UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЕЛ ТРАМВАЙ

Осознать значение для человечества электроэнергии полностью не удастся никому. Даже при временно...

Автор: Корней Коломнов
Аполлон Пироцкий

Осознать значение для человечества электроэнергии полностью не удастся никому. Даже при временном отключении из-за стихийных бедствий или за неуплату чувствуется дискомфорт: не работают телевизоры, холодильники, электронагреватели, стиральные машины и насосы, между этажами застревают лифты и останавливаются поезда, выключаются светофоры и замолкают телефоны... И мало кто представляет, что чуть больше ста лет назад во многих странах изобретатели бились над проблемами: как передать «гальваническую» энергию на расстояние в несколько миль, верст, километров, как приспособить ее передвигать и поднимать грузы, а еще и освещать улицы... В славной когорте познающих и укрощающих электричество были и наши соотечественники. Один из них — Аполлон Федорович Пироцкий.

Начало военной карьеры

25 февраля 1845 г. в семье штабс-лекаря помещика Лохвицкого уезда Полтавской губернии Аполлона Пироцкого родился сын Федор.

С дедов-прадедов были Пироцкие вольными казаками или служили в государевом войске, поэтому и 18-летний Федор оказался в специальных классах Константиновского кадетского военного училища. Через два года портупей-юнкер Ф.Пироцкий уже учился в старшем классе Михайловского артиллерийского училища в Петербурге. (Тут необходимо сказать об одной канцелярской ошибке, которая намного позже сыграла роковую роль в его жизни. В училище Пироцкий был «переименован» в Пероцкого и дальше в служебных документах, в том числе в приказах, он проходит как Пероцкий.)

8 августа 1866 года Пероцкий (точнее, Пироцкий) был «выпущен подпоручиком с назначением в Киевскую крепостную артиллерию». Ему завидовали товарищи, получившие направления в отдаленные уголки Российской империи: «Еще бы — будет Федор служить в губернском городе. Есть где разгуляться». Но Пироцкий уже «заразился» электричеством и его волновало только одно — сможет ли он опробовать свои идеи.

Киевская крепость строилась уже больше тридцати лет, и если для саперов здесь было какое-то занятие, то артиллеристам негде было даже проводить стрельбы. Ни углубить знания, полученные в училище, ни удовлетворить интерес к электричеству Пироцкий не мог. Впрочем, в таком же положении оказался и подпоручик саперного батальона Павел Николаевич Яблочков, который тогда приехал в Киев после окончания Николаевского инженерного училища (в Петербурге).

Диалоги на Александровском спуске

Владимирский спуск соединяет Хрещатую долину с Подолом по склону Михайловской горки. В начале XIX в. это была единственная в Киеве мощеная улица, потому и получившая название Мостовой. С 1869 г. спуск стал частью Александровской улицы (Большой Александровской), которая пролегла от Арсенала на Печерске до Контрактовой площади на Подоле. Именно эту прямую трассу к центру города выбирали для прогулок офицеры Печерской крепости, проходя через закрытый для простых обывателей Царский сад. Пироцкий и Яблочков прогуливались, беседовали. Чаще всего их диалоги напоминали тот метод решения задач, который сейчас называют мозговым штурмом:

— Мне кажется, господин поручик, если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями.

— Вы правы, господин Пироцкий. К этой мрачной картине могу еще добавить темноту. Хоть факел носи по ночам. Но что вы предлагаете, в чем спасение этой грязной цивилизации?

— Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге. Помните лодку Якоби на Неве?

— Слыхал. Но там была гальваническая батарея, надолго ли ее хватило? Да и дорогое удовольствие возить такое сооружение в каждой телеге.

— Телегу я и не предлагаю. Должна быть карета с электрическим мотором того же Якоби, а еще лучше вагон на рельсах, как поезд. Электричество дадут генераторы, что будут вращаться от мельниц водяных, а от них — по проводам к рельсам, а там уже и до мотора близко. Вот фонарь, откуда там газ? По трубе со станции, что где-то вдалеке или рядом. А силу воды тоже можно передать по проводам, чем больше сила, тем толще провод. Ведь работает же проводной телеграф.

— И не только телеграф. Еще до войны Шиллинг занимался гальваническими минами. Капитан Оскар Петрович Патон и его отряд устанавливал мины на Балтике, у Кронштадта и Риги, под водой. К минам, вместо бикфордова шнура, — проводки от батареи. Над миной поплавок — обозначено место. Английская эскадра, что шла на Кронштадт, повернула назад, когда точно под флагманом и еще одним кораблем взорвались эти мины. Понимаете, как только корабль подходил к поплавку, на берегу замыкали цепь. О панике из-за невиданного оружия писал английский адмирал... Впрочем, команду Шиллинга после войны, после падения Севастополя, расформировали — напуганные победители потребовали.

— Но в кабинетах наверняка что-то осталось. И опыты, и мысль невозможно запретить. Проситься надобно в Петербург, с коллегами работать, господин Яблочков.

— Нет, поручик, на армейской службе много не наработаешь. Да и не известно куда пошлют. Согласитесь, для мысли и опытов свобода нужна. В отставку уволюсь — и в Москву. Думаю, что найду там сотоварищей.

— А жить на что будете? Деньги нужны и на эксперименты, и на проживание, — возразил Пироцкий.

— Я думал об этом. Займу в долг, возьму патенты, компанию открою, доход получать буду, — поделился планами Яблочков. — Электричество — дело перспективное.

— А я хочу вернуться в училище. Изучу опыт физиков и возьмусь за собственные поиски. Все-таки должен быть выход — гальванический ток нужно передавать всюду.

П.Яблочкову повезло первому — в декабре 1867 года он вышел в отставку в связи с болезнью и выехал из Киева. (Он поселится в Москве, будет сотрудничать с другими электротехниками, бедствовать, сбежит из долговой тюрьмы в Париж, куда и привезет принципиально новую электродуговую лампу, осветившую многие города Европы, дворец шаха Ирана и короля Камбоджи, с триумфом миллионером вернется в Россию и умрет в нищете. Но это другая история.)

Кадровый артиллерист — изобретатель

Только в 1869 г., после настойчивых хлопот Пироцкого приняли в Михайловское артиллерийское училище (академию) на строевой факультет. Но к этому времени из академии уже ушли почти все выдающиеся ученые-изобретатели в области электротехники, и основное внимание здесь уделяли организационно-технологическим проблемам изготовления. Через два года, после окончания курса, Пироцкого назначили ревизором в Артиллерийское управление. На занятия электричеством оставалось только надеяться.

Но избавиться от стремления к творчеству невозможно. Досконально ознакомившись с состоянием производства пушек, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей с тройными стенками, благодаря чему значительно уменьшился расход топлива при плавке металла . Одновременно была предложена и новая система комнатных печей. Предложения артиллериста долго изучали и... отклонили. Однако Пироцкий все-таки вышел на «электрическую тропу». Изучая отчеты артиллерийских полигонов, он обнаружил на плане Белкового поля в Петербурге башню для прожектора, а на расстоянии 83 сажен — простейший генератор тока. Электроэнергия от него передавалась по двум проводам. Впрочем, проку от этого оборудования было мало, так как провода оказались слишком тонкими, а источник слабосильный. Идея же Пироцкого состояла в передаче «силы падающей воды», вращающей колеса, подобные мельничным и соединенные с генератором. Мощный генератор системы Якоби, основанной на принципе притяжения и отталкивания, изобретатель усовершенствовал и начал эксперименты по передаче энергии по достаточно толстому проводу, подвешенному на изоляторах на столбах. Опыты удались. Пироцкий продолжил во внерабочее время совершенствовать систему получения, передачи и превращения электричества в механическую работу, приспособив для исследований заброшенную железнодорожную ветку длиной 3,5 версты вблизи Петербургского порта.

