UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТЦОВСКИЙ КУРАЖ

Именно так называется книга, написанная социологом Сюзанной Браун Левин, опубликование которой вызвало в Америке бурную дискуссию...

Автор: Оксана Приходько
Именно так называется книга, написанная социологом Сюзанной Браун Левин, опубликование которой вызвало в Америке бурную дискуссию. Война полов, которая привела в этой стране к установлению полного женского равноправия, по мнению автора, еще не закончена. Ведь теперь равноправия требуют мужчины. Вернее, не просто мужчины, а отцы. Согласно опросам, проведенным социологами, 93 процента респондентов, среди которых практически в равном соотношении представлены и женщины, и мужчины, согласны с тем, что обязанности по воспитанию детей должны распределяться поровну между матерью и отцом. И при этом среди опрошенных не оказалось ни одного отца, который был бы полностью удовлетворен той долей семейных функций, которая выпадает лично на него. Иными словами, не нашлось ни одного мужчины, который остался бы доволен тем, как ему удается справляться со своей ролью отца. Нести на себе тройственную ношу (семья, карьера, общественное признание) мужчинам оказалось не под силу.

Впрочем, утверждать, что такая же нагрузка оказалась посильной для женского пола, автор книги и не собирается. Оказавшись перед неразрешимой дилеммой, поколение «супермам» в Америке выбрало карьеру. И в течение десятилетий отстаивало свое право на такой выбор. Вернее даже, на свободу выбора. Ведь многие женщины, отвоевав для себя право на карьеру и доказав на деле, что им по плечу самые заоблачные высоты, с двойным наслаждением вернулись к пеленкам.

А вот у мужчин свободы выбора не оказалось. И с точки зрения биологии, и с точки зрения социологии им предопределена роль добытчика, рыскающего за пределами родной пещеры и приползающего туда лишь для того, чтобы свалить к ногам алчущего семейства добычу и зализать свои многочисленные раны.

Впрочем, с тех же самых точек зрения женщине полагалось неотлучно пребывать в этой пещере, кудахтая над детьми и преданно заглядывая в глаза кормильцу. Первые женщины, которые отважились эту пещеру покинуть, самым большим препятствием на своем пути считали чувство вины. Вины не только перед своей семьей, но и перед обществом в целом за то, что свою функцию по воспитанию детей они уже не могли выполнять так хорошо, как в период своего «домашнего ареста».

Точно с таким же чувством вины сейчас сталкиваются и те отцы, которые готовы пожертвовать своей карьерой ради семейного благополучия. Ведь оставаясь дома с детьми, они перестанут соответствовать предначертанной им социальной и биологической роли добытчика и первопроходца. Тем более что корпоративная этика, канонизировавшая стремление женщины совмещать по мере возможности интересы семьи и карьеры, допускает существенный крен в отношении тех же проблем, когда они касаются мужчины. Кроме того, женщины, с большой охотой доверяющие своим мужьям процесс замены памперсов, весьма неохотно допускают их к более ответственным процедурам, которые могут уменьшить до сих пор абсолютное материнское влияние.

Впрочем, с этими проблемами женщинам в свое время тоже приходилось сталкиваться. Правда, существует еще одна, специфически мужская. Общественные стереотипы, к формированию которых сами мужчины приложили немало сил, гласят, что шаг от памперсов в совет директоров крупной фирмы — это шаг в гору. Соответственно, шаг в обратном направлении — это откат назад, на более низкую ступень. Поэтому мужчинам, отказавшимся ради семьи от карьеры, придется выдержать еще и борьбу со своими собственными амбициями. Ну что ж, на то они и считаются сильным полом, чтобы преодолевать более сложные препятствия.

Исследование Сюзанны Левин весьма скрупулезно обобщает весь накопленный американским обществом опыт. Правда, его пока что нельзя экстраполировать на остальные страны. Ведь о своем праве на свободу выбора начали заявлять те мужчины, которые были воспитаны решившимися на собственную свободу выбора женщинами. В остальных же странах, даже самых развитых, женщины в большинстве своем рассматривают карьеру как альтернативу неудавшейся семейной жизни. Поэтому и их сыновья не смогут воспринимать деловых женщин как полноценных, самодостаточных личностей. А следовательно, еще долго не смогут признать ни за женщинами, ни за самими собою право на действительную свободу выбора.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы