизнь в XXI веке сложится так необычно.

Активная, целенаправленная юная художница поступила на скульптурное отделение Львовского художественного училища декоративно-прикладного искусства, потом — на живописный факультет театрального отделения Украинской академии искусств, вступила в Союз художников Украины.

М.Пшеничная. «Нежное прикосновение»
Но ее будущая жизнь уже была предопределена темой первой солидной награды, которой она была удостоена, — первой премии на Международном конкурсе портрета основательницы Киево-Могилянской академии (Галшки Гулевичивны): «Образ женщины — образ нации».

Тема женщины, матери, хранительницы домашнего очага всегда присутствовала в творчестве Мирославы Пшеничной. Наверное, именно поэтому ей сказочно повезло — она получила грант президента Украины для молодых деятелей в области изобразительного искусства (живопись) для создания проекта «Женщина Творец и Берегиня».

Казалось бы, Мирослава — на верхушке карьерного и творческого успеха. И вдруг она решает круто изменить свою жизнь — заняться тем, на что всегда не хватало времени: домом и семьей. Старшей дочери Мирославы, Александре, и мужу — известному художнику Юрию Пшеничному, чего греха таить, порой не хватало ее заботы и внимания.

В декрет в связи с рождением второго ребенка, дочери Марички, Мирослава ушла с должности доцента и заведующей кафедры «Графика» Издательско-полиграфического факультета НТУУ «КПИ».

Ушла — и как будто попала в другой мир. Рисует теперь в мастерской вместе с крошечной дочуркой (у Марички свои кисточки, у мамы — свои). Друзья и близкие удивляются: совершенно изменилась цветовая гамма картин Мирославы, она сама стала, словно малое дитя: на ее холстах появились фантастические животные, котики, собачки, всевозможные сказочные персонажи.

Молодая мама больше не хочет ходить на работу, заниматься карьерой. Она хочет быть просто художницей и женщиной. И совершенно счастлива, создавая свои картины, — рядом с дочками и мужем, в уюте домашнего очага.

Стиль сегодняшней Мирославы Пшеничной, ее состояние души метко описал искусствовед Алексей Титаренко: «Искусство XXI века началось с головокружительного падения в детство. Миро рисовала, как ребенок. Бойчук блуждал в кепочке парижскими переулками, ностальгически вспоминая «византийскую ясность». Мирослава нашла ее, ясность, чистоту и силу около себя — в маленькой Маричке»…

«Мир женщины — это мой мир, — рассказывает Мирослава Пшеничная. — Многие художники всю жизнь работали над этой темой, и каждый внес своё видение, свой эмоциональный мир в историю искусства. Я попыталась совместить в своих работах декоративное цветовое решение и в то же время сохранить тонкую духовную структуру, не отказываясь от канонических композиций и академического подхода. Многие работы из гранта открыли для меня новое направление. Среди серии этих работ для меня есть две особенно дорогих — это портреты моих детей. Безусловно, до рождения младшей дочери я вела более активную творческую жизнь, больше выставлялась, много писала. Рождение еще одного ребенка заставило по-другому посмотреть на проблемы, над которыми я работала и раньше. Соответственно изменились и приоритеты: сначала семья, потом творчество, а уже затем — карьера».

Глядя на картины проекта, которые экспонируются на престижных выставках и подразделяются на две части (первая посвящена народным художникам, вторая — детскому творчеству), ясно понимаешь: женщина-творец может в полной мере реализовать себя, только раскрывшись как женщина и мать. Только отдавая свою нежность и любовь…

Знаменитые мужчины о женщинах

Забудь покой, кто вздумал править женщиной.

Публий

Даже суровость любимой женщины полна бесконечного очарования, которого мы не находим в самые счастливые для нас минуты в других женщинах.

Стендаль

Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.

Мольер

Ты — женщина, и этим ты права.

В.Брюсов

Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.

П.Бомарше

Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.

В.Белинский

Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже.

Шамфор

Женщина понимает детей лучше мужчины, но в мужчине детского больше, чем в женщине.

Ф.Ницше