UA / RU
Поддержать ZN.ua

Открытка с пейзажем

У нас пишут огромные труды по истории, где указывают биографии гетманов, руины Сечи и многие значи...

Автор: Николай Караменов

Несколько лет назад мне довелось быть своеобразным гидом у бывшего английского учителя истории и истории классической цивилизации (есть в Великобритании такой школьный предмет). Уйдя на заслуженный отдых, Джозеф начал максимально реализовывать свое хобби, — увлечение искусством. Человек с энциклопедическими знаниями по истории и культуре Австро-Венгерской империи приехал в Украину, чтобы на примерах архитектурных стилей обычных зданий и церквей увидеть и определить, какая часть нашей страны, чисто визуально, лишь обликом своих строений, возведенных до 1914 года, может подсказать знающему человеку о том, являлась она частью Австро-Венгерского государства или нет.

Джозеф был очень рад приезду в Украину. Во Львове он увидел много интересного, даже сводил меня в кафе, что находится в здании XIX столетия. Отличительной чертой кофейни является то, что кофе там подают с коричневым сахаром-сырцом. Побывав во многих городах Центральной и Западной Украины, больше нигде в продаже такого сахара мы не нашли. Посетители этого кафе могут почитать там газеты, прикрепленные к специальным деревянным рамочкам. Оказывается, подавать кофе с сахаром-сырцом и прикреплять газеты к деревянным рамкам — традиция, берущая начало еще с тех времен, когда Львов входил в состав Австро-Венгерской империи.

Туристический буклетик, которым руководствовался Джозеф, выглядел очень старым и потрепанным, поскольку был выпущен в конце девятнадцатого столетия в викторианской Англии для туристов-англичан, решивших посетить восточные части Австро-Венгрии.

Открытка с видом английской деревни
Только мы выехали за пределы крупных городов, бедный англичанин пришел в смятение. Ему очень понравилась наша страна, люди, природа, отнюдь не похожая на парковую, города и села. Но, если не брать во внимание Киев, Львов, Каменец-Подольск и города, подобные Стрыю, Джозеф нигде не мог найти почтовые открытки с изображением достопримечательностей того города или поселка, откуда он намеревался послать весточку в свою родную Англию. Как я узнал позже, в Англии, да и во всей Европе, — а Джозеф был в Италии, Франции, Австрии, — существует обычай отправлять домой открытки с видами того края, где в данный момент находишься. Почтовый штемпель указывает название деревни или города на открытке и изображает достопримечательности. Также в Англии есть традиция присылать открытки с видами городка или поселка, в котором живут, выражая благодарность людям, к которым были приглашены на ужин или обед.

Когда Джозеф с волнением объяснил причины своего замешательства, я не сразу понял. Окончательно для меня все стало ясно, когда я в киосках, сельских почтовых отделениях и книжных магазинах искал для него открытки с видом села или поселка, где мы находились. Безрезультатно.

В Киеве было легче. Открыток с видами Днепра, огромной статуи женщины над ним, с видом Софийского собора или Печерской лавры было предостаточно. То же было и во Львове, только уже со львовскими церквями и оперными театрами. В провинции все сплошь открытки с изображениями котиков, цветочков, каких-то текстиков типа «Денежному дяде от любящей племянницы» и т.д. И ничего подтверждающего, что данная открытка выпущена в данном месте, что ее изображением является картина местного художника, запечатлевшего акварелью или масляной краской центральную площадь городка, старинный парк поселка, тихую, красивую зеленую улочку.

Репродукция картины местного художника. Ретро-вокзал работает и сегодня
Сейчас, по прошествии нескольких лет, я понял, что в глазах англичанина-историка мы — носители определенного национального мироощущения. Мы для него люди без прошлого, игнорирующие историю, живущие только настоящим, зачастую приходящие в восторг от китча и вульгарщины. Естественно, не все, но большинство.

Джозеф каждый год поздравляет меня с днем рождения, Рождеством Христовым, Пасхой. И каждый раз присылает открытки, на которых запечатлены фотографии или картины местного художника с изображением родной деревни или поселка.

На первый взгляд, проблема не очень существенна, но она отражает то, как каждый из нас и все мы вместе чувствуем свою малую родину. У нас пишут огромные труды по истории, где указывают биографии гетманов, руины Сечи и многие значительные события, а вот открыток, где было бы изображено это село зимой, укрытое снегом, или весной во время празднования Пасхи, — нет. Большинство населенных пунктов нашей страны не имеют визитной карточки, они будто бы безлики.

У нас есть столица, возвышающаяся над всей остальной Украиной. Украинские художники и фотографы снимают и рисуют родные деревеньки или города. Дети в художественных школах пишут много пейзажей, но их работы с изображением вечернего парка в родном селе, маленькой и любовно ухоженной церкви вряд ли когда-нибудь будут напечатаны на открытках. А ведь почтовая открытка с изображенной на ней достопримечательностью села или городка — это не только красивая традиция, это уважение к малой родине, где живешь и трудишься. Это еще и бизнес, и материальная поддерж­ка местных художников, и, кто его знает, может, одна из немногих возможностей провинциального художника быть замеченным где-нибудь в Осло, Лиссабоне или Минске.

Фрэнсис Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» говорит о том, что основным двигателем всего, что создает человечество и отдельно мужчина и женщина, является отнюдь не инстинкт сохранения жизни, а жажда признания, желание быть по заслугам оцененным. О каком признании, не в виде исключения, а закономерно происходящем, может идти речь, если у нас села и городки не признаются общественным сознанием как имеющие право быть изображенными на картине или художественной фотографии для последующего «визитирования» в другом крае, в другой стране.

Открытки, их состояние, то, что на них изображено, — слепок коллективного бессознательного нашего общества. В Киеве и Льво­ве еще можно купить открытки с изображением, главным образом, церквей с золотыми куполами.

Правда, один раз мне посчаст­ливилось столкнуться с исключением. Будучи приглашенным на международную конференцию, посвященную евроинтеграции Украины, я не поверил своим глазам, увидев на стенах картины местных художников. Работа секции «Тернопіль — європейське місто», в которой мне довелось участвовать, происходила в здании тернопольской мэрии. Стены коридоров, всех приемных и кабинетов мэрии украшали масляные и акварельные картины художников Тернопольщины. Таким образом административное здание стало своеобразной художественной галереей, где были представлены лучшие художественные таланты Тернопольщины. Местные власти приобретали у художников картины, материально поддерживая людей искусства.

Возможно, и в других населен­ных пунктах Украины местная власть также украшает стены кабинетов картинами местных художников. Не исключено, что эти картины замечательно смотрелись бы в виде открыток…