В 1876 г. артиллерист- изобретатель опубликовал результаты опытов в «Инженерном журнале» и разослал его многим физикам и электротехникам. Его наблюдения и идеи подтолкнули коллег к работам в этом направлении, и не только в России. Представитель фирмы «Сименс и Гальске» немедленно отправили статью своему руководству в Германию. И вскоре на Берлинской промышленной выставке демонстрировалась возможность передачи электроэнергии по рельсам для движения вагончиков — ток подводился по специальному среднему рельсу и двум крайним.

Дальнейшие исследования Ф.Пироцкий продолжал вместе с крупным физиком Владимиром Чиколевым. 12 апреля 1880 г. на первой в мире специальной электротехнической выставке в Петербурге Пироцкий демонстрировал свои проекты и сделал доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод)», в том числе и для движения поездов. Расчеты выполнил известный физик профессор Дмитрий Лачинов. (Через год с подобным докладом в Париже выступил Д.Депре. Именно на «открытие» Депре обратил внимание Ф.Энгельс, говоря о технических, экономических и социальных последствиях подобных открытий. Интересно, что почти за полвека до того о подобных последствиях изобретений в области транспорта и энергетики написал Т.Шевченко.) Карл Сименс тщательно изучил экспонаты Пироцкого, перечертил схемы и задал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». В 1881г. их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого.

А в это время Пироцкий успешно реализовывал свои идеи собственными силами. Все лето 1880 года он переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция. 22 августа впервые не только в России, а во всем мире «был двинут» (как писали в газетах) настоящий двухъярусный вагон. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

Для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями. «Электрическая конка» из разряда курьезов переходила в крайне необходимый вид транспорта.

Справедливости ради следует все же сказать, что военное начальство несколько раз брало на себя некоторые расходы на эксперименты с электричеством. В 1881 г. Пироцкий проложил подземную линию, по которой передал электроэнергию от пушечной мастерской до Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул власти Петербурга к строительству центральной электростанции. Продолжая работать над другими своими идеями, Пироцкий в начале 1880 г. предложил несколько конструкций усовершенствованных металлургических и домашних печей, а также печей для выпечки хлеба. В развитии телеграфа также есть определенный вклад артиллериста-изобретателя.

Трамваи из Коломны — первые в Киеве
и вообще в России

Транспортная проблема возникла перед Киевской городской управой намного раньше, чем полагал Пироцкий, поднимаясь с Яблочковым по грязной дороге на Печерск. С конца 1860 годов интенсивно развиваются промышленные окраины города, расширяются базары, открываются лавки, магазины, гостиницы. Киев становится большим железнодорожным узлом. Первое предложение проложить конные железные дороги — конки — по улицам города поступило от компании киевских помещиков во главе с Корчак-Сивицким в 1869 году. Но только в 1886 году, когда конки уже действовали в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Тбилиси, Киевская управа объявила конкурс на строительство конной железной дороги. Победил проект известного инженера и предпринимателя Аманда Струве. Ему, выпускнику Николаевского инженерного училища в Петербурге, не было еще и 30 лет, когда он построил мосты через Москву-реку и Оку в Коломне, затем рядом — в Серпухове, и сразу же — наибольший в Европе железнодорожный мост через Днепр в Киеве.

30 июля 1891 г. было открыто движение по конной железной дороге, которая пролегла по улице Жандармской до Демеевки, а уже в августе эту линию продолжили до начала Крещатика. Продолжая кипучую деятельность в Киеве, Струве уже в следующем году пустил в эксплуатацию новые линии: от Крещатика до Львовской площади, от Крещатика до Кадетского шоссе, по Кирилловской улице. Однако четверки коней и дымящие, грохочущие паровички медленно, с трудом втаскивали на гору вагоны.

Но еще в апреле 1890 года Струве подал в Киевскую управу заявление о необходимости применить для «конки» электрическую тягу. Против этой идеи восстало почтово-телеграфное ведомство, утверждая, что «течение электричества по контактному проводу и рельсам будет мешать работе телеграфа и телефона». Тем временем на своем заводе в Коломне, построенном для изготовления мостовых металлоконструкций, вагонов и паровозов, Струве организовал проектирование и изготовление электрических конок-трамваев. В Киеве же 1891 г. на самом крутом участке Александровской улицы длиной в 1,5 км между Царской и Нижней площадями развернулось строительство трамвайной линии. Точно на той самой тележной тропе, по которой недавно ходил Пироцкий, укладывали рельсы, ставили столбы, строили электростанцию.

2 мая 1892 г. в Киев из Коломны прибыли два моторных вагона; 9 мая газета «Киевлянин» сообщила: «Состоялась пробная поездка электрического вагона на Александровской горе до Нижней площади... Вагон шел вверх и вниз по крутой горе вполне удовлетворительно и мог останавливаться без всяких затруднений в разных пунктах уклона». 2 (14) июня 1892 г. на этой линии было открыто первое в России регулярное трамвайное движение. Все та же газета «Киевлянин» отметила: «Вагоны переполнены публикой, кстати, многие пассажиры ездят по нескольку раз вверх и вниз, интересуясь этой важной для Киева новостью». В 1893 г. трамвайная линия была продолжена до Печерска (улицы Левашовской); в 1894—1898 гг. — по Владимирской и Караваевской улицам и между Лукьяновской и Сырцом; в 1896г. — по Мариинско-Благовещенской улице через Галицкую площадь на Сенную площадь; в 1899 — от Бессарабки до только что открытого Политехнического института. Доходы строителей новых линий и электростанций, эксплуатационников увеличивались. Развивался и Коломенский завод господина Струве. Там, кроме металлоконструкций и паровозов, наладили серийное производство трамваев.

Жизнь в нищете и смерть в безвестности

В 1888 г. Ф.Пироцкий вышел в отставку в чине полковника, прослужив в армии 24 года 6 месяцев и 6 дней с пенсией в половинном размере от оклада — 285 рублей 50 копеек в год. Но еще в 1885 г. он пытается получить наследство дяди в селе Масловке Алешкинского уезда Таврийской губернии. После пятилетних многократных рассмотрений дела в судах Федор Аполлонович вступает во владение поместьем. Однако неожиданно чиновник губернского управления обнаруживает, что в послужном списке наследника записана не та фамилия, что указывается в других бумагах. В 1896г. Пироцкий (он же Пероцкий) был выселен из имения и переехал в город Алешки.

Последнее десятилетие XIX века можно назвать временем «трамвайного бума». Интересно, что в самом Петербурге трамвайная линия была сооружена только зимой 1894-95 годов на льду Невы, так как только на реку не распространялся контракт Акционерного общества конных железных дорог, запрещавших использование электричества. А в это время изобретателю трамвая едва хватило пенсии на пропитание и оплату номера в гостинице. Однако он еще заказывает приборы и химические препараты, продолжая какие-то исследования, выписывает книги и журналы.

28 февраля 1898 года полковника Ф.Пироцкого находят мертвым. А 22 мая в газете «Юг» была напечатана заметка, не нуждающаяся в комментариях: «Никаких денег при нем совсем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, в счет описанного и позднее проданного имущества... На площади с молотка продавались I7 мая разные старые вещи, обозначенные в описании под номерами (под каждым номером один или несколько и даже много однородных предметов) и за все более-менее пригодные вещи стоимостью от 1 коп. до 4 руб. 65 коп. выручено всего 65 рублей. Непроданными осталось 16 номеров никому не нужных вещей, таких как, например, разные книги, бумаги и др. Осталось 5 сундуков, 4 чемодана и 3 ящика: все это наполнено деловыми бумагами, картинами, книгами». После этого сообщения Федор Аполлонович Пироцкий был забыт на многие годы.