UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТКРОЙТЕ, МИЛИЦИЯ!

Как-то моя коллега поделилась со мной беспокойством: в их доме по квартирам часто ходит милиция. По...

Автор: Людмила Щербань

Как-то моя коллега поделилась со мной беспокойством: в их доме по квартирам часто ходит милиция. Позвонив в дверь и представившись «участковый», сотрудник милиции, конечно же, особых препятствий не встречает: стражам порядка доверительно открывают двери. Но иногда под видом милиции в квартиру проникают воры и преступники. Коллега, открыв однажды дверь сотруднику милиции, долго себя корила: ведь кто его знает, действительно ли этот человек тот, за кого себя выдает. Позвонила, проверила. Оказалось, правда — сотрудник уголовного розыска. Но следует ли быть такой неосторожной и открывать дверь дома, только лишь услышав слово «милиция»?

За разъяснениями, как себя вести в таких случаях, я отправилась прямиком в свой родной райотдел, к компетентным людям — старшему инспектору отдела участковых инспекторов милиции Минского района Ярославу Мусийцу и старшему участковому Минского управления милиции Леониду Филоненко.

— Ярослав Николаевич, люди опасаются открывать двери незнакомым людям, даже если они в форме, ведь сейчас так часто преступления совершаются именно под видом милиции. К тому же в некоторых квартирах нет «глазка». Не проще было бы, чтобы жильцы знали своего участкового в лицо и по имени?

Я.М. — Это входит в обязанности участкового. Его должно знать не только население, но и фирмы, предприятия, размещенные на территории участка. Для этого разрабатывается график: например, раз в квартал участковый обязан встретиться и выступить в каком-то трудовом коллективе, в ЖЭКе или перед населением. Чаще всего, правда, это практикуется с трудовыми коллективами. На этих встречах участковый рассказывает, как надо охранять имущество, личное и государственное, какие меры безопасности надо предпринимать, дает консультации по всем интересующим вопросам.

Согласно приказу № 802 от 1999 года, МВД два раза в неделю участковый в своем служебном кабинете проводит прием населения. Обычно на кабинете каждого участкового есть табличка, где написана фамилия, имя, отчество инспектора, время приема и его рабочий телефон. Кроме этого, в субботу проводится дополнительный прием дежурным участковым.

Л.Ф. — Своего участкового жильцы должны знать не только в лицо и по фамилии, но и узнавать по голосу. Каждое утро участковый поднимается, берет свою папочку и делает обход территории. Обычно инспекторов, проработавших на этой должности год-два, уже знают и дворники, и бабушки, которые под подъездами сидят.

— Ну, бабушки всегда все знают. А как вы знакомитесь непосредственно с жильцами?

Л.Ф. — Для этого мы разносим по квартирам пригласительные, визитные карточки. В среднем в подчинении инспектора находится 5—7 тысяч населения, это примерно 1800 квартир. За год уделить внимание 50—60 квартирам — это под силу. Кроме того, мы часто находимся в помещениях ЖЭКов, куда люди ходят постоянно.

Я.М. — МВД разработана программа партнерских отношений с населением. В обязанности участкового входит распространение визитных карточек и информационных листов с полной информацией о местонахождении участкового, о его рабочем графике и телефоне, с указанием дней приема и телефона дежурного. Такие реквизиты будут расклеены на каждом парадном, на видном месте.

— В каких случаях вы можете прийти в квартиру?

Л.Ф. — К жильцу мы можем прийти по любому случаю, не только при ограблении или когда кто-то кого-то обидел. Мы интересуемся, не беспокоят ли соседи, не собираются ли шумные компании возле парадных, мешающие спать, или, может, кто-то подозрительный возле квартир околачивается. Мы сами заинтересованы ходить по квартирам, общаться с народом для того, чтобы не только обеспечить охрану населения, но и облегчить свою работу: даже если человек нам не даст никакой информации, мы уже будем знать друг друга в лицо.

— Как по внешнему виду распознать участкового?

Я.М. — В прошлом году было принято решение главка по всей Украине ввести единую форму для участковых инспекторов милиции. Это форма коричневого цвета, кепочка, на которой написано «Административная милиция», и специальные знаки различия: нагрудная шестиконечная звезда с трезубом и с надписью «Участковый инспектор милиции». На значке также есть номер, который определяет, за какой административной территорией закреплен участковый.

— Леонид Васильевич, что вы должны сказать, чтобы вам поверили и открыли дверь?

Л.Ф. — Когда я прихожу в квартиру, где меня не знают, то называю свою фамилию, имя, отчество, должность и говорю, по какому вопросу пришел. Если мне не доверяют (а так бывает часто, в основном боятся бабушки, одинокие, пожилые люди), я оставляю свои координаты и говорю: «Если вам не трудно, перезвоните мне, я буду в кабинете через полчаса, а потом подойду опять». Или говорю номер дежурного райотдела, человек звонит в райотдел, проверяет, работает ли такой инспектор. Либо меня тут же вызывают по рации, и я подтверждаю: «Да, я нахожусь возле такой-то квартиры». Если уж и тогда не получается, то оставляю координаты и говорю: «Я сижу в таком-то отделении, там-то, подойдите, я хотел бы с вами познакомиться».

— С одной стороны, боязно открывать, если в первый раз видишь человека, а с другой — могут посчитать несознательной, мол, не захотела помочь стражам порядка. Обязаны ли жильцы открывать дверь или это личное дело каждого?

Л.Ф. — Люди не обязаны открывать дверь никому, особенно в ночное время. Если у меня есть контакт с жильцами, я всегда предупреждаю: «Вы меня знаете, я ваш участковый, и ни в коем случае никому другому не открывайте, даже людям в форме. Если что, обращайтесь ко мне». Кроме меня никто не должен ходить по моему участку. Есть участковый, пусть он работает со своими жильцами.

Я.М. — Бывают, конечно, экстренные ситуации, когда на какое-то преступление приезжает наряд милиции. Тогда жилец тоже может перезвонить в дежурную часть и удостовериться, что это — милиция.