Впрочем, утверждать, что такая же нагрузка оказалась посильной для женского пола, автор книги и не собирается. Оказавшись перед неразрешимой дилеммой, поколение «супермам» в Америке выбрало карьеру. И в течение десятилетий отстаивало свое право на такой выбор. Вернее даже, на свободу выбора. Ведь многие женщины, отвоевав для себя право на карьеру и доказав на деле, что им по плечу самые заоблачные высоты, с двойным наслаждением вернулись к пеленкам.
А вот у мужчин свободы выбора не оказалось. И с точки зрения биологии, и с точки зрения социологии им предопределена роль добытчика, рыскающего за пределами родной пещеры и приползающего туда лишь для того, чтобы свалить к ногам алчущего семейства добычу и зализать свои многочисленные раны.
Впрочем, с тех же самых точек зрения женщине полагалось неотлучно пребывать в этой пещере, кудахтая над детьми и преданно заглядывая в глаза кормильцу. Первые женщины, которые отважились эту пещеру покинуть, самым большим препятствием на своем пути считали чувство вины. Вины не только перед своей семьей, но и перед обществом в целом за то, что свою функцию по воспитанию детей они уже не могли выполнять так хорошо, как в период своего «домашнего ареста».
Точно с таким же чувством вины сейчас сталкиваются и те отцы, которые готовы пожертвовать своей карьерой ради семейного благополучия. Ведь оставаясь дома с детьми, они перестанут соответствовать предначертанной им социальной и биологической роли добытчика и первопроходца. Тем более что корпоративная этика, канонизировавшая стремление женщины совмещать по мере возможности интересы семьи и карьеры, допускает существенный крен в отношении тех же проблем, когда они касаются мужчины. Кроме того, женщины, с большой охотой доверяющие своим мужьям процесс замены памперсов, весьма неохотно допускают их к более ответственным процедурам, которые могут уменьшить до сих пор абсолютное материнское влияние.
Впрочем, с этими проблемами женщинам в свое время тоже приходилось сталкиваться. Правда, существует еще одна, специфически мужская. Общественные стереотипы, к формированию которых сами мужчины приложили немало сил, гласят, что шаг от памперсов в совет директоров крупной фирмы — это шаг в гору. Соответственно, шаг в обратном направлении — это откат назад, на более низкую ступень. Поэтому мужчинам, отказавшимся ради семьи от карьеры, придется выдержать еще и борьбу со своими собственными амбициями. Ну что ж, на то они и считаются сильным полом, чтобы преодолевать более сложные препятствия.
Исследование Сюзанны Левин весьма скрупулезно обобщает весь накопленный американским обществом опыт. Правда, его пока что нельзя экстраполировать на остальные страны. Ведь о своем праве на свободу выбора начали заявлять те мужчины, которые были воспитаны решившимися на собственную свободу выбора женщинами. В остальных же странах, даже самых развитых, женщины в большинстве своем рассматривают карьеру как альтернативу неудавшейся семейной жизни. Поэтому и их сыновья не смогут воспринимать деловых женщин как полноценных, самодостаточных личностей. А следовательно, еще долго не смогут признать ни за женщинами, ни за самими собою право на действительную свободу выбора.
Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы